Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница | Спросить на ВикиКак

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Языки программирования. Языки программирования - этоискусственные языки

Читайте также:
  1. I. Языки программирования
  2. Lt;variant>язык программирования высокого уровня
  3. Lt;variant>Языки программирования высокого уровня
  4. Алгоритмизация и основы программирования: А5
  5. Алгоритмические языки
  6. Алгоритмические языки. Трансляторы.
  7. Алтайские языки
  8. Архитектура операционных систем и систем программирования
  9. Афразийские языки.
  10. Базовые конструкции структурного программирования

Языки программирования - этоискусственные языки. Они отличаются от естественных ограниченным, достаточно малым числом слов, значение которых понятно компьютеру (транслятору), и очень строгими правилами записи команд (операторов). Совокупность требований для записи команд образуют синтаксис языка, а смысл каждой команды – семантику языка.

Нарушение формы записи программы приводят к синтаксической ошибке, а правильно написанная программа, но не отвечающая алгоритму, приводит к семантической ошибке (по другому – логической, или ошибке времени выполнения программы).

Процесс поиска ошибок в программе называют тестированием, процесс устранения ошибок – отладкой программы.

 

46. Уровни и поколения языков программирования.Уровни языков программированияЕсли язык программирования ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает его особенности, то он называется языком программирования низкого уровня. “Низкий уровень” –это значит, что операторы близки к машинному коду и ориентированы на конкретный тип процессора. Языком самого низкого уровня является язык Ассемблера, который представляет каждую машинную команду в виде символьных условных обозначений, называемых символьными мнемониками. Перевод программы на языке Ассемблера в машинный язык называется транслитерацией. Программа, написанная на языке низкого уровня, может быть использована только в такой среде, в которой она была создана. С помощью языков низкого уровня создаются очень эффективные и компактные программы, так как разработчик получает доступ ко всем возможностям процессора.

Языкипрограммирования высокого уровня ближе и понятнее человеку, чем компьютеру. В программах, созданных на языках высокого уровня, особенности компьютерных систем не учитываются, перенос программ на уровне исходных текстов на другие платформы не создает трудностей, если в них создан транслятор этого языка. Программы разрабатывать на языках высокого уровня проще, а ошибок допускается меньше.

47. Понятия визуального программирования. Окна и компоненты в Делфи. Delphi относится к системам визуального программирования, которые называются также системами RAD (Rapid Application Development) – быстрая разработка приложений.

В главном окне Delphi отображаются: главное меню, панели инструментов, палитра компонентов. Визуализируемой моделью в Visual Basic и Delphi является окно (форма, диалог) Windows, а не код программы.

Принято визуализировать только работу с элементами интерфейса, когда в качестве объектов визуализации рассматриваются визуальные компоненты, из которых состоят формы (окна и диалоги) интерфейса программы. Мало кому не приходит в голову мысль, что и операторы программы можно рассматривать как объекты визуализации.

В качестве возможного варианта реализации такой визуальной разработки кода программы можно рассматривать табличную форму записи макросов в Access. В этом случае визуализируемая модель - макрос - программа управления данными в базе или процессом их отображения. Команды макроса находятся в разных строчках записи макроса. Окно свойств находится непосредственно под списком команд. Окна инструментов в привычном виде нет, но оно реализовано в виде комбобокса с командами, т.е. в каждой строке записи макроса в отдельности имеется возможность выбора или смены текущей команды макроса. Это и есть визуализированная форма записи программы. В одном из диалогов с Митасовым Андреем (ООО "Интелпарт") мы коснулись вопросов реализации алгоритмической мультиязычности (КВ №45 за 1999). Интересен факт, что этот вопрос и визуальное программирование связаны между собой.

48. Организация работы в Делфи. Структура проекта. Программа Delphi-это несколько связанных между собой файлов.

Главный файл проекта, изначально называется PROJECT1.DPR. Если необходимо переименовать название проекта, нужно перезаписать этот файл, выбрав в меню File команду Save Project As: При задании имени следует придерживаться правил задания имен в Object Pascal. Имя не должно содержать пробелов (используйте в таком случае знак подчеркивания), должно начинаться с буквы (цифры допустимы, но со второй позиции), не должно содержать других символов, кроме букв и цифр. Под каким именем вы сохраняете проект, под таким именем и будет создаваться исполняемый EXE файл, который вы всегда сможете самостоятельно переименовать.

49. Понятие классов. Объекта, свойства метода, и события в Делфи.

Классы служат основным инструментом реализации мощных возможностей Delphi. Класс является образцом, по которому создаются объекты, и наоборот, объект - это экземпляр реализации класса. Образцы для создания элементов программы в Object Pascal называются типами, таким образом, класс TfmExamplel -это тип. Перед его объявлением стоит зарезервированное слово type (тип), извещающее компилятор о начале раздела описания типов.

Стандартный класс TForm реализует все нужное для создания и функционирования пустого Windows-окна.

Каждый компонент имеет впечатляющий набор событий, на которые он может реагировать. Программист сам определяет, какие события в программе требуется обрабатывать.

Объект — совокупность свойств, методов, событий. Что означает "совокупность"? Это значит, что объект как бы состоит из методов, свойств и событий, и они обеспечивают его полноценную работу. Представим себе кнопку. Она обладает:

Загрузка...

свойствами (цвет, текст на кнопке, шрифт текста и т. д.);событиями (события пользовательского ввода, например, нажатие на кнопку);

методами (обеспечивающими работу кнопки, например, метод прорисовки текста, прорисовки фокуса и т. д.).Свойства — это переменные, которые влияют на состояние объекта. Например, ширина и высота объекта. Методы — это те же процедуры и функции, т. е. это то, что объект умеет делать. Например, объект может иметь процедуру для вывода какого-то текста на экран. Эта процедура и есть метод, который принадлежит объекту. События — это те же процедуры и функции, которые вызываются при наступлении определенного события. Например, если изменилось какое-то свойство объекта, может быть сгенерировано соответствующее событие и вызвана процедура, которая инициализирует реакцию приложения на это событие.

50. ООП . Основные принципы.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это метод программирования, при использовании которого главными элементами программ являются объекты. В языках программирования понятие объекта реализовано как совокупность свойств (структур данных, характерных для данного объекта), методов их обработки (подпрограмм изменения их свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать и, которые приводят, как правило, к изменению свойств объекта.Объектно-ориентированное рограммирование основано на «трех китах» - трех важнейших принципах, придающих объектам новые свойства. Этими принципами являются инкапсуляция, наследование и полиморфизм.

Инкапсуляция есть объединение в единое целое данных и алгоритмов обработки этих данных. В рамках ООП данные называются полями объекта, а алгоритмы - объектными методами.

Наследование есть свойство объектов порождать своих потомков. Объект-потомок автоматически наследует от родителя все поля и методы, может дополнять объекты новыми полями и заменять (перекрывать) методы родителя или дополнять их.

Полиморфизм - это свойство родственных объектов (т.е. объектов, имеющих одного общего родителя) решать схожие по смыслу проблемы разными способами. В рамках ООП поведенческие свойства объекта определяются набором входящих в него методов.

 

51. Структура модуля в Делфи.

 

Таким образом, модуль состоит из трёх частей:

1. Описание типов, констант, процедур, доступных другим программам, использующим этот модуль.

2. Описание типов, констант и т. д., используемых в данном модуле (это раздел глобальных переменных).

3. Описание самих процедур со своими типами и константами (раздел локальных переменных).

unit Модуль; {Имя модуля программы}

{************}

interface {Описание интерфейсной части}

{Разделы доступны другим модулям, использующим этот:}

uses {Раздел модулей – модули, используемые в программе}

Мод1, МодN; {Имена используемых модулей: «Мод1», «МодN»}

const {Раздел констант}

Конст1 = Знач1; {Присвоение значения «Знач1» константе «Конст1»}

type {Раздел типов - используемые типы}

Тип1 = Описание1;{Описание типа с именем «Тип1»}

var {Раздел переменных - используемые переменные}

Пер1 : Тип1; {Описание переменной «Пер1» типа «Тип1»}

{************}

implementation {Раздел описания модуля}

{Разделы доступны глобально внутри модуля:}

uses {Раздел модулей – модули, используемые в программе}

Мод2; {Внутри модуля используется модуль «Мод2»}

const {Раздел констант}

Конст2 = Знач2; {Присвоение значения «Знач2» константе «Конст2»}

label {Описание раздела меток}

Метка1; {Описание метки с именем «Метка1»}

type {Раздел типов - используемые типы}

Тип2 = Описание2; {Описание типа с именем «Тип2»}

var {Раздел переменных - используемые переменные}

Пер2 : Тип2; {Переменная «Пер2» типа «Тип2»}

{************}

procedure Проц1; {Описание процедуры с именем «Проц1»}

{Разделы доступны локально внутри процедуры:}

type {Раздел типов - используемые типы}

Тип3 = Описание3; {Описание типа с именем «Тип3»}

var {Раздел переменных - используемые переменные}

Пер3 : Тип3; {Переменная «Пер3» типа «Тип3»}

begin {Начало описания процедуры «Проц1»}

Операция1; {Тело процедуры «Проц1», выполняющей «Операцию1»}

end; {Конец описания процедуры «Проц1»}

 

52. Типы данных в Object Pascal. Функции приобразования типов.

Целый тип.

Язык программирования Object Pascal поддерживает семь типов данных: shortint , smallint, longint, byte, word, integer и cardinal. Типы данных shortint , smallint, longint, byte, word относятся к основной (fundamental) категории. Формат и диапазон значений указанных типов основной категории не зависят от разрядности микропроцессора и используемой операционной системы. Ниже в таблице Вы можете увидеть описание перечисленных целых типов, относящихся к основной категории.

Вещественный тип.

Язык программирования Object Pascal поддерживает четыре типа данных, позволяющих работать с дробными, вещественными числами. Это такие типы как: real, single, double, extended. Эти типы различаются между собой диапазоном допустимых значений и возможным количеством цифр, то бишь точностью записи числа в памяти компьютера. Ниже в таблице Вы имеете возможность ознакомиться с описанием вещественного типа данных.

Символьный тип.

Язык программирования Object Pascal поддерживает три символьных типа данных: ansichar, widechar и char. Они, как и целые типы, делятся на основную и общую категории. Основная категория включает типы: widechar и char.

Тип данных ansichar представляет собой Ansi - символы, то есть печатаемые (отображаемые) и служебные символы, которые кодируются от 0 до 255 (смотрите Приложение 1 к уроку 4: Таблица кодировки символов в Windows).

Тип widechar представляет собой Unicode - символы, которые кодируются числами от 0 до 65535. Первые 256 символов Unicode совпадают с символами Ansi.

Тип char относится к общей категории и представляет собой печатаемые и служебные символы в кодировке ANSI.

Строковый тип.

Язык программирования Object Pascal поддерживает три строковых типа: shortstring, longstring, widestring.

 

Тип shortstring представляет собой статически размещаемые в памяти компьютера строки длиной от 0 до 255 символов.

Тип longstring представляет собой динамически размещаемые в памяти компьютера строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти компьютера.

Тип widestring так же представляет собой динамически размещаемые в памяти компьютера строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти компьютера. Однако, в отличие от строки типа longstring, каждый символ является Unicode - символом, то есть кодируется 16 битами.

Замечание.

В языке Object Pascal для обозначения строкового типа допускается использовать идентификатор string, который применяется для обозначения строкового типа в языке Turbo Pascal. Тип string эквивалентен типу shortstring.

Логический тип.

В языке Object Pascal, как и в других языках программирования, для обозначения значений логического типа (Boolean) используются две логические величины: true (истина) и false (ложь).

53. Виды операндов. Логические операнды.

В Object Pascal определены следующие операции:

унарные not, @ ;

мультипликативные *, /, div, mod, and, shi, shr;

аддитивные +, -, or, xor;

отношения =, <>, <, >, <=, >=, in.

В Object Pascal определены следующие логические операции:

not - логическое НЕ;

and - логическое И;

or - логическое ИЛИ;

xor - исключительное ИЛИ. К логическим же в Object Pascal обычно относятся и две сдвиговые операции над целыми числами:

54. Условные операторы. Компоненты CheckBox, RadioButton, RadioGroup.

Условный оператор позволяет изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения некоторого условия. Вот как он записывается:

if условие then действие else альтернатива ;

Слова if (если), then (тогда), else (иначе) – зарезервированные. Действие и else альтернатива - это любые операторы Delphi, или несколько операторов, заключённых в логические скобки begin/end, или вызов подпрограммы. Если условие истинно, то выполняется действие, если ложно, то выполняется альтернатива.

Компонент Delphi CheckBox это флажок - независимый переключатель. Флажок Delphi CheckBox используется в программе для визуализации состояний включено-выключено. Каждый щелчок мышкой по компоненту Delphi CheckBox меняет его состояние на противоположное. Смена состояния переключателя также доступна и в программе.

RadioButton Зависимый переключатель. Используется для выбора только одного из нескольких вариантов. Для этого компонент объединяется как минимум с одним или несколькими такими же компонентами в группу. Щелчок по компоненту приводит к его выделению и снятию выделения ранее выбранного компонента. Также имеет свойство Checked.

RadioGroup Группа зависимых переключателей. Содержит специальные свойства для обслуживания нескольких связанных между собой зависимых переключателей.

55. Операции циклов. Компоненты Memo и Edit.

Операторы цикла позволяют организовать многократное повторение одной и той же последовательности действий. В Delphi имеются три оператора, позволяющих это сделать:

"простой" оператор цикла

условный оператор цикла

условный оператор повторения

Простой оператор цикла применяется, когда известно количество повторений цикла. Он записывается так:

for счётчик := выражение-1 to выражение-2

do действие ;

Условный оператор цикла удобно использовать в том случае, когда количество повторений заранее не известно:

while условие do

тело цикла ;

Memo Многострочный текстовый редактор. Используется для ввода пользователем и отображения многострочного текста без функций форматирования.\

Edit Строка ввода. Предназначена для ввода пользователем текстовой информации в виде одной строки. Имеет возможности по управлению вводимой информацией, например, переопределению символов до их появления в поле ввода, что используется в формах для ввода пароля.

56. Подпрограмы в Делфи. Параметры подпрограмм.

Подпрограммы

Подпрограмма представляет собой набор операторов, команд, оформленных специальным образом. Подпрограмму можно вызывать из основной программы, причём неограниченное число раз. Вынося какой-то код в подпрограмму, мы исключаем дублирование этого кода в различных местах программы и, естественно, уменьшаем общий объём кода программы. Использование подпрограмм придаёт приложению более структурированную форму. В какой-то степени подпрограммы и упрощают чтение кода для других пользователей. Более того, использование подпрограмм позволяет

По структуре подпрограмма практически идентична самой программе - она содержит заголовок, блок описаний, блок реализации. Конечно, форма записи подпрограмм (т.е. их описания) отличается от формы записи самой программы.

В общем случае работа с подпрограммой делится на два этапа. Перво-наперво нужно описать подпрограмму, иначе основная программа просто её не найдёт. После того, как подпрограмма описана, её можно вызывать из основной программы. При этом, конечно, никто не запрещает Вам редактировать подпрограмму и программу параллельно. Т.е. Вы можете сначала просто описать подпрограмму и "повесить" на неё простейшее действие вроде вывода окошка с сообщением, затем прописать вызов подпрограммы во всех нужных местах, протестировать работоспособность программы, и затем продолжить написание подпрограммы.

Вызов подпрограмм осуществляется по их именам

Типы подпрограмм

Все подпрограммы делятся на процедуры и функции. В предыдущих уроках эти термины уже использовались. Сейчас Вы узнаете, в чём разница. А различий на самом деле немного. Функция - это подпрограмма, результатом работы которой является какое-либо значение (одно единственное). Это позволяет использовать функции как обычные переменные, т.е. как операнды в выражениях. Просто значения будут вычисляться "на лету". Процедуры - это подпрограммы, которые не возвращают никакого значения в результате своей работы. Тем не менее, процедуры могут использоваться для передачи в основную программу каких-либо данных, причём передаваться может не одно значение, а несколько. Но в общем и целом процедуру следует понимать просто как ярлычок на выполнение указанных действий.

 

57. Функции работы с символами и строками.

Работа со строками

Основной операцией со строками является сложение. Подобно числам, строки можно складывать. И если в числах стулья с апельсинами складывать нельзя, то в строках - можно. Сложение строк - это просто их объединение

Длина строки Длину строки можно узнать с помощью функции Length(). Функция принимает единственный параметр - строку, а возвращает её длину

Нахождение подстроки в строке Неотъемлемой задачей является нахождение подстроки в строке. Т.е. задача формулируется так: есть строка S1. Определить, начиная с какой позиции в неё входит строка S2. Без выполнения этой операции ни одну обработку представить невозможно. Итак, для такого нахождения существует функция Pos().

Удаление части строки Удалить часть строки можно процедурой Delete().

Вставка подстроки в строку Если требуется в имеющуюся строку вставить другую строку, можно использовать процедуру Insert(). Первый параметр - строка для вставки, второй - переменная, содержащая строку, куда нужно вставить, третий - позиция (номер символа), начиная с которого будет вставлена строка.

String Тип данных, который содержит строку символов.

Работа с символами

Собственно, работа с символами сводится к использованию двух основных функций - Ord() и Chr(). С ними мы уже встречались. Функция Ord() возвращает код указанного символа, а функция Chr() - наоборот, возвращает символ с указанным кодом.

ComboBox "Выпадающий" список выбора. Представляет собой комбинацию компонентов Edit и ListBox.

ListBox Список выбора. Содержит список предлагаемых вариантов (опций) и даёт возможность проконтролировать текущий выбор.

58. Файлы и работа с ними. TStringList – тип класса.

Как известно, файлы имеют различные форматы и к ним применяются различные программы для обработки. Например, файлы рисунков BMP, текстовые файлы TXT и т.п. Файлы имеют различные имена и определенное расширение, имеющее в среде MS-DOS максимально три символа. Если у файла расширение RAR, то пользователь и операционная система знает, что это архиватор, причем windosw для обработки этого файла применяет средства, указанные в специальном разделе реестра.

Копирование файлов Для копирования файлов применяется функция CopyFile. Формат ее такой:

CopyFile(Исходный_файл,Записуемый_файл,Флаг_перезаписи);

Перемещение файловДля перемещения файлов применяется функция MoveFile. Она имеет следующий формат: MoveFile(Исходный_файл,Записуемый_файл);


Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2017 год. (0.205 сек.)