Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ЛЕКЦИЯ № 2. Античная философия представляет собой совокупность разнообразных философских учений, развивавшихся в Др.Гр

Читайте также:
  1. Амплитудная селекция
  2. Беседа как метод обучения детей дошкольного возраста диалогической речи (лекция).
  3. Вводная лекция
  4. Вводная лекция
  5. Вопрос 1.Лекция.
  6. Воскресная лекция Шрилы Радханатхи Свами в Киеве о Бхакти Тиртхе Свами
  7. Временная селекция
  8. Вступительная лекция.
  9. Вступительная лекция.
  10. ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ

 

Античная философия представляет собой совокупность разнообразных философских учений, развивавшихся в Др.Гр. и в Древнем Риме на протяжении тысячелетия, начиная с конца 6в до н. э. – 5 в.н.э., последняя философская школа в античной Греции были распущенны в 529г н.э. по указу императора Юстиана. Античная греческая философия явилась началом всей европейской философии. Тем не менее, она внесла исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры, задала основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях античности черпали вдохновение философы различных эпох. Известный английский философ Рассел отмечал: «что нет ничего более трудного, чем объяснение древнегреческой цивилизации и особенно это относиться, к его интеллектуальной области…». А известный греческий политический деятель и философ Перикл в свое время, отмечал: «Мы будем предметом удивления и для современников, и для потомков!».

В античной философии выделяют следующие этапы. Ранний или архаический (6 в. - начало 5 в. до н.э.) Основными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон, Ксенофан); атомисты (Левкипп и Демокрит; Гераклит; Эмпедокл и Анаксагор.

Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, природа (физис), именно поэтому первых греческих философов называют физиками, а философию натурфилософией.

Классический (5 в. до н.э.) Основными школами этого периода являются софисты (ГОРГИЙ, ГИПИЙ, ПРОДИК, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода - сущность человека, синтез философского знания. Главная проблематика этого периода – онтологическая антропологическая и гносеологическая.

Греко-римский или эллинистический этап (конец 4 в. до н.э. – 5 в. н.э.) связан с упадком греческой демократии, кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками А. Македонского и их потомками.

Основными школами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы; стоики: ранняя, средняя, поздняя. Наибольшую известность получили представители поздней стои: Сенека и Марк Аврелий; скептики (Пиррон, Секст Эмприк); киники (Антисфен, Диоген и др.); неоплотоники (Плотин, Порфий, Пркол и др.). Кризис античных моральных и философских ценностей; снижении страха перед богами и иными сверхъестественными силами уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтами; поиск физической и духовной опоры в самом себе привело к тематике проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, мистического взаимодействия человека и мира. Главная проблематика эллинизма – аксиологическая и праксеологическая.

 

 

Самой первой, философской школой явилась школа получившей название Ионийской или Милетской. В числе основателей этой школы Фалес, и его ученики Анаксимандр и Анаксимен. Но, пожалуй, главным создателем этой школы был Фалес, который был признан одним из великих семи мудрецов, крупным знатоком естествознаия и даже технический наук. Взоры этих философов были обращены прежде всего, к космосу, природе, поэтому их назвали натурфилософами, космистами, а сама философия носила космологический характер. Более всего их интересовало та первооснова, которая лежит в основе всего мироздания, это первоначало было названо – субстанцией. А сам интересовавший фундаментальный вопрос был сформулирован следующим образом: АРХЭ? «Из чего все?». С точки зрения Фалеса такой первоосновой служит – вода. По Анаксимандру ею является – алейрон – т.е. бесконечная неопределенная материя. А, по мнению Анаксимена ею служит – воздух. Само собой разумеется, и вода, и воздух, и другие вещества одушевлялись философами и им придавался особый чуть ли не божественный характер. Можно сделать вывод, что при всем разнообразии того, что лежит в основе мира, в этом было и определенное сходство: каждый раз речь шла о том или ином реальном, конкретном веществе. Таким образом, милетцы сделали, совершили прорыв, вместо мифологического объяснения мира, они предложили естественную трактовку происхождения мира.

Говоря в целом о милетской школе, можно подчеркнуть, что это была первая, стихийно-материалистическая и вместе с тем диалектическая школа в Древней Греции. Фалесу приписывают многое. Например, на вопросы: что труднее всего на свете? Фалес отвечал – «Познать самого себя». Что легче всего? – «Дать совет другим».

Фалес был всестороннем образованным человеком в области философии, астрономии, физики, математике.

Очень близко примыкает к этой школе другой, видный греческий философов - Гераклит (Эфесский) живущий недалеко от Милета в городе Эфессе. С его точки зрения субстанцией мира является «ОГОНЬ». По его словам этот космос не создал ни один Бог, ни один человек, он вечно был, есть, будет, а в нем мерами воспламеняющий и мерами угасающий - огонь. Гераклиту принадлежит другой афоризм в греческом варианте «Пантерей» - в переводе на русский означает - «Все течет, все изменяется». Гераклит изъяснялся очень сложным и замысловатым языком. Ему принадлежат такие слова: «Многознание уму не научает». Характеризуя философию Гераклита важно отметить, что она носила как материалистический так и диалектический характер. Другими словами говоря Гераклит был первым кто обратил внимание на текучесть, изменчивость, подвижность мира. Он указал, что все вещи внутренне противоречивы, состоят из противоположностей. Распри, борьба представляют собой источник развития. ПИФАГОР. Другой важной античной философии явилась пифагорейская школа. В ней были не только мужчины, но и женщины. В этой школе был непреклонен авторитет Пифагора. И всякий раз, подчеркивая его превосходство, его ученики говорили: «Так сказал он!». Пифагорейцы, развивая свои взгляды на субстанцию считали, что первоосновой мира выступают числа:

-Числа это все

-Число самое мудрое

-Число управляет миром

-Нет ничего превыше числа

-Все вещи суть чисел

Таким образом, можно зафиксировать такие особенности, как магия числа. Не удивительно, что числами и отношениями между ними они объясняли гармонию мира. К примеру, по их мнению – звучание струн музыкальных инструментов, в конце концов зависит от длины последних. В школе Пифагора были и другие примечательные особенности - то, что ученики Пифагора каждый день набрасывали план своей деятельности на каждый день, а вечером подводили итоги. Далее, представляет интерес учение Пифагора о переселении душ, он считал, что душа человеческая бессмертна, при смерти тела, душа может переходить в тела других и даже животных

Другая его мысль о том, что все события, так или иначе повторяются через 600-700 тысяч лет

Элейская школа. Началом европейской метафизики часто связывают с элейской школой, основатель которой Парменид (504-480 гг до н.э), который впервые ввел понятие бытия как предмет философских размышлений.

Продолжая античную традицию о происхождении сущности, Парменид сформулировал, что в основе сущего лежит бытие. С точки зрения П. «есть бытие, а небытия вовсе нет». По Пармениду бытие всюду непрерывно и однородно, вечно и, следовательно, совершено. Небытия не существует, потому что «невозможно ни познать, ни в слове выразить». Другими словами, существует только то, что мыслимо и выразимо. Этот подход требует выяснения вопроса о соотношении бытия и мышления Бытие и мысль о бытии тождественны. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учит, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно не в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью и умом. Бытие вне мысли не существует, считал Парменид. Думать и быть одно и тоже – говорил он. Мыслимое существует, а мысль без бытия – ничто. Небытие (ничто) не существует т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признать одновременно бытие и небытие. Парменид принадлежат такие высказывания: «Одно и тоже есть мысль о какой-либо вещи и сама эта вещь, иначе говоря, одно и тоже мышление и бытие».

Парменид первым стал проводить различие между знанием и мнением.

По Пармениду знания относятся к бытию и его проявлению. Что же касается чувственно воспринимаемого мира, то он кажущийся, мнимый. Физическая картина мира – это предмет «обманчивых слов». Только ум ведёт к истине, а чувства порождают мнения, приумножают обманчивые слова, ориентированные на сокрытие истины мира. Гносеология Парменида строится на том, что истина доступна только размышлению. Разум управляя чувствами может достигнуть истины, при этом роль чувств не отрицается, но и не отражает всей полноты мира. Ярким представителем элейской школы является ученик Парменида, Зенон – субъективный диалектик (464-361гг до н.э). В соответствии с принципами элеатов З. также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он признает рациональное познание, чувственное ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон разработал 40 апорий направленных против движения и против множественности вещей и доказывающее неизменность и неподвижность сущего, а если существует движение, то возникают неразрешимые противоречия. В своих апориях З. высказывает возражение относительно возможности мыслить движение, до нас их дошло лишь 4:

1. «Дихотомия» (стадий) – прежде чем пройти стадии, необходимо пройти половину половины и так до бесконечности, следовательно, начать движение невозможно, а даже если бы и можно было его начать, то его нельзя было бы закончить так как надо было бы пройти бесконечное количество точек в конечное время.

2. «Ахилл и черепаха». Быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, поскольку при условии одновременного начало их движения в момент появления Ахилла на месте черепахи она уже пройдет известное расстояние обозначит новую точку старта и так до бесконечности; если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни завершиться. 3. «Стрела летящая». Что касается движения стрелы по Зенону, такого нет, поскольку в каждой точке стрела покоится, и выходит, что движение есть совокупность разных видов покоя. По этому поводу имеется два возрождения. Первое принадлежит греческому философу Антисфену который в ответ на замечания Зенона, встал из-за стола и стал ходить вокруг него. Более серьезным было возрожение (замечание) Гегеля – стрела в каждом месте покоится и не покоится. Итак. По З. сумма состояний покоя исключает возможность движения

 

Тем не менее следует отметить, что Зенон своими апориями впервые поставил проблему – бесконечности. Что единое бытие противостоит чувственному итру и доступно лишь логическому мышлению. Эти парадоксы Зенона неоднократно вызывали энергичные попытки разрешить их со стороны и др. философов. Однако до сих пор они не разрешены.

Демокрит. Говорят что Демокрит написал очень много трудов, но ни одно из них не сохранилось. Он был большой труженик, жертвенник. Он думал, что, лишив себя зрения можно познать мир глубже. Продолжая линию элеатов, Демокрит также рассматривает в качестве субстанции Бытии. Но в отличие от элеатов он берет бытие не как единая и неподвижная, а как бесконечное разнообразие, простых тел. Он, истолковывает в конечном счете бытие как неделимое тело. Эти тела он называет греч.сл. Атом которые имеют одноименный смысл. Демокрит утверждаел, что есть не только бытие т.е. бесконечное множество кружащихся вихреобразно, которые то соединяются, то разъединяются, существует и небытие – под которым он имел ввиду – пустоту. Касаясь природы атомов он отмечал, что они имеют определенную величину, фигуру и движутся в одном и том же порядке, не отклоняясь от заранее запланированном траектории. Это позволяло разрешить проблему противоречия между единым и многим, поставленную элеатами. С одной стороны атом неизменен, неделим, неуничтожим, а с другой стороны – атомов бесконечное множество и пустота является условием существования этой множественности. Мир и все вещи, существующие в нем, включая душу человека. Мир есть соединение различных по форме, величине и положению атомов.

Другая особенность философии Демокрита - попытка объяснить мир, не прибегая к понятию цели. По Демокриту «все, возникает на каком – нибудь основании и в силу необходимости» т.е. все имеет свою необходимую причину. Демокрит признавал в силу этого необходимость, утверждая при этом отсутствие случайности. Случайность не существует в реальности – это результат незнания. Случайность – это беспричинное. Из классических изречений Демокрита можно выделить два следующих изречения: «Счастье, это то, когда человек обходится малым», «Проживи незаметно!».

 

 

II. Классический этап развития философии приходится на 5в. до н.э. История Греции этого периода характеризуется острой политической борьбой внутри полисов, государственными переворотами. Аристократические формы правления сменяются демократическими. Демократия порой перерождается в олигархию и тиранию. Время требовало новых идей, новых знаний, умения разбираться в психологии, аргументировать, доказывать, умение правильно мыслить и правильно говорить.

В это время появляется школа софистов - первые платные учителя «мыслить, говорить и делать». Их интересовала не истина, а эристика (искусство побеждать в споре, тяжбе). Не главное истина, а умение убедить слушателей т.е. имеется в виду - способность черное выдать за белое, и наоборот, в зависимости от поставленной задачи. Они отрицали объективную истину, и утверждали, что истина всегда субъективна. Основные выводы софистов: 1) главное свойство материи не её объктивность, а её изменчивость; 2) ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к другому и через другое; 3) всё существующее имеет свою противоположность.

Представители этой философской школы были не просто философами, а философы – педагоги, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний. Среди софистов условно выделялись группы старших и младших софистов. К старшим софистам относились Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.

Девиз Протагора «человек есть мера всех вещей».Этот тезис затрагивает проблему ключевых ценностей и интересов человека в его отношениях к миру. Для одного - человек самоцель, а для другого – всего лишь средство достижения сомнительных целей. В целом же софисты, подготовили вывод о том, что окружающий нас мир в силу своей неопределённости и изменчивости непознаваем, а стало быть, и необъясним.

Сократ (470-399гг. до н.э.) в эпоху колебания нравственных и политических принципов он указал на человеческое самопознание как источник всякого истинного знания и философии.

Сократ явился тем человеком-философом, который произвел первый антропологический поворот в философии. Его смысл состоял в том, что Сократ призвал повернуть взоры не на исследования – космоса, природы, а заняться проблемой, что есть сущность человека? Он это предложил не потому, что природу и космос изучить нельзя, а потому, что космос это предмет божественных изысканий, а дело человека изучить самого себя. Отсюда два его знаменитых изречения: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю – но и другие не знают даже этого». Это обозначение его великой скромности. Сократ для доказательства своих идей много делает для изучения самого процесса познания. Пожалуй, он впервые из состава общего знания выводит «понятие», придает ему особое значение. Еще большую роль в истории философии и познания сыграл его сократический метод.

Сократ первый, указал на то, что знание носит устойчивый понятийный характер, а метод субъективной диалектики назвал «повивальным искусством» т.к. с его помощью рождается истина в процессе беседы, диалога.

Сведения о Сократе и его идеях дошли до нас исключительно в изложении его учеников, т.к. сам за всю свою жизнь не написал ни строчки. Причиной тому было его отношение к письменности, которую он считал внешним, мертвым знанием, мешающие глубокому внутреннему пониманию вещей, и поэтому живой диалог ставил неизмеримо выше того, что написано.

Основной метод «мейевтики» выработанный Сократом нацелен на рождение истины. Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Этика Сократа привлекает прежде всего рационалистичностью. Сократ полагал, что – любое знание – есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. По его мнению, если человек будет знать, что такое добро и уметь отличать от зла – он ни когда дурно не поступит. Здесь величайший мудрец – ошибался. Очевидно, когда знания станут убеждением, можно было бы сделать сократовский вывод.

Сократ не был понят официальными властями. Его обвинили, как подрывающего устои общества, сбивающий с толку молодёжь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорён к смерти и принял чащу с ядом

Платон (греч. сл. Платон в переводе на русский означает - широкоплечий). Аристок его настоящее имя. Он первый создал Академию. П. явился тем философом, который впервые систематически обосновывал свою идеалистическую концепцию – учение об идеях или формах. Выходит, что бытие есть в конечном счете ни что иное, как бестелесная идея. Так он явился основателем – объективного идеализма. Платон разделил весь мир на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. При этом он считал, что идеи вечные, нетленные, не приходящие, именно они лежат в основе всех вещей и составляют их сущность. Что же касается чувственных вещей, они являются бледной копией идей. Платон не отрицал существование материи, но свел ее практически к пространству, лишил всякой активности. Многократные вещи Платон толковал, как нечто возникшее из соединения идей и материи, при безусловном приоритетном верховенстве идей. Платон уделял большое внимание характеристике общества и государства. Можно привести два изречения Платона: «если тот – кто женится, и, если, жена окажется сварливой то ему придется стать философом», «поступай правильно и получишь благо».

Аристотель – самый величайший мыслитель Др.Греции, ученик Платона, воспитатель А.Македонского. Основатель собственной философской школы по месту и названию города Ликея -Лицей. Энциклопедист. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Метафизика», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика» и др. Изречение Аристотеля: «Платон мой друг, но истина дороже» означала, что он его ученик и, несмотря на дружбу, истина дороже дружбы!». Аристотель явился завершителем систематизатором всей античной греческой философии классического периода. Он разделял свою философию на три части это:

1) теоретическая, изучающая проблема бытия, его первоначало и причины различных явлений 2)практическая – это учение о деятельности человека, устройстве государства

3) поэтическую – учение о творчестве.

Четвёртая часть философии Аристотелем была выделена логика.

Рассматривая проблему бытия Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых бестелесных идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью.

Аристотель даёт свою трактовку данной проблемы: первичным выступают единичные, конкретно определённые вещи, именно, их он объявляет сущностью. Сами же вещи он называет индивидуальными или неделимые (т.е. существует конкретный предмет в конкретном месте, имеющие свои признаки).

Однако А. не смог преодолеть до конца идеализм Платона и колебался между материализмом и идеализмом. Для него каждая вещь есть материя, каждая вещь имеет свою причину и целевое назначение. Материя цель и начало движения, однако материю он признавал инертной, пассивной.

Творческую активность он приписал форме, при этом объявил форму всех форм неподвижной. Для характеристики единичного, конкретного бытия Ар. вводит понятие «субстанция». Содержанием субстанции является взаимосвязь материи и формы. В этом единстве материя отвечает за потенциальное бытие, а форма – за возможное бытие, а вместе они обеспечивают реальное бытие. Кусок мрамора – это ещё не статуя, идея статуя в голове у скульптора – ещё не статуя. Но обработанный кусок мрамора, получивший определённую форму, становится статуей, произведением искусства. Аристотель построил оригинальную по тем временам теорию познания. Познание начинается с ощущения предметной реальности. Первый шаг в познании – установление факта; второй – в уяснении его причины; третий – в исследовании сущности факта. Для Ар. сущность – это нечто, способное к самостоятельному существованию поддающееся познанию. Это единство активной формы и пассивной материи. Инструментом познания сущности являются категории их 10 – сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Иначе говоря, по Аристотелю бытие – сущность (субстанция), обладающая свойствами: кол-ва, качества, места… (см. выше - категории). Ар. явился создателем формальной или классической логики. Он дал любопытное определение человеку. По его словам человек – это общественное животное наделенное разумом. Касаясь жизни общества Ар. Высказал мысль о том, что частная собственность укоренена в природе человечества. Без неё невозможно образовать общество. Другая его мысль о том, что тот класс, который мы называем средним классом является опорой общества, ибо он более заинтересован в социальном прогрессе. Ар. выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону Ар. разделяет «дурные» формы государства и хорошие (монархия; аристократия и полития).

3. В эпоху эллинизма получили распространение следующие философские школы: стоики, эпикурейцы, киники (циники), киренаики, скептики.

В эпоху эллинизма в древнегреческом обществе произошли крупные перемены – пошла на убыль полисная демократия. Все более широкий размах принимало разложение греческого общества. Особенно это коснулось такой стороны жизни людей – как нравственная. Эти настроения так или иначе нашли свое выражение в философских учениях. Если коснуться такой школы как стоическое, то здесь это нашло весьма заметное выражение. Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов: ранняя стоя – 3-2 в.в. до н.э., средняя стоя – 2-1 века до н.э., поздняя стоя – 1 в. до н.э. – 3 в. н.э. – Сенека, Эпиктет, М. Аврелий (философ,рим. импер-р) Стоики разделили философию на три части, выделив такие разделы как логика, физика и этика, и это вообще не случайно. Поскольку этические проблемы этой школы вышли на первый план. Стоики рассматривают философию ни только как учение, а как житейскую мудрость, образ жизни. Они были первыми, которые считали, что философия представляет собой – науку умирать. Они выдвинули в качестве лозунга «Освобождение от зависимости внешних сил, от собственной страсти и даже от страха перед смертью». Они полагали, что каждый должен быть готов с достоинством принимать удары судьбы, сохранять при этом душевное равновесие, и невозмутимость.

Идеалом стоиков и, в первую очередь мудрецов было: состояние безмятежности, равнодушие к внешним событиям, внутреннего покоя. Отсюда знаменитое выражение:

- «с достоинством принимай неизбежное»

- «делай что должно, а там будь что будет»

Стоики верили в судьбу, рок, они считали, что у каждого из живущих нет выбора – он должен следовать законам природы, своей предначертаной судьбе. А если он попытается поступить иначе – все равно жизненные обстоятельства заставят его следовать велению рока. Характерные черты стоиков: неучастие в жизни государства, игнорирование законов, если они служат злу; восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; высокий аскетизм в мыслях и поступках; осуждение бедности, болезней, нищеты, человеческих пороков; стремление к счастью – высшая цель человека. По целому ряду моментов у стоиков были взгляды, которые развивал крупный философ эпохи эллинизма – Эпикур. Эпикур в отличие от своих предшественников стал рассматривать первичным не общество взятое отдельно, не отдельные группы людей, а именно отдельных индивидов. По Эпикуру эти индивиды задают общественный тонус, создают условия для свободной жизни и деятельности. Этим взглядам соответствовала – атомистическая философия Эпикура, в которой каждый отдельный человек уподоблялся атому образуя таким образом, специальную единицу общества. Эпикур внес заметный вклад в трактовку атомистики, он стал рассматривать движение атомов не только лишь прямолинейное, но и допускал отклонение от такой линии, свободное падение тел. Целью человеческой жизни по Эпикуру является счастье, которое он усматривал, прежде всего, в удовольствии. Широко распространено мнение, что Эпикур сводил удовольствия к грубым чувственным наслаждениям. Но, судя по всему, дело обстоит далеко не так. Эпикур был верен античному этическому идеалу - везде и всюду соблюдать меру. В силу этого можно утверждать, что под удовольствием он разумел так же как и стоики – внутренний покой, невозмутимость, безмятежность. Эпикур резко критиковал многие античные традиции в том числе и те, которые внушали страх перед смертью. В этой связи глубокий непреходящий смысл до сих пор сохраняют известное его рассуждение: «Людям не следует бояться смерти ибо, пока мы живы смерти нет, а когда наступит смерть, нету нас».

Киники - философская школа, которая обосновала идею свободу вне общества. Киники вели паразитический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский. Лозунгом киников был: «Без общины, без дома, без отечества». Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни: жил в бочке; вывел понятие «гражданин мира»(космополит); отвергал брак; не признавал никаких законов, кроме законов природы; жил попрощайничеством; идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевало симпатии людей, не нашедших своего места в обществе. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, хиппи и др.

 

ЛИТЕРАТУРА

Философия. Учеб. для вузов под ред. В.Н. Лавриенко, В. П. Ратникова. М., 2001.

Античная философия. В.Ф. Асмус. М., 1996.

Богомолов В.С. Античная философия. М. 1988.

История философия в кратком изложении. М., 1991.

Б. Рассел. История западной философии. М. 1999.

Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. М.. 1981.

ЛЕКЦИЯ № 2

ТЕМА: Античная греческая философия.

ПЛАН

1. Становление античной философии

2.Философия досократиков (Милетская школа, Пифагор, Гераклит, Элейская школа, Демокрит)

3.Философия классической эпохи (Софисты, Сократ, Платон, Аристотель)

4.Философия эпохи эллинизма

 

Античная философия представляет собой совокупность разнообразных философских учений, развивавшихся в Др.Гр. и в Древнем Риме на протяжении тысячелетия, начиная с конца 6в до н. э. – 5 в.н.э., последняя философская школа в античной Греции были распущенны в 529г н.э. по указу императора Юстиана. Античная греческая философия явилась началом всей европейской философии. Тем не менее, она внесла исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры, задала основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях античности черпали вдохновение философы различных эпох. Известный английский философ Рассел отмечал: «что нет ничего более трудного, чем объяснение древнегреческой цивилизации и особенно это относиться, к его интеллектуальной области…». А известный греческий политический деятель и философ Перикл в свое время, отмечал: «Мы будем предметом удивления и для современников, и для потомков!».

В античной философии выделяют следующие этапы. Ранний или архаический (6 в. - начало 5 в. до н.э.) Основными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон, Ксенофан); атомисты (Левкипп и Демокрит; Гераклит; Эмпедокл и Анаксагор.

Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, природа (физис), именно поэтому первых греческих философов называют физиками, а философию натурфилософией.

Классический (5 в. до н.э.) Основными школами этого периода являются софисты (ГОРГИЙ, ГИПИЙ, ПРОДИК, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода - сущность человека, синтез философского знания. Главная проблематика этого периода – онтологическая антропологическая и гносеологическая.

Греко-римский или эллинистический этап (конец 4 в. до н.э. – 5 в. н.э.) связан с упадком греческой демократии, кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками А. Македонского и их потомками.

Основными школами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы; стоики: ранняя, средняя, поздняя. Наибольшую известность получили представители поздней стои: Сенека и Марк Аврелий; скептики (Пиррон, Секст Эмприк); киники (Антисфен, Диоген и др.); неоплотоники (Плотин, Порфий, Пркол и др.). Кризис античных моральных и философских ценностей; снижении страха перед богами и иными сверхъестественными силами уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтами; поиск физической и духовной опоры в самом себе привело к тематике проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, мистического взаимодействия человека и мира. Главная проблематика эллинизма – аксиологическая и праксеологическая.

 

 

Самой первой, философской школой явилась школа получившей название Ионийской или Милетской. В числе основателей этой школы Фалес, и его ученики Анаксимандр и Анаксимен. Но, пожалуй, главным создателем этой школы был Фалес, который был признан одним из великих семи мудрецов, крупным знатоком естествознаия и даже технический наук. Взоры этих философов были обращены прежде всего, к космосу, природе, поэтому их назвали натурфилософами, космистами, а сама философия носила космологический характер. Более всего их интересовало та первооснова, которая лежит в основе всего мироздания, это первоначало было названо – субстанцией. А сам интересовавший фундаментальный вопрос был сформулирован следующим образом: АРХЭ? «Из чего все?». С точки зрения Фалеса такой первоосновой служит – вода. По Анаксимандру ею является – алейрон – т.е. бесконечная неопределенная материя. А, по мнению Анаксимена ею служит – воздух. Само собой разумеется, и вода, и воздух, и другие вещества одушевлялись философами и им придавался особый чуть ли не божественный характер. Можно сделать вывод, что при всем разнообразии того, что лежит в основе мира, в этом было и определенное сходство: каждый раз речь шла о том или ином реальном, конкретном веществе. Таким образом, милетцы сделали, совершили прорыв, вместо мифологического объяснения мира, они предложили естественную трактовку происхождения мира.

Говоря в целом о милетской школе, можно подчеркнуть, что это была первая, стихийно-материалистическая и вместе с тем диалектическая школа в Древней Греции. Фалесу приписывают многое. Например, на вопросы: что труднее всего на свете? Фалес отвечал – «Познать самого себя». Что легче всего? – «Дать совет другим».

Фалес был всестороннем образованным человеком в области философии, астрономии, физики, математике.

Очень близко примыкает к этой школе другой, видный греческий философов - Гераклит (Эфесский) живущий недалеко от Милета в городе Эфессе. С его точки зрения субстанцией мира является «ОГОНЬ». По его словам этот космос не создал ни один Бог, ни один человек, он вечно был, есть, будет, а в нем мерами воспламеняющий и мерами угасающий - огонь. Гераклиту принадлежит другой афоризм в греческом варианте «Пантерей» - в переводе на русский означает - «Все течет, все изменяется». Гераклит изъяснялся очень сложным и замысловатым языком. Ему принадлежат такие слова: «Многознание уму не научает». Характеризуя философию Гераклита важно отметить, что она носила как материалистический так и диалектический характер. Другими словами говоря Гераклит был первым кто обратил внимание на текучесть, изменчивость, подвижность мира. Он указал, что все вещи внутренне противоречивы, состоят из противоположностей. Распри, борьба представляют собой источник развития. ПИФАГОР. Другой важной античной философии явилась пифагорейская школа. В ней были не только мужчины, но и женщины. В этой школе был непреклонен авторитет Пифагора. И всякий раз, подчеркивая его превосходство, его ученики говорили: «Так сказал он!». Пифагорейцы, развивая свои взгляды на субстанцию считали, что первоосновой мира выступают числа:

-Числа это все

-Число самое мудрое

-Число управляет миром

-Нет ничего превыше числа

-Все вещи суть чисел

Таким образом, можно зафиксировать такие особенности, как магия числа. Не удивительно, что числами и отношениями между ними они объясняли гармонию мира. К примеру, по их мнению – звучание струн музыкальных инструментов, в конце концов зависит от длины последних. В школе Пифагора были и другие примечательные особенности - то, что ученики Пифагора каждый день набрасывали план своей деятельности на каждый день, а вечером подводили итоги. Далее, представляет интерес учение Пифагора о переселении душ, он считал, что душа человеческая бессмертна, при смерти тела, душа может переходить в тела других и даже животных

Другая его мысль о том, что все события, так или иначе повторяются через 600-700 тысяч лет

Элейская школа. Началом европейской метафизики часто связывают с элейской школой, основатель которой Парменид (504-480 гг до н.э), который впервые ввел понятие бытия как предмет философских размышлений.

Продолжая античную традицию о происхождении сущности, Парменид сформулировал, что в основе сущего лежит бытие. С точки зрения П. «есть бытие, а небытия вовсе нет». По Пармениду бытие всюду непрерывно и однородно, вечно и, следовательно, совершено. Небытия не существует, потому что «невозможно ни познать, ни в слове выразить». Другими словами, существует только то, что мыслимо и выразимо. Этот подход требует выяснения вопроса о соотношении бытия и мышления Бытие и мысль о бытии тождественны. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учит, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно не в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью и умом. Бытие вне мысли не существует, считал Парменид. Думать и быть одно и тоже – говорил он. Мыслимое существует, а мысль без бытия – ничто. Небытие (ничто) не существует т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признать одновременно бытие и небытие. Парменид принадлежат такие высказывания: «Одно и тоже есть мысль о какой-либо вещи и сама эта вещь, иначе говоря, одно и тоже мышление и бытие».

Парменид первым стал проводить различие между знанием и мнением.

По Пармениду знания относятся к бытию и его проявлению. Что же касается чувственно воспринимаемого мира, то он кажущийся, мнимый. Физическая картина мира – это предмет «обманчивых слов». Только ум ведёт к истине, а чувства порождают мнения, приумножают обманчивые слова, ориентированные на сокрытие истины мира. Гносеология Парменида строится на том, что истина доступна только размышлению. Разум управляя чувствами может достигнуть истины, при этом роль чувств не отрицается, но и не отражает всей полноты мира. Ярким представителем элейской школы является ученик Парменида, Зенон – субъективный диалектик (464-361гг до н.э). В соответствии с принципами элеатов З. также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он признает рациональное познание, чувственное ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон разработал 40 апорий направленных против движения и против множественности вещей и доказывающее неизменность и неподвижность сущего, а если существует движение, то возникают неразрешимые противоречия. В своих апориях З. высказывает возражение относительно возможности мыслить движение, до нас их дошло лишь 4:

1. «Дихотомия» (стадий) – прежде чем пройти стадии, необходимо пройти половину половины и так до бесконечности, следовательно, начать движение невозможно, а даже если бы и можно было его начать, то его нельзя было бы закончить так как надо было бы пройти бесконечное количество точек в конечное время.

2. «Ахилл и черепаха». Быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, поскольку при условии одновременного начало их движения в момент появления Ахилла на месте черепахи она уже пройдет известное расстояние обозначит новую точку старта и так до бесконечности; если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни завершиться. 3. «Стрела летящая». Что касается движения стрелы по Зенону, такого нет, поскольку в каждой точке стрела покоится, и выходит, что движение есть совокупность разных видов покоя. По этому поводу имеется два возрождения. Первое принадлежит греческому философу Антисфену который в ответ на замечания Зенона, встал из-за стола и стал ходить вокруг него. Более серьезным было возрожение (замечание) Гегеля – стрела в каждом месте покоится и не покоится. Итак. По З. сумма состояний покоя исключает возможность движения

 

Тем не менее следует отметить, что Зенон своими апориями впервые поставил проблему – бесконечности. Что единое бытие противостоит чувственному итру и доступно лишь логическому мышлению. Эти парадоксы Зенона неоднократно вызывали энергичные попытки разрешить их со стороны и др. философов. Однако до сих пор они не разрешены.

Демокрит. Говорят что Демокрит написал очень много трудов, но ни одно из них не сохранилось. Он был большой труженик, жертвенник. Он думал, что, лишив себя зрения можно познать мир глубже. Продолжая линию элеатов, Демокрит также рассматривает в качестве субстанции Бытии. Но в отличие от элеатов он берет бытие не как единая и неподвижная, а как бесконечное разнообразие, простых тел. Он, истолковывает в конечном счете бытие как неделимое тело. Эти тела он называет греч.сл. Атом которые имеют одноименный смысл. Демокрит утверждаел, что есть не только бытие т.е. бесконечное множество кружащихся вихреобразно, которые то соединяются, то разъединяются, существует и небытие – под которым он имел ввиду – пустоту. Касаясь природы атомов он отмечал, что они имеют определенную величину, фигуру и движутся в одном и том же порядке, не отклоняясь от заранее запланированном траектории. Это позволяло разрешить проблему противоречия между единым и многим, поставленную элеатами. С одной стороны атом неизменен, неделим, неуничтожим, а с другой стороны – атомов бесконечное множество и пустота является условием существования этой множественности. Мир и все вещи, существующие в нем, включая душу человека. Мир есть соединение различных по форме, величине и положению атомов.

Другая особенность философии Демокрита - попытка объяснить мир, не прибегая к понятию цели. По Демокриту «все, возникает на каком – нибудь основании и в силу необходимости» т.е. все имеет свою необходимую причину. Демокрит признавал в силу этого необходимость, утверждая при этом отсутствие случайности. Случайность не существует в реальности – это результат незнания. Случайность – это беспричинное. Из классических изречений Демокрита можно выделить два следующих изречения: «Счастье, это то, когда человек обходится малым», «Проживи незаметно!».

 

 

II. Классический этап развития философии приходится на 5в. до н.э. История Греции этого периода характеризуется острой политической борьбой внутри полисов, государственными переворотами. Аристократические формы правления сменяются демократическими. Демократия порой перерождается в олигархию и тиранию. Время требовало новых идей, новых знаний, умения разбираться в психологии, аргументировать, доказывать, умение правильно мыслить и правильно говорить.

В это время появляется школа софистов - первые платные учителя «мыслить, говорить и делать». Их интересовала не истина, а эристика (искусство побеждать в споре, тяжбе). Не главное истина, а умение убедить слушателей т.е. имеется в виду - способность черное выдать за белое, и наоборот, в зависимости от поставленной задачи. Они отрицали объективную истину, и утверждали, что истина всегда субъективна. Основные выводы софистов: 1) главное свойство материи не её объктивность, а её изменчивость; 2) ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к другому и через другое; 3) всё существующее имеет свою противоположность.

Представители этой философской школы были не просто философами, а философы – педагоги, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний. Среди софистов условно выделялись группы старших и младших софистов. К старшим софистам относились Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.

Девиз Протагора «человек есть мера всех вещей».Этот тезис затрагивает проблему ключевых ценностей и интересов человека в его отношениях к миру. Для одного - человек самоцель, а для другого – всего лишь средство достижения сомнительных целей. В целом же софисты, подготовили вывод о том, что окружающий нас мир в силу своей неопределённости и изменчивости непознаваем, а стало быть, и необъясним.

Сократ (470-399гг. до н.э.) в эпоху колебания нравственных и политических принципов он указал на человеческое самопознание как источник всякого истинного знания и философии.

Сократ явился тем человеком-философом, который произвел первый антропологический поворот в философии. Его смысл состоял в том, что Сократ призвал повернуть взоры не на исследования – космоса, природы, а заняться проблемой, что есть сущность человека? Он это предложил не потому, что природу и космос изучить нельзя, а потому, что космос это предмет божественных изысканий, а дело человека изучить самого себя. Отсюда два его знаменитых изречения: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю – но и другие не знают даже этого». Это обозначение его великой скромности. Сократ для доказательства своих идей много делает для изучения самого процесса познания. Пожалуй, он впервые из состава общего знания выводит «понятие», придает ему особое значение. Еще большую роль в истории философии и познания сыграл его сократический метод.

Сократ первый, указал на то, что знание носит устойчивый понятийный характер, а метод субъективной диалектики назвал «повивальным искусством» т.к. с его помощью рождается истина в процессе беседы, диалога.

Сведения о Сократе и его идеях дошли до нас исключительно в изложении его учеников, т.к. сам за всю свою жизнь не написал ни строчки. Причиной тому было его отношение к письменности, которую он считал внешним, мертвым знанием, мешающие глубокому внутреннему пониманию вещей, и поэтому живой диалог ставил неизмеримо выше того, что написано.

Основной метод «мейевтики» выработанный Сократом нацелен на рождение истины. Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Этика Сократа привлекает прежде всего рационалистичностью. Сократ полагал, что – любое знание – есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. По его мнению, если человек будет знать, что такое добро и уметь отличать от зла – он ни когда дурно не поступит. Здесь величайший мудрец – ошибался. Очевидно, когда знания станут убеждением, можно было бы сделать сократовский вывод.

Сократ не был понят официальными властями. Его обвинили, как подрывающего устои общества, сбивающий с толку молодёжь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорён к смерти и принял чащу с ядом

Платон (греч. сл. Платон в переводе на русский означает - широкоплечий). Аристок его настоящее имя. Он первый создал Академию. П. явился тем философом, который впервые систематически обосновывал свою идеалистическую концепцию – учение об идеях или формах. Выходит, что бытие есть в конечном счете ни что иное, как бестелесная идея. Так он явился основателем – объективного идеализма. Платон разделил весь мир на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. При этом он считал, что идеи вечные, нетленные, не приходящие, именно они лежат в основе всех вещей и составляют их сущность. Что же касается чувственных вещей, они являются бледной копией идей. Платон не отрицал существование материи, но свел ее практически к пространству, лишил всякой активности. Многократные вещи Платон толковал, как нечто возникшее из соединения идей и материи, при безусловном приоритетном верховенстве идей. Платон уделял большое внимание характеристике общества и государства. Можно привести два изречения Платона: «если тот – кто женится, и, если, жена окажется сварливой то ему придется стать философом», «поступай правильно и получишь благо».

Аристотель – самый величайший мыслитель Др.Греции, ученик Платона, воспитатель А.Македонского. Основатель собственной философской школы по месту и названию города Ликея -Лицей. Энциклопедист. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Метафизика», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика» и др. Изречение Аристотеля: «Платон мой друг, но истина дороже» означала, что он его ученик и, несмотря на дружбу, истина дороже дружбы!». Аристотель явился завершителем систематизатором всей античной греческой философии классического периода. Он разделял свою философию на три части это:

1) теоретическая, изучающая проблема бытия, его первоначало и причины различных явлений 2)практическая – это учение о деятельности человека, устройстве государства

3) поэтическую – учение о творчестве.

Четвёртая часть философии Аристотелем была выделена логика.

Рассматривая проблему бытия Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых бестелесных идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью.

Аристотель даёт свою трактовку данной проблемы: первичным выступают единичные, конкретно определённые вещи, именно, их он объявляет сущностью. Сами же вещи он называет индивидуальными или неделимые (т.е. существует конкретный предмет в конкретном месте, имеющие свои признаки).

Однако А. не смог преодолеть до конца идеализм Платона и колебался между материализмом и идеализмом. Для него каждая вещь есть материя, каждая вещь имеет свою причину и целевое назначение. Материя цель и начало движения, однако материю он признавал инертной, пассивной.

Творческую активность он приписал форме, при этом объявил форму всех форм неподвижной. Для характеристики единичного, конкретного бытия Ар. вводит понятие «субстанция». Содержанием субстанции является взаимосвязь материи и формы.В этом единстве материя отвечает за потенциальное бытие, а форма – за возможное бытие, а вместе они обеспечивают реальное бытие. Кусок мрамора – это ещё не статуя, идея статуя в голове у скульптора – ещё не статуя. Но обработанный кусок мрамора, получивший определённую форму, становится статуей, произведением искусства. Аристотель построил оригинальную по тем временам теорию познания. Познание начинается с ощущения предметной реальности. Первый шаг в познании – установление факта; второй – в уяснении его причины; третий – в исследовании сущности факта. Для Ар. сущность – это нечто, способное к самостоятельному существованию поддающееся познанию. Это единство активной формы и пассивной материи. Инструментом познания сущности являются категории их 10 – сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Иначе говоря, по Аристотелю бытие – сущность (субстанция), обладающая свойствами: кол-ва, качества, места… (см. выше - категории). Ар. явился создателем формальной или классической логики. Он дал любопытное определение человеку. По его словам человек – это общественное животное наделенное разумом. Касаясь жизни общества Ар. Высказал мысль о том, что частная собственность укоренена в природе человечества. Без неё невозможно образовать общество. Другая его мысль о том, что тот класс, который мы называем средним классом является опорой общества, ибо он более заинтересован в социальном прогрессе. Ар. выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону Ар. разделяет «дурные» формы государства и хорошие (монархия; аристократия и полития).

3. В эпоху эллинизма получили распространение следующие философские школы: стоики, эпикурейцы, киники (циники), киренаики, скептики.

В эпоху эллинизма в древнегреческом обществе произошли крупные перемены – пошла на убыль полисная демократия. Все более широкий размах принимало разложение греческого общества. Особенно это коснулось такой стороны жизни людей – как нравственная. Эти настроения так или иначе нашли свое выражение в философских учениях. Если коснуться такой школы как стоическое, то здесь это нашло весьма заметное выражение. Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов: ранняя стоя – 3-2 в.в. до н.э., средняя стоя – 2-1 века до н.э., поздняя стоя – 1 в. до н.э. – 3 в. н.э. – Сенека, Эпиктет, М. Аврелий (философ,рим. импер-р) Стоики разделили философию на три части, выделив такие разделы как логика, физика и этика, и это вообще не случайно. Поскольку этические проблемы этой школы вышли на первый план. Стоики рассматривают философию ни только как учение, а как житейскую мудрость, образ жизни. Они были первыми, которые считали, что философия представляет собой – науку умирать. Они выдвинули в качестве лозунга «Освобождение от зависимости внешних сил, от собственной страсти и даже от страха перед смертью». Они полагали, что каждый должен быть готов с достоинством принимать удары судьбы, сохранять при этом душевное равновесие, и невозмутимость.

Идеалом стоиков и, в первую очередь мудрецов было: состояние безмятежности, равнодушие к внешним событиям, внутреннего покоя. Отсюда знаменитое выражение:

- «с достоинством принимай неизбежное»

- «делай что должно, а там будь что будет»

Стоики верили в судьбу, рок, они считали, что у каждого из живущих нет выбора – он должен следовать законам природы, своей предначертаной судьбе. А если он попытается поступить иначе – все равно жизненные обстоятельства заставят его следовать велению рока. Характерные черты стоиков: неучастие в жизни государства, игнорирование законов, если они служат злу; восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; высокий аскетизм в мыслях и поступках; осуждение бедности, болезней, нищеты, человеческих пороков; стремление к счастью – высшая цель человека. По целому ряду моментов у стоиков были взгляды, которые развивал крупный философ эпохи эллинизма – Эпикур. Эпикур в отличие от своих предшественников стал рассматривать первичным не общество взятое отдельно, не отдельные группы людей, а именно отдельных индивидов. По Эпикуру эти индивиды задают общественный тонус, создают условия для свободной жизни и деятельности. Этим взглядам соответствовала – атомистическая философия Эпикура, в которой каждый отдельный человек уподоблялся атому образуя таким образом, специальную единицу общества. Эпикур внес заметный вклад в трактовку атомистики, он стал рассматривать движение атомов не только лишь прямолинейное, но и допускал отклонение от такой линии, свободное падение тел. Целью человеческой жизни по Эпикуру является счастье, которое он усматривал, прежде всего, в удовольствии. Широко распространено мнение, что Эпикур сводил удовольствия к грубым чувственным наслаждениям. Но, судя по всему, дело обстоит далеко не так. Эпикур был верен античному этическому идеалу - везде и всюду соблюдать меру. В силу этого можно утверждать, что под удовольствием он разумел так же как и стоики – внутренний покой, невозмутимость, безмятежность. Эпикур резко критиковал многие античные традиции в том числе и те, которые внушали страх перед смертью. В этой связи глубокий непреходящий смысл до сих пор сохраняют известное его рассуждение: «Людям не следует бояться смерти ибо, пока мы живы смерти нет, а когда наступит смерть, нету нас».

Киники - философская школа, которая обосновала идею свободу вне общества. Киники вели паразитический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский. Лозунгом киников был: «Без общины, без дома, без отечества». Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни: жил в бочке; вывел понятие «гражданин мира»(космополит); отвергал брак; не признавал никаких законов, кроме законов природы; жил попрощайничеством; идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевало симпатии людей, не нашедших своего места в обществе. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, хиппи и др.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Философия. Учеб. для вузов под ред. В.Н. Лавриенко, В. П. Ратникова. М., 2001.

Античная философия. В.Ф. Асмус. М., 1996.

Богомолов В.С. Античная философия. М. 1988.

История философия в кратком изложении. М., 1991.

Б. Рассел. История западной философии. М. 1999.

Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. М.. 1981.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия эпохи эллинизма| Поиск первоосновы мира в античной философии

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.032 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав