Читайте также:
|
|
Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Существует 2 крайних подхода:
• биологизаторский: человек рассматривается с биологической т.з., его социальные качества не учитываются.
• социогизаторский: недооценивает биологическую сторону, рассматривает человека как социальное существо.
Но необходимо рассматривать единство этих подходов, тогда говорят о биосоциодуховной природе человека.
Проявления человеческой сущности крайне многообразны – разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Самый отличительный и сущностный признак человека – труд.
В труде чел-к изменяет условия своего существования в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится чел-ком в той же мере, в какой сам чел-к формируется культурой. Наличие культуры отличает чел-ое общество от любого объединения животных особей. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный.
Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В широком смысле язык – это вся система культуры, т.к. посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи; в узком смысле язык – это специализированная информационно-знаковая деятельность, речь. Предметно-практическая деятельность могла сформироваться не раньше, чем появился язык, т.к. лишь в пространстве языка (и с его помощью) первичные материальные условия существования палеоантропа могли подразделяться на такие практические категории, как жилище, одежда, утварь.
Важно уяснить! В ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию.
В процессе трудовой деятельности формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение. Росло многообразие отношений к окружающей природе и друг к другу.
Итог по природе человека:
• человек умеет изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средство производства материальных благ;
• он знает простейшие нравственные запреты и противоположность добра и зла;
• он обладает потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, разрешившимися исторически;
• он не может ни сформироваться, ни существовать вне общества;
• признаваемые им индивидуальные качества и достоинства индивида – тип объективных отношений;
• его жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего он является существом, у которого есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.
Назначение человека:
1. человек религиозен (подготовка к спасению)
2. самопознание и познание окружающего мира
3. решить проблему личного бессмертия
Назначение всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют в исторически неоднозначных формах. Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается на учение о социальной природе человека.
Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти.
Закономерный характер современной концепции практического бессмертия человека подчеркивается наличием у нее своей примечательной предыстории. В ее предыстории отчетливо обнаруживаются 2 основные составляющие: 1. развитие отечественной философской мысли в связи с разработкой проблемы человеческого бессмертия; 2. зарубежные идейные источники, представленные в первую очередь диалектико-материалистической философией, главные теоретические положения и методология которой непосредственно способствуют философскому осмыслению и обоснованию нетрадиционной постановки данной проблемы.
Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Становление общества – сложный и длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Общество – не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная.
Общество – предмет социальной философии. Проблема социальной философии в том, чтобы осмыслить что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо. А. Сен-Симон говорил, что задача социальной философии “заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы усовершенствовать ее поскольку она способна к совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области”. Социальная философия в единстве с историософией изучает общие принципы жизни и развития общества от первобытно - общинного строя, через рабовладение и феодализм к капитализму.
Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познает себя само (субъект познания и его объект совпадают). Люди – творцы общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю, поэтому в изучении редко присутствует объективность. Еще одна особенность социального познания в сложности изучаемого объекта – общества. В социальных процессах переплетаются многообразные силы, экономические, политические, духовные причины, вторгается множество случайностей. И, наконец, в социальном познании ограничены возможности эксперимента и наблюдения, а главный источник знаний – социальная действительность, исторический опыт, общественная практика.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |