Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Соотношение материального и идеального в философии

Читайте также:
  1. Cпецифика русской религиозной философии
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  4. N3 Функции философии
  5. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  6. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности
  7. Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
  8. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии (Хомяков, Герцен)
  9. Английские философы Нового времени Ф.Бэкон и Т.Гоббс о роли философии в познании природы, общества и человека.
  10. Анджей Волан и особенности его политической философии

С проблемой осмысления мировоззренческих основ философии тесно связан вопрос о соотношении двух пре­дельно широких понятий: материи и сознания. Представители ряда философских направлений даже склонны называть этот вопрос – основным в философии. Сформулируем ряд проблем, рассмотрение которых поможет нам глубже понять смысл этого вопроса.

Во-первых, потому что это вопрос о первооснове бытия, о том, что являет­ся субстанцией мира - материя или сознание. Первым философом, кто четко обозначил этот вопрос, был Платон. Рассматривая возникновение философских знаний, он писал, что «материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду, как на первоначала всех вещей, и, именно, это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первона­чал. Идеалисты же утверждают, что первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична».

Во-вторых, от решения во­проса о соотношении материи и сознания во многом зависит позиция философа по всем другим исследуемым проблемам. Будет ли это вопрос о происхождении мира, человека, его сознания, общест­ва, культуры, религии, морали и т.д. - в любом случае, отвечая на него, философ (осознанно или неосознанно) будет занимать материалистическую или идеалистиче­скую позицию.

В-третьих, рассматриваемый философский вопрос является надежным путеводителем среди множества сложных противоречивых фило­софских учений, позволяя классифицировать философские системы, школы и направления.

Смысл этого философского вопроса заключается в решении предельно глобального и глубокого противоречия, лежащего в основе понимания сущности мира и че­ловека - противоречия между материальным и идеальным. Он имеет две сто­роны - онтологическую и гносеологическую. Первая сторона (онтологиче­ская); в ней раскрывается основа (субстанция) бытия путем постановки и ре­шения вопроса о том, что первично - материя или сознание. Данный вопрос возник тогда когда философы от наивных рассуждений о природе вещей пе­решли к осмыслению сознания, его места и роли в человеческом бытии. Пер­выми это сделали софисты и Сократ. Вторая сторона данного вопроса (гносеологическая) акцентирует внимание на проблеме познаваемо­сти мира, на том, может ли наше сознание адекватно отражать бытие. Из по­зитивного решения данной проблемы возникает теория познания - учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира.

В зависимости от решения онтологической стороны вопроса возникают два четко выделяемых направления в истории развития философской мысли - материализм и идеализм. Материалистические философские школы при­знают первичность материи, природы, а сознание рассматривают как свойст­во высокоорганизованной материи.

Первичность материи означает то, что она никем не сотворена и сущест­вует вечно, а сознание порождается самой природой на определенном этапе ее саморазвития. История материализма начинается с возникновения фило­софии: первые древнегреческие философы искали основы мироздания в ма­териальных началах - воде, воздухе, огне, атоме. Дальнейшее развитие философии определило появление других разновидностей материализма: метафизического, антропологического, вульгарного, диалек­тического и т.д.

Идеалисты, напротив, считают первичным сознание, которое порождает материальный мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распростране­ние только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, ми­ром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство), но класси­ческую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем созна­нии: мир - это мое представление о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле субъект создает свой мир, и являет­ся как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъектив­ный идеализм появился значительно позднее объективного на основе эмпи­рической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к вы­воду о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епи­скоп Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный мир, есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

Можно сделать вывод, что материализм и идеализм стремятся свести все многообразие мира к одному началу - материи или соз­нанию и из этого начала объяснить суть бытия. Такой подход к объяснению мира в философии получил название монизма (от греч. Monos - один, единст­венный).

В истории философии встречаются и другие (менее распространенные) ва­рианты решения этого вопроса. Один из них - дуализм (от лат. Duo - два), обос­новывающий существование в мире двух независимых друг от друга проти­воположных начал (субстанций), лежащих в основе бытия. Первые идеи дуа­лизма возникают еще в Древнем Востоке в форме религиозно-нравственного учения, с точки зрения которого смысл бытия заключен в борьбе двух проти­воположных, равных по силе начал: материи и духа, добра и зла, света и тьмы. Это, например, учение пророка Заратустры, который в основе мира ви­дит борьбу двух вечных и божественных начал: Ормузда и Аримана, олице­творяющих добро и зло.

В философии дуализм означает признание независимости друг от друга ма­терии и сознания. Эти субстанции существуют, как бы в параллельных мирах и ни одна из них не является причиной для другой. Наиболее полно и четко эта точка зрения выражена французским философом Р. Декартом, доказы­вавшим существование двух абсолютно противоположных, равноправных, несводимых друг к другу субстанций - материальной и духовной.

Другое нетрадиционное решение данного вопроса философии представ­лено в гилозоизме (от греч. Hyle и zoe - вещество и жизнь) - учении об универ­сальной одушевленности материи (вся материя обладает сознанием). В худо­жественной форме эта идея воплощена в фантастической повести польского писателя и философа С. Лема, изобразившего мыслящую планету «Солярис». Сторонниками этого учения были Дж. Бруно, некоторые французские фило­софы эпохи Просвещения. Новое прочтение гилозоизма встречается в совре­менной философии, в частности, в трудах по антропологии Пьера Тейяра де Шардена, где обосновывается наличие у Земли оболочки духовности - Ноо­сферы или сферы разума.

4. Познаваем ли мир?

Во второй – гносеологической - стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована про­блема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окру­жающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность ве­щей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций.

· Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений.

· Скептицизм (от. греч. Skepsis - сомнение) – учение, появившееся в античной
философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возмож­ность никакого достоверного знания. До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности
человека к познанию истины. В основе рассуждений скептиков лежит прин­цип «изостении» - равнозначности всех суждений: «любое суждение равно­
сильно другому, поэтому нет верного знания, и следует вообще воздержи­ваться от каких-либо утверждений». Из этой позиции скептики выводят
нравственный закон жизни философа, мудреца - атараксию (от греч. греч. ataraxia -
невозмутимость): так как суждения инициируют определенный поступок, то
отказ от них является непременным условием достижения покоя и безмятеж­ности.

Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых со­временных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает прин­цип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию».

Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый)- философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и
скептицизмом есть существенное различие. Агностики, отрицая способность
человека познать сущность вещей, тем не менее, не отрицают возможность
познания мира явлений и теоретических знаний о нем, они не придерживают­ся и принципа воздержания от суждений. Термин «агностицизм» ввел в науку
в 1869 г. английский естествоиспытатель Т.Гексли, хотя сама концепция воз­никла гораздо раньше - во времена софистов. Классическую форму агности­цизм приобрел в философии Юма и Канта.

Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии - о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирова­на следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмот­ренные выше его стороны?

Нет, философский вопрос о соотношении материи и созна­ния, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемо­сти, имеет и другой существенный аспект - взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологиче­ской, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биоло­гического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение ма­терии и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их коорди­нация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует от­метить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной вы­ступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспери­ментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по от­ношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального.

В любом философ­ском исследовании, связанном с человеческим бытием - в том или ином виде - присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема харак­теризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия - это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеоло­гический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идео­логической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундамен­тальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку по­знать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей.




Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 424 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав