Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Понятие и структура культуры.

Читайте также:
  1. A. підприємство - це відокремлена економічна структура, яка займається виробництвом та реалізацією певних товарів та послуг з метою отримання доходу; Верно
  2. I. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивная структура языка на фонемном уровне.
  3. I. ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТА. ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ.
  4. I. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
  5. I. Понятие социального института.
  6. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  7. I. Пражский структурализм.
  8. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  9. II. Копенгагенский структурализм.
  10. II. Понятие обобщенной зоны радиовидимости

 

Понятие «культура» (от латинского cultura — возделывание, обрабатывание) изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это человеческий труд вместе с его результатами. Культура — это совокупность инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает сущностные силы человека. Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая — духовное производство: производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.п. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – идеи, знания, художественные образы, моральные и правовые нормы. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – материальное производство, обмен, распределение материальных благ. Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа и разума. Законом развития культуры, которая содержит в себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное, является преемственность, удержание всего положительного, что создано предыдущими поколениями. Существует несколько различных подходов к типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени. Кроме указанного деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная культура, субкультура, массовая культура).

Культура и цивилизация. Совокупность матер, и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!).

Цивилизация =окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + общество, отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение.

Ц. – социокультурное образование.

Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполняет функции трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

 

 

45. Глобальные проблемы современности:

1) Предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, создающего условия для социального прогресса.

2) Преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами запада и развивающимися странами Азии и Африки.

3) Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.

4) Преодоление экологического кризиса, пораждаемого вторжением человека в биосферу.

5) Прекращение стремительного роста населения, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах.

6) Своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно технической революции и эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

7) Борьба с международным терроризмом, наркоманией и алкоголизмом. СПИДом.

Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического прогресса во все его объективной противоречивости. Безъядерный, ненасильственный мир — не только ценность, но и необходимое условие для решения остальных глобальных проблем. Человечество не может отложить решение первоочередных глобальных проблем (проблем мира, разоружения и экологии). Прошлое, настоящие и будущие человечества органически соединены между собой общими закономерностями поступательного развития общества. Настоящие — итог предшествующей всемирной истории и колыбель его будущего. Будущее человечества — дальнейшее восхождение реально исторического процесса на новые ступени в развитии общества.

Проблема а)экологии и жизненного пространства; б)формирования мировых политических процессов; в) выживаемости человека; г) войны и мира

Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них рез-т предшествовавшего всемирно - исторического процесса во всей его объективной противоречивости.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав