Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Власть и общество в средневековой Европе.

Читайте также:
  1. A) Власть
  2. II Научно-практическая конференция школьников и студентов СПО по обществознанию.
  3. II. Общество как социальная система, её основные системные признаки
  4. III. 1. ПАРАДИГМА И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
  5. III. Структура Федерального компонента образовательного стандарта по обществознанию
  6. Lt;variant>политика, технология, общество, структура
  7. Quot;Большое общество пропаганды" и "хождение в народ".
  8. V.Взаимоотношения нотариуса с коллегами и нотариальным сообществом
  9. Абсолютная монархия в Средневековой Европе.
  10. Акции не имеют установленного срока обращения, их владельцы могут получать дивиденды до тех пор, пока акционерное общество успешно функционирует.

Основой любой государственности является верховная власть. В середине III века до нашей эры знаменитый греческий философ Аристотель выделил три основных варианта верховной власти:

— единоличная власть;

— власть некоторого влиятельного меньшинства;

— власть общая, всенародная.

Реализация каждого из этих принципов создает ту или иную государственную форму:

- монархию, способную превращаться в деспотию;

- аристократическую республика, способную становиться олигархией;

- демократическую республику, способную делаться охлократией.

Кроме указанных форм существует еще и переходная между республикой и монархией тирания (сеньория). В. средневековье существовали все перечисленные выше формы правления.

Монархии можно подразделить по идеологической направленности на светскую и теократическую; по принципу получения власти - на наследственно-выборную, выборную и наследственную; по характеру власти - на ограниченную, протоабсолютную, сословную и абсолютную.

В средние века существовали аристократические (олигархические) республики; пополанские (демократические, цеховые, бюргерские) республики; тирании (сеньории).

Несмотря на разнообразие форм правления, в целом средневековое общество демонстрировало бесспорное преобладание монархического принципа управления государством.

В государствах Западной Европы на всем протяжении средневековья формы правления постоянно претерпевали изменения.

Переход от одной формы правления к другой был характерен для большинства республиканских государств (Милан, Болонья, Феррара, Мантуя, Лукка, Флоренция и др.), в которых часто происходила трансформация республики в тиранию, а от нее осуществлялся переход либо назад к республике, либо к монархии.

В государствах, в которых утвердилась монархическая форма правления, а также в некоторых республиках (Венеция, Генуя, Швейцария, Исландия) структура государственной власти изменялась лишь в пределах существующей формы правления.

В большинстве средневековых государств изменения формы правления не являлись необратимыми; часто происходил возврат к уже пройденному ранее этапу политический организации. Например, в королевстве Германия форма правления эволюционировала от наследственной протоабсолютной монархии (в середине IX - начале Х века) через наследственную ограниченную (в начале Х века) к наследственно-выборной ограниченной (в Х - середине XIII века), пока окончательно не установилась наследственно-выборная ограниченная монархия (с 1438 года). В средние века существовали и такие государства, в которых изменения в форме правления носили достаточно последовательный характер. К их числу можно отнести королевства Англию, Шотландию, Леон, Кастилию, Арагон, Португалию, Наварру. Например, в единой Англии (с IX века) форма правления последовательно развивалась от наследственно-выборной ограниченной монархии через наследственную ограниченную (в Х-Х1 веках) к наследственной протоабсолютной монархии (с конца XI века) и далее к наследственной сословной (со второй половины XIII века), перешедшей в наследственную абсолютную на рубеже XV и XVI столетий.

Таким образом, можно выделить две категории средневековых государств:

- государства с периодическими обратимыми изменениями формы правления (Германия и Священная Римская империя, Франция, Италия, Королевство Обеих Сицилий, Скандинавские государства);

- государства с последовательными изменениями в форме правления (Англия, Шотландия, Пиренейские государства).

В связи с тем, что одним из главных характерных признаков феодального строя является государственная раздробленность, средневековые государства можно разделить и по иному признаку:

- государства с преобладающей тенденцией к децентрализации (Священная Римская империя и такие ее части, как Королевство Германия, Королевство Италия, Королевство Арелат);

- государства с преобладающей тенденцией к централизации (Англия, Франция, Шотландия, Королевство Обеих Сицилий, Пиренейские и Скандинавские государства, Папская область, германские территориальные княжества, итальянские города-государства).

Необходимо сказать несколько слов и о социальной организации средневекового общества.

Средневековое общество отличалось четкой иерархичностью и делилось на сословия. Это деление связывалось с различием общественных функций, выполняемых представителями разных социальных групп.

В тройственной схеме общества, разработанной в начале XI века епископами Жераром Камбрезийским и Адальбероном Ланским, сословия - молящиеся, сражающиеся и трудящиеся - объявлялись частями единого тела, а служба каждого - условием службы двух других. Эта схема усложнилась с оформлением городской общности; тогда сословие трудящихся стало подразделяться на горожан и крестьян. Итак, развитое средневековое общество включало сословия:

• духовное;

• военно-служилое (дворянское);

• городское;

• крестьянское.

Собственно сословное (социально-политическое) деление дополнялось делением общества на социально-экономические группы. В средние века в Западной Европе отчетливо ощущалось также деление общества на духовенство и мирян.

Сословия не обладали внутренней однородностью. Каждое из них было разделено на своего рода разряды. Так, духовное сословие делилось на высший клир (кардиналы, архиепископы и епископы) и низший клир (архидьяконы, деканы, приходские священники). Особую группу составляло монашество; среди монахов также выделялись представители высшего клира - аббаты.

Военно-служилое сословие охватывало:

• высшую знать (императоры; короли; принцы и князья; герцоги, маркграфы, графы, виконты, рикос омбрес, капитаны);

• среднюю знать (бароны; шателены, то есть рыцари - владельцы замков; вальвассоры, инфансоны, идальгос, фидалгу, шевалье-баннере);

• низшее дворянство (рыцари, шевалье, вальвассини; однощитные рыцари; кабальерос, кавалейру; оруженосцы; шевалье-башелье, то есть дворяне, не имевшие рыцарского звания; министериалы, то есть служилые люди несвободного происхождения).

Городское сословие делилось на патрициат, пополанов, или собственно бюргеров (банкиры, ростовщики, менялы, откупщики, промышленники, владельцы крупных мастерских и мануфактур, розничные торговцы, ремесленники, правоведы, адвокаты, нотариусы, трактирщики, повара, цирюльники, матросы и т.п.); плебейство (наемные работники мануфактур, подмастерья, ученики, грузчики, носильщики и т.п.).

Крестьянское сословие охватывало сельскохозяйственных производителей, различавшихся по социально-правовому статусу и находившихся в разной степени сеньориальной зависимости:

• аллодистов, или посессоров (керлов, фригольдеров, бондов, иоменов, мейеров, шульцев) - лично свободных наследственных собственников земли;

• прекаристов (генитов, вилланов и т.п.) - лично свободных арендаторов земли, зависимых по условиям держания;

• колонов (в Англии - нэтивов, потом вилланов; в Английской Ирландии - бетагиев; в Арагоне - ременсов; в Кастилии - хуниорос), имевших землю в наследственном пользовании, но прикрепленных к ней и ограниченных в распоряжении наделом и т.п.) - полусвободных наследственных пользователей земли;

• сербов (рабов, являвшихся полной собственностью сеньора, но, как правило, не продаваемых отдельно от земли).

Иерархия внутри сословия светских феодальных сеньоров строилась на основе отношения держателя феода (фьефа, бенефиция, лена) к королю (императору), стоявшему во главе этой иерархии. Непосредственно от него держали лены представители высшей знати (принцы, герцоги, графы и т.п.), от них (а иногда и непосредственно от короля) - представители средней знати (бароны, шателены, шевалье-баннере и т.п.), от них - наиболее влиятельные рыцари. В самом низу этой лестницы стояли мелкие бедные рыцари (однощитные рыцари, кабальерос) и оруженосцы (шевалье-башелье).

Во Франции и Священной Римской империи отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом вассал моего вассала - не мой вассал. В Англии, Королевстве Обеих Сицилий, Скандинавских и Пиренейских государствах король считал своими вассалами и вассалов низших ступеней (арьервассалов).

Каждое из сословий, составлявших средневековое общество, выполняло вполне определенные функции. Духовное сословие играло идеологическую роль, занимаясь просвещением мирян и отмаливая грехи мира.

Функции представителей военно-служилого сословия сводились к выполнению военных или административных служб на основании вассально-ленных обязательств. Королевские вассалы вместе со своими вассалами составляли феодальное ополчение первого и второго призывов.

Бюргеры в средневековом обществе выполняли главным образом функции производителей и распространителей (продавцов) тех материальных благ (ремесленные изделия, предметы роскоши и т.п.), которые не могла изготовить западноевропейская деревня. Сословие горожан стало важным фактором развития феодального государства во всех странах Западной Европы. Оно представляло собой силу, с которой вынуждены были считаться как королевская власть, так и крупные сеньоры. Ведь городское сословие давало важные источники государственных финансов и доходов для сеньоров городов.

Повышение политической активности городского сословия явилось одной из важных причин появления в структуре западноевропейских государств сословно-представительных учреждений.

Подавляющее большинство населения средневековой Европы принадлежало к крестьянскому сословию. Оно исполняло роль главного производителя сельскохозяйственной продукции и ремесленных изделий (в основном предметов первой необходимости, рассчитанных на внутреннее использование).

Деление средневекового общества на феодальных сеньоров и сеньориально зависимых людей определялось условной формой земельной собственности, обладание которой было связано с какими-либо обязательствами. В феодальную эпоху практически каждый человек был чьим-нибудь вассалом; существовала, однако, принципиальная разница между благородным, вассалом (дворянином) и неблагородным (крестьянином или горожанином). И те и другие в обмен на покровительство и земельное пожалование должны были выполнять определенные службы.

Политический смысл процесса государственной централизации, начавшегося в западноевропейском регионе с рубежа XI и XII столетий, заключался в постепенном переходе королевской или княжеской (в германских землях) власти от чисто сеньориальных форм управления (когда король правил своим государством, как любой другой сеньор в своих владениях) к общегосударственным, публично-правовым.

В раздробленном государстве тождественность природы центральной власти и власти феодала в домене отражалась в практической нерасчлененности понятий публичного и частного права. Король в таких условиях действовал не столько как суверен, сколько как сюзерен, то есть верховный сеньор своих вассалов.

Следствием перехода к общегосударственным средствам управления была постепенная концентрация власти в руках короля и его чиновничьего аппарата, который во всех странах складывался примерно по одному типу.

Вокруг короля создавался расширенный совет. В него входили как духовные и светские магнаты, так и должностные лица менее знатного происхождения, профессионалы. Среди них выделялись люди, отвечавшие за конкретные ведомства: канцлер - первый министр короля, хранивший королевскую печать; казначей, ведавший финансовыми вопросами; маршал и коннетабль (во Франции), руководившие феодальным войском и т.п. Королевский совет (Королевская курия) обычно разделялся на две палаты - судебную {Суд королевской скамьи в Англии, парламент во Франции и т.п.) и финансовую или казначейскую (палата шахматной доски в Англии, Счетная палата во Франции и т.п.).

Параллельно создавалось или укреплялось местное управление. За управление в округах отвечали королевские должностные лица: шерифы и бейлифы в Англии, прево, бальи и сенешали во Франции, юстициарии и баюлы в Королевстве Обеих Сицилий, графы кмеринос в Леоне и Кастилии, вейцламаны и ленсманы в Скандинавских государствах и т.п.

Дальнейшее развитие процесса централизации, окончательное оформление сословного деления общества и повышение политической активности сословий особенно городского, в ряде государств привели к участию сословной организации в политической жизни государства. Возникновение сословных собраний в монархических государствах (преобладающей тенденцией к централизации преобразовало эти государстве в сословные монархии (в период с конца XII по вторую половину XV века).

В государствах же с преобладающей тенденцией к раздробленности появление сословно-представительных учреждений (например, имперских рейхстагов) не привело к трансформации в сословные монархии, чему мешала как сама феодальная раздробленность, так и приниженное положение многих городов (в Германии). Не развилась сословная монархия и в Королевстве Обеих Сицилий, где рано сложившаяся абсолютная монархия помешала участию сословий, особенно городского и крестьянского, в политической жизни страны.

Зарождение парламентаризма.

Прообразом сословно-представительных учреждений, появившихся в большинстве западноевропейских стран, послужил один из элементов родового строя германских народов - общие собрания всех свободных воинов по округам (тинги, гемоты, фольксмоты и т.п.). Во Франкском королевстве такое собрание - мартовские поля - даже носило общегосударственный характер. В процессе феодализации варварских государств в VI - ХI веках эти собрания либо утратили свое значение, либо вообще перестали созываться.

В Исландии, заселенной в последней четверти IX - первой четверти Х века (главным образом, норвежцами), всенародное собрание - альтинг - из старших представителей всего лично свободного и полноправного населения острова (могучих бондов) не только продолжало созываться, но и являлось верховным органом власти (до 1262 года). На альтинге выбирались и два епископа Исландии. Первый альтинг был собран в 930 году и возглавлялся знатным законоохранителем (хевдингом). Подобное всенародное собрание - алльманнатинг, также с хевдингом во главе, существовало и у гренландских норманнов.

Конечно, исландский альтинг X - XIII веков еще не был в полной мере сословно-представительным учреждением, так как сословная организация в Исландии в то время еще не сложилась; но это уже был не просто военный смотр, утверждавший все королевские постановления, как мартовские поля у франков, а общегосударственное законодательное и судебное собрание.

Рождение представительных учреждений произошло только на этапе расцвета сословной организации феодального общества, когда открыто заявило о себе бюргерство и были достигнуты определенные успехи в централизации.

Все средневековые западноевропейские представительные учреждения можно разделить на два типа в зависимости от участия или неучастия в них крестьян:

- трехсословные (без участия представителей свободного крестьянства);

- четырехсословные (более демократичные, в которых участвовали представители всех сословий).

К числу первых относились барселонские, арагонские и португальские кортесы, английский, шотландский и ирландский парламенты, французские Генеральные штаты, германские ландтаги и рейхстаг. Ко вторым можно причислить леонские и кастильские кортесы, шведский риксдаг, датский фолькетинг.

Начало более или менее постоянному сословному представительству в Королевстве Леон было положено в 1188 году, когда король АльфонсоIX (1188 – 1230 гг.) созвал в городе Леон названное кортесами собрание епископов, светских магнатов и "выборных граждан от отдельных городов". С 1250 года стали созываться кортесы и в Кастилии. В этих королевствах кортесы играли весьма значительную роль. Вместе с городскими депутатами в них заседали и представители свободных сельских общин. Эта третья палата в кортесах до конца XIV века пользовалась значительным влиянием. С конца XII века кортесы переняли функции прежних королевских курий: избирали короля, провозглашали новые законы, даровали городам и селениям новые права (фуэрос), решали вопросы войны и мира. Курия же оставалась высшим судом.

С 1218 года кортесы стали регулярно собираться в Каталонии, а со второй половины XIII века - в Арагоне. В 1254 году первые кортесы созвал король Португалии Альфонсу III (1248 - 1279). С конца XIV по конец XV века в Португальском государстве влияние кортесов, которые собирались достаточно регулярно (раз в один-два года), было особенно сильным, что, однако, способствовало и укреплению королевской власти.

Наиболее ярко выраженную и законченную форму имели сословно-представительные собрания в Англии и Франции. Первое общеанглийское сословно-представительное собрание - парламент - было созвано в 1265 году фактическим правителем Англии графом Лестерским Симоном де Монфором. Право участвовать в парламенте получили не только крупные феодалы (прелаты и бароны), лично приглашаемые королем, но также выборные представители рыцарства и городов.

Окончательно английский парламент сложился в первой половине XIV века. Он стал делиться на две палаты: верхнюю - палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю - палату общин, где заседали рыцари и представители городов, причем вторая палата численно превосходила первую. Английский парламент имел право устанавливать налоги и участвовать в издании статутов (законов), которые обычно принимались королем и палатой лордов по петиции палаты общин.

Во второй половине XIII века возникает парламент и в Шотландии, однако, он первоначально представлял собой собрание крупных феодалов. С 1297 года при английском наместнике в Ирландии также создается сословный парламент, но только из англичан.

На рубеже XIII и XIV столетий в политической жизни многих французских провинций, а затем и всего государства стали активно участвовать сословия. В 1302 году король Филипп IV Красивый (1285 - 1314) впервые созвал общегосударственное сословное собрание - Генеральные штаты. Наряду с ними собирались Штаты, южных провинций (Лангедока) «Штаты северных провинций» (Лангедойля). Французские сословно-представительские учреждения состояли из трех палат: палаты первого сословия - духовенства; палаты второго сословия - дворянства, в которой заседали лишь представители средних и мелких рыцарей; и третьей палаты, в которой заседали мэры городов и члены городских советов. Каждая палата имела лишь один голос, и решение Штатов в целом зависело от соотношения голосов палат.

Созывались Штаты лишь по инициативе короля и обсуждали предложенную им программу. В основном они решали вопросы о субсидиях центральной власти или поддержке короля в том или ином важном политическом деле.

В XIII веке в отдельных германских княжествах также появляются сословно-представительные собрания представителей прелатов, светских феодалов и наиболее значительных в данной области городов (ландтаги). Эти собрания пользовались известным влиянием в рамках областей. Общеимперские собрания (рейхстаги) имели скорее символическое значение. В их состав входили светские князья и прелаты; города же, притом только имперские, приглашались туда нерегулярно и не имели там особой палаты (до конца XV века). Рыцари также не имели самостоятельного представительства. Решения рейхстагов не являлись обязательными ни для их участников, ни для императора. Как уже упоминалось, в Священной Римской империи сословная монархия так и не сложилась.

Позднее всего появились органы сословного представительства и развилась сословная монархия в Скандинавских государствах. В Швеции с 1435 года стал регулярно созываться риксдаг, в Дании с 1468 года - фолькетинг. В эти общесословные собрания входили представители духовенства, дворянства (как высшего, так и низшего), горожан, свободных крестьян, горняков. Главным вопросом, который решался в этих сословных учреждениях, было вотирование обычных и экстраординарных налогов и пошлин.

Таким образом, в большинстве западноевропейских государств сословия стали допускаться к некоторому участию в управлении страной, а власть приобрела в таких странах форму сословной монархии. Средневековые сословно-представительные учреждения послужили основой для создания современных европейских парламентов.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 199 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав