Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Политика Тауке-хана. «Жеты Жаргы» - свод норм обычного права казахского народа.

Читайте также:
  1. C. Политика меркантилизма
  2. CИСТЕМА ПРАВА
  3. Cоборное уложение 1649 год. О государственном устройстве России. Оформление крепостного права
  4. Cубъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений.
  5. D)& предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение специального права, административный арест
  6. I. ПОЛИТИКА.
  7. I. Русское государство при Василии III. Внутренняя и внешняя политика.
  8. II. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации
  9. quot;Философия права".
  10. V. Церковь и политика

 

Хан Тауке управлял Казахским ханством в 1680-1715(1718) гг. Став ханом, Тауке стремился покончить с феодальными распрями и раздробленностью внутри страны, создать сильное централизованное государство. Он проводил реформы, направленные на укрепление ханской власти. Он стал опираться на представителей степной аристократии – биев, тем самым ослабив роль султанов. Особое значение придавал поднятию авторитета ханского совета и совета биев. По установлениям Тауке судебными функциями обладали только сам хан и родовые бии. В совете при хане решающий голос принадлежал биям, которые решали все вопросы внутренней и внешней политики ханства. Постепенно бии повсеместно превратились в исполнительную власть. Столицей стал город Туркестан. На Культобе (под Ташкентом) был созван курултай трех жузов.

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII в. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жетi Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы: земельное право; семейно-брачные отношения; военная организация; суд и судебный процесс; виды наказаний по уголовным преступлениям; введение куна (выкуп); наследственное право.

Мы не располагаем точными сведениями о том, кто был автором «Жеты Жаргы» или инициатором его составления. Со ссылкой на казахские предания творцом «Жеты Жаргы» принято называть хана Тауке. Он будто бы собрал для совета трех биев – Толе-бия из Улу жуза, Казбек-бия из Орта жуза, Айтеке-бия из Киши жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. Основной целью появления данного документа можно назвать стремление приспособить существовавшие нормы обычного права к новым потребностям казахского общества.

«Жеты Жаргы» дошло до нас в поздних записях русских ученых и известно в двух редакциях. Одиннадцать фрагментов этого «Уложения», записанные в 1804 г. со слов старшины яппасского рода Кубека Шукуралиева, были опубликованы в 1820 г. Г. Спасским на страницах издаваемого им «Сибирского вестника». Текст второй редакции «Жеты Жаргы» приводится в сочинении известного знатока истории и быта казахов А. Левшина. 34 фрагмента «Уложения» он записал спустя более ста лет, что не могло не отразиться на точности передачи.

Текст «Жеты Жаргы» ни в публикации Г. Спасского, ни в публикации А. Левшина не имеет деления на статьи. Впервые деление первой редакции на 11, а второй – на 34 статьи предложил Ф.И. Леонтович в 1879 г. Такое деление считается общепринятым и нередко встречается в научной литературе.

Вот что говорил А.И. Левшина о законах хана Тауке: «Сей золотой век, о котором вспоминают (казахи) со вздохами, есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде Гений, и в летописях казачьих должен стоять на ряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы. Киргизы Большой и Средней Орд утверждают, что народные законы их гораздо древнее хана «Тявки».

ТЕКСТ «Жеты Жаргы»

- Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь мстить кровью, за увечье увечьем;

- За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние казнить смертью;

- По сим постановлениям, родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу; а отрубивший руку, ногу, ухо должен быть лишен той же части тела; наказания могут быть смягчены по приговору судей, или согласию истцов, тогда преступник наказывается только установленною за всякое преступление платою. Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов. Изувеченный, или отрубивший другому какой-нибудь член, платит равным образом определенное число скота;

- Кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Обида султана, или ходжи словами, наказывается пенею в 9 скотин; а за побои 27 скотин;

- Если жена умертвит мужа, то она … предается смертной казни, от которой не спасти заплата куна, если родственники не простят ее. Из правил сего исключаются беременные жены, которые за убийство мужей не наказывались; но навсегда предаются презрению и почитаются бесчестными. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун;

- Родители за убийство детей своих ни чем не наказываются; но женщина, умертвившая от стыда младенца, незаконно прижитого, придается смерти;

- Самоубийцы погребаются в отдельных местах;

- Ежели женщина будет сбита в ног всадником и изувечена, … от того родит мертвого младенца, то с виновного взыскивается плата по следующему расчету: за младенца до пяти месяцев, за каждый месяц по одной лошади; а за младенца от 5-ти до 9-ти месяцев, за каждый месяц по одному верблюду;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его господина нигде не приемлется;

- Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажали на черную корову, лицом к хвосту; с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью; а дочь связывается и предается матери для наказания по его произволу;

- Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное, наказание еще называется айбана. Если покража состоит в скоте, то виновный должен придать к верблюду одного пленного, к лошадям одного верблюда, к овцам одну лошадь. Сто верблюдов равняются 300 лошадям и 1000 овцам;

- Кто сделал и воровство и убийство вместе, тот платит за два преступления;

- Жена и дети, знавшие о воровстве мужа или отца и недонесшие на него, не подвергаются никакому взысканию, ибо на старшего в семействе не позволено доносить;

- За убитую охотничью собаку или беркута хозяин может требовать невольника или невольницу;

- Ежели сын, отдельный от отца, умрет бездетен, от имение его поступает к отцу его. Малолетние дети отдаются в опеку ближайшим родственникам, а если их нет, посторонним надежным людям;

- Духовные завещания делаются при родственниках и муллах;

- Лошади, коровы и овцы, бывшие в чужих руках, взыскиваются с приплодом, какой был, кроме скота, барантою угнанного; а для удостоверения в том, что нет утайки, требуется от передержателя присяги;

- Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должен, если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов, к которым принадлежит истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников;

- Если ответчик к суду не явится или присужденной пени заплатить не может, то оная взыскивается с его родственников или с его аула, представляя оному право возвратить свою потерю совершением над виновным судебного приговора;

- Для удостоверения в преступлении требуется не менее двух, … иногда трех, свидетелей. За отсутствием свидетелей, позволяется прибегать к присяге; но давать оной ни истец, ни ответчик за себя не могут: за них должны присягать люди, известные своею честностью. Если же никто за обвиняемого не присягает, то он осуждается. Женский пол, равно как работники, слуги и рабы, к свидетельству не допускаются;

- Судьям и посредникам, за решение дела, положено давать 10-ю часть своего иска;

- Если осужденный не исполняет приговор суда, или начальник аула умышленно уклоняется от разбирательства дела и тем покровительствует преступнику, то истец получает право, с позволения своего старейшины, произвести барымту, с родственниками или ближайшими своим соседями ехать в аул ответчика и тайно отогнать к себе скот его; но, возвратясь домой, должен объявить о том своему начальнику, который наблюдает, чтобы количество возмездия соразмерно было иску.

В основу законов были положены сформировавшиеся ранее правовые нормы управления государства и народом – «Проторенный путь хана Касыма» и «Исконный путь хана Есима» (текст этих документов до нас не дошел).

Законы были заново переработаны казахскими биями, и приведены в единую систему, применительно к жизни и быту, общественно-политической среды казахов. По письменным сведениям мы знаем, что в тексте закона хана Касыма было пять глав, к которым была добавлено еще две и документ стал называться «Жеты Жаргы». Для окончательного утверждения свода законов хан неоднократно собирал биев в местности Культобе. В свод законов вошли правила, обычаи и традиции казахского народа, передававшиеся из поколения в поколение. Принятие законов способствовало политическому объединению ханства, прекращению распрей между родами и племенами.

По закону все главы родов и племен должны были ежегодно в осеннее время являться на народное собрание, при себе было необходимо иметь оружие (без оружия на собрание не допускались и лишались права голоса).

В перечень преступлений по «Жеты Жаргы» включались:

1) убийство;

2) воровство;

3) причинение телесных повреждений;

4) оскорбление Всевышнего;

5) принятие христианской религии и др.

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни, соблюдались обычаи родовой взаимопомощи.

Выраженной классовой дифференциации не было, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Положение стало изменяться в связи с присоединением Казахстана к России.

К правовой ответственности привлекали с 13 лет. Не привлекались к ответственности за убийство беременные женщины. С 13 лет разрешалось вступать в брак. Не разрешалось вступать в брак кровным родственникам до семи поколений.

Заключение брака допускалось по следующим традициям:

1) сосватать по обоюдной договоренности родителей (с момента рождения);

2) сосватать со стороны жениха.

Был установлен порядок взимания калыма – приданного. Его размер устанавливался в зависимости от зажиточности и состоятельности, родовитости конкретного человека.

У казахов действовало правило левирата. Левира́т (аменгерство) – брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь – с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками.

(Сорорат – это обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сестрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена была ещё жива, так и после ее смерти.)

Если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то её родственники были обязаны полностью вернуть калым, заплатив вдобавок к этому и штраф.

Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства оставалось крайне сложным. Между феодалами, правящими родами и племенами Казахского ханства не утихали междоусобные распри. Все три казахских хана жузов (Старшего, Среднего и Младшего) имели намерения отделиться от Казахского ханства.

Заключение военного союза с кыргызами и каракалпаками при хане Тауке на время приостановило вторжения джунгар на казахские земли. В 1680 году – джунгары напали на Южный Казахстан, от их разбоя уцелел только город Туркестан.

Однако хану Тауке удалось стабилизировать положение в стране, осуществить меры, направленные на прекращение междоусобиц. Численность населения значительно выросла. Опасаясь вторжения джунгар, Тауке стремился установить политико-дипломатические связи с Россией. В 1694 году Тауке хан отправил к русскому царю Петру I посла Т. Алтыкова с целью заключения соглашения о торговых связях. В борьбе с джунгарами он также опирался на помощь кыргызов и каракалпаков. В 1710 году близ Каракумов собрались представители всех жузов для решения вопросов об отпоре джунгарам. Были сформированы народные ополчения, которые одержали победу над завоевателями, вытеснив их на восток. Победа была неполной. Причина – разногласия между жузами.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 677 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика| Государство, его функции

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав