Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Поэтический синтаксис

Читайте также:
  1. Билет №3 Грамматики , классификация языков по Хомскому , способы описания синтаксиса языков программирования.
  2. Введение в синтаксис языка CF-Pascal
  3. Лекция 3. РАЗВИТИЕ поэтический жанр в немецкой литературе XVIII века
  4. Методика изучения раздела «Синтаксис».
  5. Общий синтаксис таблиц стилей
  6. Предложение как основная единица синтаксиса, его грамматические признаки.
  7. Раздел 6. Синтаксис
  8. Раздел 6. Синтаксис
  9. Связь синтаксиса с другими разделами языка.

Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.

Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины... . И. Тютчев)

Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:

Степям и дорогам

Не кончен счет;

Камням и порогам

Не найден счет ... . Багрицкий)

О других видах повторов (эпаналипсисе, анадиплосисе, симплоке) вы можете прочитать в специальной литературе.

Многосоюзие (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры: «И блеск, и шум, и говор волн» (А. С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при ко­тором однородные члены или части сложного предложения свя­зываются без помощи союзов:

Швед, русский колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет (А. С. Пушкин)

Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, дан­ное в сходных синтаксических конструкциях:

Денькак трава расстилаюся.

Ночьслезами умываюся. . А. Некрасов)

Перенос (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:

Над вороным утесом –

Белой зари рукав.

Ногууже с заносом

Бега – с трудом вкопав

В землю, смеясь, что первой

Встала, в зари венце –

Макс! мне было – так верно

Ждать на твоем крыльце! (М. И. Цветаева)

Инверсия – необычный порядок слов в предложении, прида­ющий фразе новый выразительный оттенок:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом... . Ю. Лермонтов)

«Обычный» порядок слов в приведенном предложении должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но тогда это уже перестанет быть стихотворением.

Антитеза – противопоставление образов и понятий:

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой... . С. Пушкин)

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:

Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь... . А. Волошин)

Все грани чувств, все грани правды

Стерты в мирах, в годах, в часах... . Белый)

Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа:

Знаете ли вы украинскую ночь?.. . В. Гоголь)

Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:

Татьяна! Милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью... . С. Пушкин)

 

 

Билет 4

 

 

7) Характер - литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как обусловленный данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Художественный Характер (литератур.) являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни,) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором). В результате Характер (литератур.) в искусстве предстаёт «новой реальностью», художественно «сотворённой» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его. Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие Характер (литератур.) в литературоведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии.

Представление о Характер (литератур.) литературного героя создаётся посредством внешних и внутренних «жестов» (в т. ч. речи) персонажа, его внешности, авторскими и иными характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета. Соотношение в пределах произведения Характер (литератур.) и обстоятельств, являющихся художественным воспроизведением социально-исторической, духовно-культурной и природной среды, составляет художественную ситуацию. Противоречия между человеком и обществом, между человеком и природой, его «земной участью», а также внутреннего противоречия человеческих Характер (литератур.) воплощаются в конфликтах художественных.

Воспроизведение Характер (литератур.) в его многоплановости и динамике — специфическое свойство художественной литературы в целом (и большинства театральных и кинематографических жанров на словесно-сюжетной основе..


В теории новое понимание художественного Характер (литератур.) было выдвинуто Гегелем: Характер (литератур.) — незавершённая и незавершимая, «текучая» индивидуальность, определяемая её непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами.

Послегегелевская литературная теория, опиравшаяся на реалистическое искусство, настойчиво подчёркивала значение индивидуально-конкретного в Характер (литератур.), но главное — выдвинула и разработала проблему его «концептуальности», установила необходимость «присутствия» авторского идеологического понимания в изображении Характер (литератур.) У Ф. М. Достоевского индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного само определения, когда Характер (литератур.) героя остаётся неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. Иной смысл «незавершённости» Характер (литератур.) у Л. Н. Толстого: потребность «ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от других людей общественными условиями жизни, общечеловеческое, родовое, «полного человека».

 

8) Термин «текст» широко используется в лингвистике, литературоведении, эстетике, семиотике, культурологии, а также философии. Первоначально этот термин укрепился в языкознании. Текст для лингвиста – это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Термин «текст» широко используется и в литературоведении. Это – собственно речевая грань литературного произведения, выделяемая в нем наряду с предметно-образным аспектом и идейно-смысловой сферой. Но, наиболее укоренено в литературоведении представление о тексте как строго организованной последовательности речевых единиц. В этой связи, в частности, различаются основной текст произведения и его побочный текст: заглавия и примечания, которые стали предметом специального изучения, эпиграфы, посвящения, авторские предисловия, обозначения дат и мест написания, а также перечни действующих лиц и ремарки драматических произведений. Термин «текст» является центральным в текстологии. Сфера этой филологической дисциплины – тексты в аспекте истории их создания, их атрибуция и решение вопросов о датировке, установление принципов публикации произведений, а при наличии текстовых вариантов - выделение основного текста.

Слово «текст», далее, перешло в сферу культурологии, теории общения, аксиологии (учения о ценностях). Здесь оно видоизменило и в значительной мере сузило свое значение: текстом как культурной ценностью является далеко не всякий связный комплекс. Текст в культурологическом ракурсе – это речевое образование, которое имеет внеситуативную ценность. В последние десятилетия термин «текст» стал широко использоваться и за рамками филологии. Тексты, рассматриваемые как явление семиотическое и определяемые как «связные знаковые комплексы», создаются не на одних только естественных языках. Существуют несловесные тексты, обращенные впрямую к зрению, или к слуху, либо к зрению и слуху одновременно. На протяжении последней четверти века возникла и упрочилась также концепция текста, решительно отвергающая те привычные представления о нем, которые мы обозначили. Ее можно назвать теорией текста без берегов, или концепцией сплошной текстуализации реальности. Словом «текст» обозначают также общую совокупность наличествующего в объективной реальности. Текст может быть характеризован с нескольких точек зрения: системность, информативность, прагматика, парадигматика, синтагматика, точка зрения. Существующие разновидности текста: микротекст, макротекст, мегатекст, гипертекст.

Билет 5

9)Содержание и форма — это издавна установленные философским мышлением понятия, с помощью которых не только в произведениях искусства, но и во всех явлениях жизни различаются две стороны их существования: в самом общем значении — это их деятельность и их строение. Содержание литературного произведения всегда составляет сплав изображаемого и выраженного писателем. Содержанием литературного произведения является жизнь, как она понята писателем и соотнесена с его представлением об идеале прекрасного. Образной формой раскрытия содержания является жизнь персонажей, как она в целом представлена в произведениях, — отмечает профессор. Г.. Н. Поспелов. Содержание произведения относится к сфере духовной жизни и деятельности людей, форма же произведения — это материальное явление: непосредственно — это словесный строй произведения — художественная речь, которая произносится вслух или «про себя». Содержание и форма литературного произведения представляет собой единство противоположностей. Духовность идейного содержания произведения и материальность его формы — это и есть единство противоположных сфер действительности. Содержание, для того чтобы существовать, должно иметь форму; форма же имеет смысл и значение тогда, когда служит проявлением содержания.
Об единстве содержания и формы в искусстве очень убедительно писал Гегель: «Произведения искусства, которому не достает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, т. е. истинное произведение искусства, и для художника, как такового, служит плохим оправданием, если говоря, что по своему содержанию его произведения хороши (или даже превосходны), но им недостает надлежащей формы. Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны и представляют собой истинные произведения искусства». Идейное — художественное единство содержания и формы произведения образуются на основе примата содержания. Как бы не было велико дарование писателя, значимость его произведений, прежде всего, обусловлено их содержанием. Назначение же их образной формы и всех жанровых, композиционных и языковых элементов заключается в полной яркой и художественной точной передаче содержания. Всякое нарушение этого принципа, этого единства художественного творчества отрицательно сказывается на литературном произведении, снижает его ценность. Зависимость формы от содержания не делает её, однако, чем—то второстепенным. Содержание раскрывается только в ней, в силу этого, от степени соответствия формы содержанию зависит полнота и ясность его раскрытия. Говоря о содержании и форме, нужно помнить об их относительности и соотносительности. Нельзя сводить содержание произведения только к идее. Оно — единство объективного и субъективного, воплощенного в художественном произведении. Поэтому, анализируя художественное произведение, нельзя рассматривать его идею вне образной формы. Идея, которая в художественном произведении выступает как процесс познания, постижения действительности художником, не должна сводится к выводам, к программе действия, составляющей только часть субъективного содержания произведения. Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой темы.

10) РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (речь поэтическая) - реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи - в максимальной организованности и выразительно-смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при отождествлении явлений жизни человека и природы (психологический параллелизм); приобретает свойства переносить признаки с предмета на предмет по сходству (метафора) и по смежности (метонимия); сближая далекие по значению слова, формирует и развивает многозначность слова, придает речи усложненную фонологическую организацию, в т. ч. ритмичность. Делится на стихотворную и прозаическую области. Наряду с этим художественной речи свойственны и внеэстетические функции языка: установление контакта между говорящим и слушающим (автором и читателем), передача информации, прямое эмоциональное воздействие на слушателя (читателя), выражение отношения говорящего (пишущего) к предмету речи, уточнение и истолкование сообщения.

Билет 6

 

11) Сюжет в прозе возникает как последовательность повествовательных эпизодов, соотнесение планов содержания и выражения в каждом из которых строится хотя и иначе, чем в обычной речи, но и по иным законам, чем в поэзии. Сходство с обычной речью состоит в том, что в прозе эти планы вновь обретают известную самостоятельность. Благодаря этому сюжетное движение обширного прозаического текста в глазах обычного, неискушенного читателя заключается в смене эпизодов, сопоставляемых именно с точки зрения плана содержания. Так называемое "повествование" состоит во вторичном приближении построения художественной речи к языковой синтагматике. Значение суммирующих связей возрастает.

Сюжетное движение поэтического текста строится иначе. В основе лежат сюжетные единицы низшего порядка, сопоставление и противопоставление которых составляет эпизод....

Эпизоды, в свою очередь, складываются в сюжет Однако каждый эпизод и их общее соединение в сюжет строится иначе, чем в прозе: они повторяют поэтический принцип со-противопоставления. По мере укоупнения сюжетных единиц начинают проявляться "прозаическая" незвависимость планов содержания и выражения, и на авансцену выступает игра элементов содержания. Планы эти никогдла не получают свойственной прозе известной независимости. Причем происходит взаимодействие не только между элементами одного уровня. Чисто поэтические элементы низшего ряда оказываются соотнесенными с сюжетными элементами высокого уровня, оживляя поэтическое их восприятие.

Элементы поэтического сюжета не следуют друг за другом, а взаимодействуют, составляя единую сложную конструкцию. Проблема стихотворной композиции тесно связана с стихотворным принципом сюжета.... Сюжет состоит из эпизодов, которые в обычном речевом употреблении имеют смысловую природу. В качестве такой элементарной частицы сюжета может использоваться и сегмент поэтического текста, то есть отрезок, ставший семантическим или получившим новое семантическое значение. В любом случае, на следующем - сюжетном - уровне мы уже имеем дело с комбинацией как бы значимых эпизодов. Это приближает общие сюжетосложения к правилам языковой синтагматики. Не случайно сюжет представляет наиболее переводимый уровень не только в прозе, но и в поэзии....

Поэтическое строение текста определило и возникновение определенного чувства поэтической структурности, которое существенно отличается от представления о языковой структурности. Речевой текст мыслится нами как безграничный - его можно продолжить до бесконечности. Структура его - конструкт, существующий вне текста, конечный и предпосланный бесконечному тексту.

Cnиховой текст принципиально конечен.

В поэтическом тексте, в силу его неразделимости на планы языка и речи, соотнесенность, взаимопересечение и взаимоналожение становятся законом материально данного текста. Это делает принцип взаимной соотнесенности всех единиц между собой и с целым - основой семантики поэтического текста, делает все его элементы семантическими. Это чувство поэтической структурности неизбежно распространяется и на чисто смысловую - сюжетную структуру."

Человеческая жизнь — это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.


Логическая последовательность действий героев — это и есть сюжет произведения.

Теперь определимся с элементами сюжета. Для примера возьмем сказку «Волк и семеро козлят»:


1) Экспозиция — изначальные время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.

Жила-была в лесной избушке белая коза — жёлтые глаза. И было у неё семеро козлят. Рано утром, только солнышко взойдёт, коза в леса да луга за кормом уходит. А козлятушки двери закроют, никого не пускают, друг с дружкой в избе играют.

2) Предзнаменование — намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.

Коза козлят накормит, напоит и снова на луга идет. А козлятам наказывает: никому дверь не отпирать.

3) Завязка — событие или появление персонажа, которые провоцируют развитие конфликта.

Жил недалеко серый волк. Увидел избушку, услыхал песенку козы. Вот раз коза далеко в лес ушла, козлятки дверь заперли, а волк и пришёл.

4) Конфликт, т.е. противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта — не о чем рассказывать. История о том, как козлята жили долго и счастливо не заинтересует даже маленьких детей.
Виды конфликтов
:

- человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа);
- человек против природы (обстоятельств);
- человек против общества;
- человек против техники;
- человек против сверхъестественного;
- человек против самого себя.

 

В сказке о волке и козлятах конфликт возникает, когда волк пытается проникнуть в избушку.

5) Нарастающее действие — череда событий, которая берет начало от конфликта. В нашем примере волк бежит к кузнецу и велит выковать ему тоненький голосок.

6) Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней: волк врывается в избушку и съедает козлят.

7) Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца: коза обнаруживает исчезновение козлят.

8) Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке: коза отправляется в лес искать волка.

9) Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет. В нашем примере коза спасает козлят.

Почему важно знать основы построения сюжета? Потому что в литературе давно выработалась определенная схема воздействия на психику человека. Если рассказ не вписывается в нее, он кажется вялым, скомканным или нелогичным. Представим, что в нашей сказке нет нарастающего действия: волк сразу приходит и съедает козлят. Или что нет кульминации: коза не горюет — ей нет дела до гибели детей. Очевидно, что при этом сказка теряет художественную ценность.

12) Понятие ритмика употребляется в литературе в двух значениях. В одном случае оно обозначает комплекс ритмических особенностей, характерных для того или иного поэта («ритмика Маяковского», «ритмика Пушкина»), направления, школы (ритмика символистов, футуристов и т. д.) и даже языка в целом (ритмика русской речи).

В другом — ритмика выступает как особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма. Сюда входит изучение звуков речи с точки зрения их ритмообразующего значения, определения ритмической единицы и её модификаций в данной системе стихосложения, изучение строфики, фоники, рифмы, пауз и т. п. с точки зрения их ритмообразующего значения. Далее ритмика включает в себя историческое и сравнительное изучение ритма и его элементов в различных системах стихосложения различных литературных стилей. И наконец в задачи ритмики входит изучение содержательности ритма, то есть определение его значения как одного из существенных средств выразительности исторически-конкретной художественно-литературной речи в связи со всеми остальными элементами её.

Метр (др.-греч. τό μέτρον, мерило, единица измерения, критерий) — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом, главным ритмическим ударением. Античный метр мог быть односложным и двусложным. В анапестических, трохеических и ямбических стихах метр обычно двусложный, состоит из двух стоп (т. н. диподии); напр. три ямбических метра в составе ямбического акаталектического триметра:

U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—

volés sonare: tú pudica, tú proba (Hor. Ep. XVII, 41)

В некоторых случаях ямбического и трохеического стиха метр может быть односложным, напр. в ямбическом сенаре:

U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́

Fabúlla: númquid ílla, Páule, péierát? (Mart. Ep. VI 12, 2)

В дактилических и пр. стихах метр односложный, состоит из одной стопы; напр. четыре дактилических метра в составе дактилического акаталектического тетраметра:

—́UU | —́UU | —́UU | —́U

néc tenerúm Lycidán mirabére (Hor. Carm. I 4, 19)

В послеантичные времена содержание термина «метр» потеряло устойчивое значение; под метром стали пониматься и стихотворная строка (собственно стих), и стопа, и последовательность стоп (напр. гекзаметр), и далее строфические образования (напр. «горацианские метры»).

 




Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Операция поиска.| Что же до дальнейшей коммуникации, к сожалению, это тоже не представляется возможным и дозволенным мне.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав