Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Х у д о ж е с т в е н н ы е т е к с т ы

Горький А.М. В.И. Ленин или Лев Толстой. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина (Ч. I).Егор Булычев и другие или Васса Железнова (2-я редакция). Несвоевременные мысли. Рассказы 20-х годов.

Маяковский В.В. Ода революции. Левый марш. Необычайное приключение… Хорошее отношение к лошадям. Мистерия-буфф. Приказ № 2 армии искусств. 150 000 000. Люблю. Про это. Владимир Ильич Ленин. Хорошо! Во весь голос. Лиличка! Вместо письма. Письмо товарищу Кострову о сущности любви. Письмо Татьяне Яковлевой. О дряни. Прозаседавшиеся. Взяточники. Подлиза. Клоп. Баня. Бруклинский мост. Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру. Стихи о советском паспорте. Юбилейное. Сергею Есенину. Разговор с фининспектором о поэзии. Товарищу Нетте – пароходу и человеку. Блек энд уайт. Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка.

Бедный Д. Басни (по выбору).Стихотворения (по выбору) или

Пролетарские поэты: (Князев В., Александровский В., Казин В., Кириллов В., Гастаев А., Полетаев Н.: несколько стихотворений по выбору из сборника «Пролетарские поэты первых лет советской эпохи» М., Л., 1959).

Блок А.А. Двенадцать. Интеллигенция и революция. Скифы

Есенин С.А. Лирика: Край любимый, сердцу снятся… Гой ты, Русь моя родная… Топи да болота. Русь. Песнь о собаке. Сорокоуст. Русь уходящая. Русь бесприютная. Русь советская. Стансы. Неуютная жидкая лунность. Спит ковыль, равнина дорогая … Баллада о двадцати шести. Капитан земли. Письмо матери. Собаке Качалова. Отговорила роща золотая. Не жалею, не зову, не плачу. Письмо к женщине. Стихи из циклов «Москва кабацкая», «Персидские мотивы».

На выбор: Инония. Сельский часослов. Небесный барабанщик.

Поэмы: Страна негодяев. Анна Снегина. Черный человек.

Ахматова А.А. Мне голос был. Он звал утешно…Не с теми я, кто бросил землю. Клятва. Мужество и др. Стихотворения из цикла «Ветер войны»; поэма «Реквием».

САМОСТОЯТЕЛЬНО. Поэзия Д.Бедного. Жанровое и тематическое многообразие наследия поэта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Швецова Л.К. Демьян Бедный // История русской советской литературы. 1917-1965: В 4 т. М., 1967. Т. 1.

2. Эвентов И.С. Демьян Бедный. Жизнь. Поэзия. Судьба. М., 1983.

3. Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко.

ЛЕКЦИЯ. Характеристика основных тенденции развития поэзии, прозы, драматургии 20-х годов. Общечеловеческое и классовое в литературе этих лет. Революция и гражданская война в литературе. Точки соприкосновения и «отталкивания» русской литературы, развивающейся на Родине и за рубежом. Русская классическая традиция в литературе. Дискуссии о литературном герое. Основные тенденции в развитии прозы, ее проблемно-тематическое богатство. Многообразие жанров, оригинальность художественных решений в поэзии. Поэмы 20-х годов, их типы, жанровые разновидности. Тенденции развития драматургии. Многообразие сатирических жанров. Традиции русского фольклора, философской и религиозной идеи в творчестве поэтов и писателей.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО. Тема труда и рабочего класса в прозе 20-х годов. «Цемент» Ф.Гладкова: рабочий класс и интеллигенция в романе; проблема новой морали; роман в оценке М.Горького.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко.

2. Воложенин А.П. Федор Гладков: Жизнь и творчество. М., 1969.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Железный поток» А. Серафимовича и «Чапаев» Д.Фурманова. Образ народного героя и принцип его типизации. Жанровое своеобразие. Место произведений в русской литературе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горбунов Г.И. Дмитрий Фурманов. М., 1965

2. Куприяновский П. Художник революции. М., 1967.

3. Дмитриева Т.Е. Д.А.Фурманов // История русской советской литературы. 1917-1965: В 4 т. М., 1967. Т. I.

4. Поляк Л.М. А.С.Серафимович // История русской советской литературы. 1917-1965.М., 1967. Т. I.

5. Чалмаев В.А. Серафимович; Неверов. М., 1982.

ЛЕКЦИЯ. М. Горький. Литературно-общественная деятельность. Проблемы революции, гуманизма и культуры в цикле статей «Несвоевременные мысли». Жанровое многообразие творчества. «Жизнь Клима Самгина»: философия, поэтика, особенности творческого метода и жанра. Система героев. Оценка романа в критике. М. Горький в отзывах современников и оценках исследователей.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Дело Артамоновых» М. Горького: творческий замысел, особенности композиции, жанровое своеобразие (социально-психологический роман).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Учебные пособия под ред. П.С.Выходцева и А.И.Метченко.

2. Тагер Е.Б. Дело Артамоновых // Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. М., 1964.

3. Овчаренко А.И. Горький и литературные искания ХХ столетия. 2-е изд., доп. М., 1978.

4. Волков А.А. Художественный мир М. Горького. М., 1978.

САМОСТОЯТЕЛЬНО. Драматургия М. Горького: идейно-художественное своеобразие, жанровая специфика.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. М., 1964.

2. Волков А.А. Художественный М. Горького. М., 1978.

3. Бялик Б.М. Горький-драматург. 2-е изд. М., 1977.

4. Новиков В.В. Творческая лаборатория Горького-драматурга. М., 1976.

ЛЕКЦИЯ. В.В. Маяковский. Творческий путь поэта. Художественное многообразие произведений первых лет советской власти. Работа в «Окнах РОСТА». Маяковский и ЛЕФ. Любовная лирика, эволюция темы и поэтики. Сатира Маяковского. Стихи зарубежного цикла. Гражданская лирика поэта. Тема поэта и поэзии, оригинальность ее решения. Своеобразие жанра поэмы в творчестве В. Маяковского. Особенности театра Маяковского. Поэтика Маяковского. Новаторство в области жанра, стиха, и языка. Традиции Маяковского в русской поэзии. Споры о Маяковском в современном литературоведении.

ЛЕКЦИЯ. С.А. Есенин. Своеобразие мировоззрения и лирического дарования. Национальный характер поэзии С. Есенина. Мифологические и библейские мотивы в его поэзии. Стихи о советской действительности. Сложность и противоречивость восприятия событий революции и гражданской войны. Особенности лирики поэта, ее гуманизм, живописность, музыкальный песенный характер. Тема любви и природы в стихах Есенина. Историко-революционная тема в творчестве поэта. «Анна Снегина» как итог предшествующих поисков. Трагическое содержание поэмы «Черный человек». Традиции УНТ и русской классической поэзии в творчестве Есенина.

ЛЕКЦИЯ. А. Ахматова. Гражданская позиция поэта в первые годы советской власти. Противоречивость образа лирической героини. Трагические мотивы любовной лирики. Тема смерти, вины, ответственности в поэзии Ахматовой. Пушкинская тема в наследии поэта. Поэма «Реквием». Лирика периода Великой Отечественной войны.

ЛЕКЦИЯ. М. Цветаева. Своеобразие цветаевской трактовки событий революции и гражданской войны (сб. «Лебединый стан»). Философское осмысление фольклорных источников в поэмах 20-х годов. Трагический конфликт в поэмах о любви, философской лирике. Тема поэта – «певца и

Петров С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980.

Белая Г.А. Закономерности стилевого развития прозы 20-х годов. М., 1977.

Бузник В.В. Русская советская проза 20-х годов. Л., 1975.

Скороспелова Е.Б. Русская советская 20-х - 30-х годов: Судьбы романа. М., 1985.

Русская советская поэзия: Традиции и новаторство, 1917-1945. - Л., 1972.

Выходцев П.С. В поисках нового слова: Судьбы русской советской поэзии 20-х - 30-х годов ХХ века. М., 1980.

Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. 2-е изд., доп. М., 1973.

Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1975.

Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия: Основные проблемы развития, 1917-1935. - М., 1963; 1936-1965. М., 1965.

Михайловский Б., Тагер Е. Творчество Горького. 2-е изд. М., 1954.

Тагер Е. Творчество М.Горького советской эпохи. М., 1964.

Овчаренко А. Горький и литературные искания ХХ столетия. М., 1978.

Бялик Б. Горький-драматург. М., 1962.

Метченко А. Маяковский: Очерк творчества. М., 1964.

Перцов В. Маяковский: Жизнь и творчество. М., 1969.

Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. Л., 1980.

Орлов В. Поэма А.Блока «Двенадцать». М., 1965.

Юшин П. Сергей Есенин: Поэзия. Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

Волков А.А. Художественные искания С.Есенина. М., 1976.

Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

Павловский А.И. Анна Ахматова: Очерк творчества. М., 1973.

Лихачев Д.С. <Вступительная статья> // Пастернак Б. Избранное: В 2 т. М., 1985. Т. I.

Альфонсов В. Поэзия Б.Пастернака. Л., 1990.

Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986.

Павловский А. Куст рябины: О поэзии М.Цветаевой. Л., 1989.

Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992.

Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама // О старом и новом. Л., 1982.

Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. I.

Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

Мулярчик А.С. Русская проза В.Набокова. М., 1997.

Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова. Ростов, 1981.

Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995.

Макаров А. Демьян Бедный. М., 1964.

Куприяновский П. Художник революции: (О Дмитрии Фурманове). М., 1976.

Киселева Л. Творческие искания А.Фадеева. М., 1965.

Бушмин А. А.Фадеев. 2-е изд., доп. Л., 1983.

Кузнецов М.М. Романы К.Федина. М., 1980.

Поляк Л. Алексей Толстой - художник. М., 1964.

Список литературы

Основная литература:

История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена /отв. ред. проф. С.И. Кормилов. М., 1998.

История русской литературы ХХ в. В 2х т. Т.2. М., 2002. / Под ред. Кременцова.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). М, 2001 г.

Агеносов В.В. Литература Русского зарубежья. М., 1998.

Архангельская Н.Н. «Имена» в вузовском учебнике истории русской литературы ХХ века: варианты отбора и «представления» // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2000. Вып. 1.

Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд. Ставрополь – Москва, 1998.

Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М., 1982; Изд. 2-е, доп. М., 1988.

Желтова Н.Ю. Нужен ли учебник по литературе русского зарубежья? // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2000. Вып. 1.

История русской литературы на страницах современных вузовский учебных изданий / Всероссийский «круглый стол» // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2000. Вып. 1.

История русской советской литературы / Под ред. проф. П.С. Выходцева. Изд. 4-е, испр. и доп. М., 1986.

История русской советской литературы (1917-1940) / Под ред. проф. А.И. Метченко, проф. С.М. Петрова. Изд. 2-е, испр. М., 1983.

История русской советской литературы 40-80-е годы / Под ред. проф. А.И. Метченко, проф. С.М. Петрова. Изд. 2-е, испр. М., 1983.

История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена / Ответ. ред. проф. С.И. Кормилов. М., 1998.

Литературное движение советской эпохи. Материалы и документы. Хрестоматия / Сост. П.И. Плукш. М., 1986.

Михайлов О.Н. Литература Русского зарубежья. М., 1995.

Очерки истории русской литературы ХХ века. М., 1995. Вып. 1.

Русская литература ХХ века (десятые-тридцатые годы). Хрестоматия / Сост. проф. А.А. Газизова, проф. В.А. Славина. М., 1995.

Русская советская литература / Под ред. А.А. Журавлевой. Л., 1988.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.

 

Дополнительная литература:

Черников А.П. Серебряный век русской литературы. Калуга, 1998.

Шешуков С. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов. 2-е изд. М., 1984.

История русского советского романа: В 2 кн. М.; Л., 1965. Кн. I-II.

первенца» «в мире мер». Фольклорное начало в лирике поэта. Трансформация темы любви. Лирическое «я». Образ Родины и тема России. Жанр литературного портрета. Творчество периода эмиграции.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО. О. Мандельштам. Эволюция творческого пути. Ассоциативность лирики. Особенности поэтики. Основные темы и мотивы лирики Мандельштама

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гаспаров М.Л. О. Мандельштам. М., 1996.

2. Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

3. Колобаева Л.А. «Место человека во вселенной…» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1991. № 2.

4. Мандельштам и античность / сб. статей. М., 1995.

5. Рассадин С.Б. Очень простой Мандельштам. М., 1994.

6. Струве Н.А. Осип Мандельштам. Томск, 1992.

7. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена /отв. ред. проф. С.И. Кормилов. М., 1998.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО. Русская героическая драма. «Бронепоезд 14-69» Иванова В., «Любовь Яровая» К. Тренева, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского. Особенности жанра.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ленов Б.А. Утверждение. Героико-патриотическая тема в русской и советской литературе. М., 1988.

2. Неведов Ю.Б. Советская героическая драма 20-х годов. Проблематика. Структура, жанр. Саратов, 1985.

3. История русской советской литературы. 1917-1965: В 4 т. М., 1967. Т. 1. (Главы о В. Иванове, К. Треневе, В. Вишневском).

ЛЕКЦИЯ. Русская литература 30-х годов. Цензура и репрессии. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организации» (1932). Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Жанровое разнообразие романа. Феномен русской эпопеи ХХ в. Поиски в области поэтики. Поэзия этих лет. Трагические противоречия действительности и литература. Рождение теории «социалистического реализма».

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Как закалялась сталь» Н.Островского: личность и революция в романе, особенности стиля.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аннинский Л. «Как закалялась сталь» Николая Островского. М., 1983.

2. Венгров Н. Николай Островский. 2-е изд. М., 1956.

3. Трегуб А. Жизнь и творчество Николая Островского. 3-е изд. М., 1975.

4. Тимофеев Л.И. О художественных особенностях романа Н.Островского «Как закалялась сталь». 2-е изд., испр. и доп. М., 1956.

5. Литвинов В.М. Талант и мужество: О художественных особенностях романа Н.Островского «Как закалялась сталь». М., 1983.

ЛЕКЦИЯ. Шолохов М.А. Творческий путь. Русский характер в изображении писателя. Мастерство Шолохова-рассказчика, новеллиста. «Донские рассказы». «Тихий Дон» – роман-эпопея, раскрывающий национальные судьбы народа. Инсинуации, связанные с авторством М. Шолохова. Дискуссии о смысле образа Григория Мелехова. Проблема трагического. Гуманистическая позиция автора. Женские характеры в романе. Роль эпиграфов. Новаторство М. Шолохова. Роль психологического анализа. Художественная структура и стиль. Народная основа языка. Стихия УНТ. Шолохов периода Великой Отечественной войны. Философское и жанровое своеобразие рассказа «Наука ненависти». Своеобразие шолоховского реализма.

ЛЕКЦИЯ. М. Пришвин. Лирико-философская проза. Человек и природа. Своеобразие концепции гуманизма. Новое в раскрытии отношений личности и общества, человека и природы. Поэма в прозе «Фацелия». Идейная значимость и поэтическое богатство итогового романа «Осударева дорога». Связь с классической русской литературой. «Универсальный» реализм Пришвина. Фольклоризм и другие особенности поэтики. «Дневники» писателя.

ЛЕКЦИЯ. А.Н. Толстой. Творческая эволюция писателя. Связь послеоктябрьского творчества с ранним этапом. Лирическая проза («Детство Никиты»). Фантастика. Трилогия «Хождение по мукам». Эволюция героев и их взаимоотношений. Особенности жанра и композиции. Роман «Петр Первый» как жанр исторического романа. Эволюция темы Петра Первого в творчестве А.Н. Толстого. Национальный колорит произведения. А. Толстой в период Великой Отечественной войны.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО. Драматургия 30-х годов. Спор «новаторов» и «архаистов» о путях развития советской драмы 30-х годов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко.

2. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия: Основные проблемы развития. 1917-1935. М., 1965.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Дни Турбиных» М. Булгакова: творческая история, трагическое и комическое в пьесе, жанровая специфика, проблематика.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

2. Рудницкий К. Михаил Булгаков // Вопросы театра. М., 1966.

3. Нинов В. О драматургии и театре Михаила Булгакова // Вопросы литературы. 1986. № 9.

4. Смелявский А.М. Михаил Булгаков в художественном театре. М., 1989.

5. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

ЛЕКЦИЯ. «Возращенная» литература. Писатель и власть. Основные идейно-творческие и жанрово-стилевые характеристики. Творчество В. Зазубрина,

 

2) композиционные особенности повести;

3) концепция бытия по И.С. Шмелеву. Образ Вани и Горкина.

 

Литература

Кутырина Ю. Трагедия Шмелева // Слово. 1991. № 2.

Любомудров А.М. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С. Шмелева // Христианство и русская литература. Сб. статей. СПб, 1994.

Сорокина О.Н. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994.

Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). М., 1998.

Есаулов И.А. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. 1992. № 10.

Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991.

Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. Концепция мира и человека. Калуга, 1995.

 

«ВАСИЛИЙ ТЕРКИН» А. ТВАРДОВСКОГО

1) творческая история поэмы. Своеобразие композиции. Смысл подзаголовка «Книга про бойца»;

2) Василий Теркин как эпический герой;

 

Литература

Твардовский А. Как был написан «Василий Теркин». М., 1952.

Любарева Е.А. Эпос Твардовского. М., 1982.

Выходцев П.С. А. Твардовский. М., 1957.

Кондратович А. Твардовский: Поэзия и личность. М., 1981.

Македонов А. Творческий путь А. Твардовского. М., 1981.

Гришунин А.Л. «Василий Теркин» А. Твардовского. М., 1987.

Редькин В.А. Система эпического мира в поэмах А. Твардовского. Тверь, 1992.

Творчество Александра Твардовского. Материалы и исследования / Под ред. П.С. Выходцева и Н.А. Грозневой. Л., 1989.

 

 

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. БУЛГАКОВА

1) история создания и публикации романа:

2) своеобразие жанра и композиции;

3) философское начало в романе;

4) изображение советской действительности 20-30-х годов;

5) традиции и новаторство М. Булгакова в изображении сатиры. Воланд и его свита в Москве;

6) особенности сатиры М.Булгакова.

Литература

Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. - М., 1983.

Чудакова М. Творческая история романа «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 1976. № 1.

Лакшин В. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. № 6.

Утехин Н. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова // Русская литература. 1979. № 4.

Петелин В. М.Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989.

Боборыкин В.Г. М.Булгаков: Книга для учителя старших классов. М., 1991.

Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки творческой истории. М., 1991.

Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.

 

«ЖЕНЬШЕНЬ» М. ПРИШВИНА

1) философская концепция повести. Образ Лувена. Искания рассказчика;

2) мир природы в повести и художественные средства его воплощения;

3) тема любви, ее место в философской концепции произведения;

4) романтическое начало в повести. Особенности ее стиля.

Литература

Ершов Г.А. Михаил Пришвин: Жизнь и творчество. М., 1973.

Мотяшов И. Михаил Пришвин: Критико-биографический очерк. М., 1965.

Пахомова М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин. М., 1970.

Хмельницкая Т.Ю. Творчество Михаила Пришвина. Л., 1959.

Хайлов А.И. Михаил Пришвин: творческий путь. М., 1962.

Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М.Пришвина: Пособие для учителей. М., 1982.

Гордиенко Л.Н. Вернадский и Пришвин. Взаимодействие научного и художественного сознания в формировании эстетического чувства природы // Вестн. МГУ. Сер. 7, Филология. 1980. № 1.

 

«ЛЕТО ГОСПОДНЕ» И.С. ШМЕЛЕВА

1) эволюция художественного мировоззрения Шмелева. Отличие «Лета Господне» от книг современников писателя;

Б. Пильняка, Е. Замятина. Сатира М. Булгакова. Уникальность творческого почерка А. Платонова.

ЛЕКЦИЯ. Литература русского зарубежья. Художественные произведения 20-40-х годов. Феномен В. Набокова. Национальная выразительность литературы зарубежья. Развитие мотивов православия (И. Шмелев, Б. Зайцев). Творчество М. Осоргина, Г. Газданова. Художественная мемуаристика.

ЛЕКЦИЯ. Русская литература периода Великой Отечественной войны. Преобладание поэзии. Песенное творчество. Проблема стилевого разнообразия в поэзии военного времени. Темы Родины. Проблема гуманизма в литературе этих лет. Новое поколение поэтов. Исповедальный характер лирики. Народно-героическая тема в лиро-эпосе. Художественная проза, разные тенденции. Публицистика военных лет. Патриотический характер литературы военного времени. Сатирическая сказка.

САМОСТОЯТЕЛЬНО. Многообразие конфликтов в драматургии военного времени. Нравственно-психологические и философские аспекты конфликта в пьесе Л. Леонова «Нашествие». Социально-политическое содержание конфликта в пьесе А. Корнейчука «Фронт».

ЛИТЕРАТУРА:

Богуславский Л.О., Диев В.А. Русская советская драматургия: Основные проблемы развития, 1913-1945. М., 1968.

ЛЕКЦИЯ. Особенности развития литературы в 1946-1953 годах. Темы войны и возвращения к мирной жизни – ведущие в литературе. Перегибы в партийном руководстве литературой. Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946). Отражение теории бесконфликности в литературе. «Лакировка» действительности.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНО. Путь к утверждению художественной правды о войне. Героизация действительности. Утверждение подвига советского народа. «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Мемуарно-документальная литература. Принципы художественного раскрытия человека на войне (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Панова «Спутники», Э. Казакевич «Звезда» и т.д.). Идейно-стилевое разнообразие в изображении Великой Отечественной войны. «Они сражались за Родину» М. Шолохова – художественная вершина русской прозы о войне.

ЛИТЕРАТУРА:

Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко.

САМОСТОЯТЕЛЬНО. Проблема производственного романа в послевоенной русской прозе. Схематичность конфликта. Насыщение производственного романа нравственно-психологическими проблемами. Новые черты в раскрытии темы труда в произведениях В. Ажаева («Далеко от Москвы»), В. Кочетова («Журбины»), Г. Николаевой («Битва в пути») и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:

1. История русского советского романа: В 2 т. М., 1964. Т. 2.

2. Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко.

Планы к практическим занятиям:

ПОЭМА А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

 

1) социально-историческая концепция поэмы: «старый мир», революция, народ;

2) романтическая символика поэмы;

3) ритм поэмы и его смысловая роль;

4) жанровое своеобразие поэмы.

Литература

Блок А. Интеллигенция и революция // Блок А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1971. Т. 5.

Тимофеев Л.И. А.Блок (глава о поэме). М., 1957.

Орлов В.Н. Поэма А.Блока «Двенадцать». Л., 1979.

Соловьев В. Поэт и его подвиг (раздел о поэме). М., 1973.

Долгополов Л. Поэма А.Блока «Двенадцать». Л., 1979.

Пьяных М.Ф. Слушайте революцию: Поэзия Александра Блока советской эпохи (раздел о поэме). М., 1980.

Еремкина Л.И. К истолкованию финала поэмы А.Блока «Двенадцать» // Филологические науки. 1980. № 6.

Глушкова Т. Традиции - совесть поэзии (раздел об образе Христа). М., 1987.

Сарнов В. О поэзии, традициях и немного совести // Вопросы литературы. 1989. № 5.

Иванова Е. Загадочный финал «Двенадцати» // Москва. 1991. № 8.

Бродский М.А. Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» // Русская словесность. 1995. № 6.

Приходько И.С. Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»: историко-культурная и религиозно-мифологическая традиция // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1991. Т. 50. № 5.

 

«ГОРОДА И ГОДЫ» К. ФЕДИНА

1) проблематика гуманизма и ее решение в романе. Первая мировая война в Германии, гражданская война в России. Андрей Старцов и Курт Ван;

2) своеобразие композиции и ее смысловая роль;

3) особенности стиля романа «Города и годы».

Литература

Брайнина Б.Я. Константин Федин. М., 1962.

Кузнецов Н. Константин Федин. М., 1969.

Старков А.Н. Герои и годы: Романы К.Федина. М., 1973

Кузнецов М.М. Романы Константина Федина. М., 1980.

Бугаенко П.А. Константин Федин: Личность. Творчество. Саратов, 1980.

Оклянский Ю.М. Федин. М., 1986.

 

«РАЗГРОМ» А. ФАДЕЕВА

1) человек и революция в изображении А.Фадеева;

Карпов А.С. Стих и время. М., 1966.

Коржан В.В. Есенин и устная народная поэзия. Л., 1969.

Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя. М., 1990.

Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1989.

Базанов В. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.

Харчевников В.И. Поэтический стиль С.Есенина: 1910-1916. Ставрополь, 1975.

 

или «АННА СНЕГИНА» С. ЕСЕНИНА

 

1) жанровое своеобразие поэмы;

2) особенности сюжета и композиции;

3) эпический социально-исторический план поэмы;

4) место поэмы в художественном развитии С.Есенина.

Литература

Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

Наумов Е.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973.

Волков А.А. Художественные искания Есенина. М., 1975.

Жаворонков А. Поэма С.Есенина «Анна Снегина» // Сергей Есенин: Исследования. Мемуары. Выступления. М., 1967.

Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1972.

Кошечкин С. Сергей Есенин. Л., 1974.

Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. 2-е изд. М., 1986.

Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. М., 1989.

 

«ЧЕВЕНГУР» А.ПЛАТОНОВА

1) творческая история;

2) особенности жанра, метафорический смысл названия;

3) образ чевенгурского социализма (цель, программа, реальная практика);

4) своеобразие сатиры А.Платонова (юмор, ирония, гипербола, гротеск, символика).

Литература

Платонов А. Мне это нужно не для славы... Письмо М. Горькому // Вопросы литературы. 1988. № 9.

Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995.

Семенова С. Мытарства идеала: к выходу в свет «Чевенгура» А.Платонова / Новый мир. 1988. № 5.

Золотусский И. Крушение абстракций // Новый мир. 1989. № 1.

Чалмаев В.А. Андрей Платонов. М., 1989.

Чалмаев В.А. Утонувший колокол: Читая Платонова // Вопросы литературы. 1988. № 7.

Фоменко Л.П. Человек в философской прозе А. Платонова. Калинин, 1985.

«Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 1994. Вып. 2; 1999. Вып. 3.

 

4) философия ответственности, правды и свободы, любви и страха в рассказе «Голубая жизнь»;

5) «Рассказ о необыкновенном» – итог цикла. Поэтика «необыкновенного» в рассказе;

6) идейная и композиционная целостность цикла.

Литература

Бялик Б.А. Судьба максима Горького. М., 1973.

Волков А.А. Художественный мир Горького (советские годы). М., 1978.

Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия. М., 1971.

Сухих С.И. Заблуждения и прозрения М. Горького. Нижний Новгород, 1992.

Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд. Ставрополь. Москва, 1998. Ч. I.

 

САТИРИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ МАЯКОВСКОГО

1) проблематика сатирических комедий Маяковского «Клоп» и «Баня»;

2) художественные принципы воплощения образов отрицательных персонажей;

3) героико-романтическое начало в пьесах. Образы положительных героев, их роль;

4) основные принципы драматургического мастерства В. Маяковского.

Литература

Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко.

Метченко А.И. В.В.Маяковский: Очерк творчества. М., 1964.

Перцов В.О. Маяковский: Жизнь и творчество. М., 1976. Т. 3.

Милявский Б. Сатирик и время: О мастерстве Маяковского-драматурга. - М., 1963.

Бочаров М.Д. Пьеса В.Маяковского «Баня»: Материалы к спецкурсу. Ростов н/Д., 1972.

Смирнов-Несвицкий Ю.А. Особенности поэтики театра Маяковского: Учебное пособие. Л., 1980

 

ОБРАЗ РУСИ В ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ С. ЕСЕНИНА

1) тема Руси в дооктябрьском творчестве С.Есенина. Функция пейзажа (Береза. Гой ты, Русь, моя родная... Край любимый! Сердцу снятся... Русь. Край ты мой заброшенный... Черная, потом пропахшая выть... Топи да болота...);

2) Родина и революция в творчестве Есенина после Октября (Небесный барабанщик. Кантата. Сорокоуст);

3) образ Руси советской в лирике Есенина последних лет (Возвращение на Родину. Русь уходящая. Русь советская. Несказанное, синее, нежное... Спит ковыль. Равнина дорогая...).

Литература

Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

Наумов Е.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973.

Волков А.А. Художественные искания Есенина. М., 1976.

2) психологизм, формы его воплощения в романе;

3) вопрос о традициях Л.Толстого и М.Горького в «Разгроме».

Литература

Бушмин А. Роман А.Фадеева «Разгром». Л., 1954.

Бушмин А. Александр Фадеев. Л., 1983.

Озеров В. Александр Фадеев. М., 1976.

Киселева Л. творческие искания А.Фадеева. М., 1965.

Книпович Е. «Разгром» и «Молодая гвардия» Фадеева. М., 1964.

Дикушина Н.А. Фадеев // История русской советской литературы: В 4 т. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1968. Т. 3.

 

«РЕКВИЕМ» А. АХМАТОВОЙ

1) история создания поэмы;

2) проблематика произведения;

3) эпическое и лирическое в «Реквиеме»;

4) особенности композиции;

5) жанровое своеобразие произведения.

Литература

Ахматова А. Реквием // Октябрь. 1987. № 3 или Нева. 1987. № 6.

Павловский А.И. Анна Ахматова: Очерк творчества. М., 1973.

Субботин А. Недосказанное жжет // Урал. 1987. № 10.

Лесневский С. Мужество поэта // Лит. Россия. 1987. 19 июня.

Архангельский А. Час мужества // Лит. обозрение. 1988. № 1.

Скатов Н. и др. К 100-летию со дня рождения А.Ахматовой // Литература в школе. 1989. № 3. С. 3-30.

 

Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон"

1) Этапы работы М.А.Шолохова над романом-эпопеей "Тихий Дон".

2) Особенности писательского изображения войн и революции и отношение к описываемым событиям (ч. 3, гл. IV, VII, VIII, IX; ч. 4, гл. I; ч. 6, гл. IV, XII; ч. 5, гл. I; ч. 7, гл. XXVIII и т. д.).

3) Традиционный уклад жизни как нравственная опора казаков. Трагедия его разрушения (ч. 6, гл.XIX, ХLVI; ч. 7, гл. XIII, XXVIII). Описание могилы Валета как емкое выражение авторской концепции неприятия гражданской войны и торжества любви, семейного счастья в непростых условиях жестокости (ч. 5, гл. XXXI).

4) Трагедия Григория Мелехова. Нравственные искания героя (ч. 3, гл. V, XXIII; ч. 4, гл. IV, V; ч. 5, гл. II, ХIII; ч. 6, гл. II, XX, XXI, XXVIII, XXXVI, ХLII, ХLVI, LI, LVI, LVIII; ч. 7, гл. XI; ч. 8, гл. VI-IХ, XI, XII, XVII). Образы-символы судьбы Григория (черная степь, черное небо, черное солнце). Открытый характер финала романа.

5) Трактовки образа Григория Мелехова (А.Лежнев, А.Бритиков, Л.Якименко, Ф.Бирюков, А.Хватов, В.Кирпотин, В.Васильев).

6) Поэтика женских образов романа.

7) Жанровое своеобразие "Тихого Дона" как романа-эпопеи.

8) Дискуссии о "Тихом Доне".

 

Литература:

Белая Г.А. «Фокусническое устранение реальности» (О понятии «роман-эпопея») // Вопросы литературы. 1998. № 3.

Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.Шолохова. М., 1989.

Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1980.

Васильев В. “Рим” Григория Мелехова: О финале “Тихого Дона” // Литература. 2002. № 23.

Гура В.В. Как создавался 'Тихий Дон". Творческая история романа М.Шолохова. М., 1980.

Дворяшин Ю.А. М.Шолохов и русская проза 20-30-х годов о судьбе крестьянства. Новосибирск, 1992.

Ермолаев Г. Война и мир донских казаков // Дон. 1998. № 5-6.

Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. СПб., 2000.

Кожинов В.В. О "Тихом Доне" Шолохова // Литература в школе. 1994. №4.

Колодный Л.Е. Кто написал ''Тихий Дон". Хроника одного поиска. М., 1995.

Кузнецов Ф.Ф. Шолохов и «анти-Шолохов». Конец литературной мистификации века // Наш современник. 2000. №№ 5-7, 11; 2001. №№ 2, 4, 5.

Семанов С.Н. “Тихий Дон” - литература и история. М., 1982.

Семанов С.Н. Православный «Тихий Дон». М., 1999.

Семенова С.Г. Философско-метафизические грани «Тихого Дона» // Вопросы литературы. 2002. № 1.

Сивоволов Г.Я. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов-на-Дону, 1995.

Симмонс Э. Он избрал свой путь // Вопросы литературы. 1990. № 5.

Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи (Опыт сравнительного анализа "Войны и мира" Л. Толстого и "Тихого Дона" М.Шолохова). М., 1986.

Сорокина Н.В. «Тихий Дон» М.А. Шолохова: современная полемика вокруг романа. Тамбов, 2002.

Шешуков С.И. В поисках истины. Споры вокруг Григория Мелехова // Наш современник. 1985. № 5.

 

РОМАН «МЫ» Е. ЗАМЯТИНА

1) история создания и публикации романа;

2) социально-философская проблематика: личность и общество, человек и природа, счастье и свобода и др.;

3) образная система: Д-503, i-330, R-13 и др.;

4) жанрово-стилевое своеобразие: особенности авторской речи и язык персонажей, ирония в романе.

 

 

Литература

Давыдова Т.Т. Е.Замятин. М., 1991.

Ланин Б.А. Роман Е.Замятина «Мы». М., 1992; Он же. Русская литературная антиутопия. М., 1993.

Шайтанов И. Мастер // Вопросы литературы. 1988. № 12.

Ревич В. Предупреждение всем // Лит. обозрение. 1988. № 7.

Можейко И. Еретик или антиутопия // В мире книг. 1988. № 9.

Новиков В. Возвращение к здравому смыслу // Знамя. 1989. Кн. 7.

Келдыш В.А. Е.И. Замятин // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М., 1989.

Лакшин В.Я. «Антиутопия» Евгения Замятина // Знамя. 1988. № 4.

Скороспелов Е.Б. Замятин и его роман «Мы». М., 1999.

 

 

«НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ» М. ГОРЬКОГО

 

1) революция и проблема гуманизма в трактовке М.Горького;

2) революция и культура, судьба русской интеллигенции;

3) проблема народа и русского национального характера в интерпретации писателя;

4) отношение к Октябрьской революции, большевикам, В.И.Ленину в публицистике М.Горького и литературном портрете «В.И.Ле-нин».

Литература




Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.07 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав