Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Греческая античная философия

Читайте также:
  1. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  2. Quot;Критическая" философия И.Канта
  3. quot;Философия права".
  4. Ақын-жыраулар философиясы
  5. А. Классическая немецкая философия
  6. Адам және қоғам өміріндегі философияның рөлі және мәні
  7. Адам, қоғам және мәдениет ұғымдарына философиялық сараптама
  8. Азіргі ғылымдағы өзара-әрекеттерді біріктіру мәселесін философиялық талдау.
  9. Азіргі ғылымдағы антроптық принціптің философиялық интерпретациялары.
  10. Аналитическая философия

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI до н.э.
Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до возникновения философии
возникновения философии как таковой, им, однако, нельзя приписывать методологическую последовательность, характерную для греческой философии греческой философии
.
В развитии античной философии античной философии развитии античной философии
можно приблизительно выделить четыре основных этапа.
Первый этап (от формирования собственно греческого философского греческого философского мышления философского мышления
до перелома V-IV вв до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие а это время, - как досократики
.

Философское движение в период жизни Сократа представляет действительно знаменательный рубеж в развитии античного философского античного философского развитии античного философского мышления философского мышления
развитии античного философского мышления, который, однако, нельзя связывать исключительно с личностью Сократа
.
Потребность в новом типе знания (а значит, и философствования) вызвана прежде всего существенным изменением общественных отношений.
Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику
, говоря сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого полиса.
Определенным образом они замыкают этот этап развития античной философии, ибо выступают с тематикой, которая уже типична для философии сократовского периода.
Второй этап - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в.до н.э.- определяется как классический.
Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.
Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии рабовладельческой демократии греческой рабовладельческой демократии
.
Культурная, научная и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах.
И хотя после поражения в Пелопоннесской войне
Афины теряют свое исключительное положение среди греческих городов греческих городов, однако остаются центром греческой
греческой культурной и научной жизни.
Укрепление политического влияния Македонии и ее гегемония над греческими городами греческими городами
означали конец классической греческой демократии.
С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV-II в.до н.э.).
В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический.
В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.
Многие из них возникли под влиянием философии Платона, но прежде всего они детерминированы
изменением общественной ситуации в античном мире.
Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в.до н.э.- V - VI вв.н.э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим.
Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской греческой философской мысли, чем его продолжателем в собственном смысле слова.
Было бы слишком сложно исчерпывающим образом ответить на вопрос, что нового приносит (в содержание или методологию) римский период античной диалектики?
Следует прежде всего сказать, что в этот период (I-II вв.н.э.) формируются начала христианской философии, которая (о чем речь пойдет дальше) хотя и имеет внешне много схожего с другими философскими направлениями тогдашнего Рима, однако уже выходит за рамки тогдашней философской атмосферы.
Постичь философское мышлениеэтого периода весьма сложно, и прежде всего потому, что произведения досократовских мыслителей сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике позднейших античных авторов.
Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские
взгляды их авторов.
Бесспорно, наиболее интересным источником с этой точки зрения является труд Диогена Лаэртского \\"О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов\\", а также труды других античных авторов - Плутарха, Секста Эмпирика, Ипполита, Климента Александрийского, Стобея и Симплиция.
Точность некоторых цитат, однако, сомнительна.
Сомнения в подлинности мыслей досократиков, цитируемых в работах этих авторов, вызваны тем фактом, что большинство из них пишет свои труды в эпоху Римской империи, т.е. со значительным временным интервалом.
Некоторые мысли досократиков
мысли досократиков можно найти и у авторов более раннего периода.
Например, Платон в Диалогахприводит мысли Парменида, Протагора, Горгия и ряда других;
в трудах Аристотеля также можно найти многие суждения досократовских философов.
Однако оба этих автора \\"цитируют\\", как правило, весьма вольно.
В частности, Платон часто придает мыслям противников Сократа (Кратила, Парменида) такое значение, которое по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.
Глубокое изучение истории греческой философии развивается приблизительно с первой половины XIX в.
В это время создаются, сейчас уже \\"классические\\", труды, посвященные этой проблематике.
Они становятся основой всех других антологий, эссе и исследований античной философии античной философии.
К числу наиболее видных авторов в этой области относятся Э. Целлер, Г. Дильс, В. Капелле и В. Кранц.

 

6.

Философия средних веков

 

 
При изучении данного материала Вам необходимо уяснить смысл интеллектуальных процессов, способствовавших переходу европейской философии от космоцентрических представлений античности через теоцентризм средних веков к антропоцентризму эпохи Возрождения, определившему нововременные приоритеты. Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты: 1. Христианское мировоззрение способствовало формированию в средневековой философии новых принципов, изменивших представления человека о его взаимоотношениях с миром. 2. Средневековые философы в русле христианских традиций подготовили становление антропоцентризма, выделив сущность человека из «грешной» природы. 3. В эпоху Возрождения реанимирование античных ценностей происходило при новом подходе – в центр мироздания был поставлен человек. 4. В Новое время повысился иитерес к естественным наукам, успехи в изучении которых привели к попыткам механистического объяснения мироздания. 5. Философия Просвещения способствовала переосмыслению и распространению взглядов на общественное устройство, что не могло не сказаться в исторических судьбах народов. Основные принципы философии средних веков Средневековая философия, развивавшаяся в течение тысячелетия (с V по ХV вв.), безусловно являлась восприемницей античных идей, однако она выработала и свои собственные принципы. Первых раннехристианских писателей-философов называют апологетами (от греч. «защищаю»). В своих трудах они отстаивали принципы христианства, моральные преимущества новой религии и необходимость принятия ее в качестве государственной. Средневековую христианскую философию принято разделять на два основных периода: - патристика (от лат. «отец»), совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II – VIII вв. - схоластика (от лат. «школа»), направление развития науки, философии, теологии христианского мира, основанием исследований в котором были прежде всего христианские истины, изложенные в догматах. В средние века жили и творили многие замечательные философы, такие, как Августин Блаженный, Эриугена, Ибн Сина, Пьер Абеляр, Дунс Cкот, Уильям Оккам, Роджер Бэкон, Фома Аквинский и другие. Ими был выработан своеобразный способ философствования, с наиболее характерными чертами которого мы познакомимся. Важнейшим отличием средневековой философии от античной является доминирование в ней принципа теоцентризма, тщательно разработанного христианской апологетикой. В соответствии с ним источником всякого бытия, блага и красоты является Бог, на смену античному политеизму приходит монотеизм и принцип абсолютной личности как результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного. Античная философия в целом была космоцентричной, человек рассматривался в ней как органическая часть целого – Космоса. В средневековье это воззрение изменилось, в соответствии с ветхозаветной традицией развивалось учение о креационизме – сотворении мира Богом из ничего. Причем функции произвольного творца экстраполировались на человека как образ и подобие Божие. В связи с этим вырабатывалось снисходительное, даже пренебрежительное отношение человека к природе, в иерархии божественных творений стоящей ниже человека. История понималась средневековыми мыслителями как целенаправленное осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения мира и человека (принцип провиденциализма, движение от Града Земного к Граду Божьему). Согласно такому воззрению, подверглась изменению и античная концепция времени. Ранее время считалось образом вечности (например, у Платона), оно выступало как реализация идеи – вечности, являющейся пределом для времени. Измерение же времени возможно посредством циклических процессов, в античности доминировало представление о «вечном возвращении» всего. Святая История изменила отношение к цикличности времени; творение мира, грехопадение Адама, воплощение Христа уже не могли повториться, поэтому средневековая концепция времени обусловила переход к линейному времени и к непосредственно связанному с ним понятию прогресса. Характернейшей чертой средневекового мышления являлось символическое восприятие действительности, стремление находить скрытое значение в вещах, явлениях и процессах. Для обнаружения и постижения символов философы стремились выработать особый инструментарий. В частности, использовались некоторые приемы толкования «боговдохновенных» текстов (экзегеза) и вообще любых текстов (герменевтика, от греч. hermeneutikos – истолковывающий). Современная герменевтика многим обязана средневековой, в которой анализ обычно проходил четыре стадии: 1. Этимологический анализ – обсуждалось происхождение слов, их привычные и первоначальные значения. 2. Семантический анализ – выяснялся смысл слов. 3. Концептуальный анализ – уяснялся ход мыслей автора текста. 4. Спекулятивный анализ – делались следствия из усвоенного. Cредневековая философия проявляла особое внимание к символике слов. Всем хорошо известно библейское утверждение: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Но что, в таком случае, есть Слово (по греч. – Logos), какова его связь с общими и единичными понятиями, и как последние относятся к вещам? Философы средневековья по-разному отвечали на этот вопрос, по этому поводу разгорелся спор об «универсалиях» между реалистами и номиналистами. Для сторонников реализма общее существовало объективно (или в платоновском смысле, или, по Фоме Аквинскому, трояким образом: в Боге, в вещах и в головах, мыслях людей – так называемая позиция «умеренного реализма»). Номиналистам же в античной философии была более близка линия софистов, они утверждали, что общее не существует, а понятия есть лишь имена, ноумены, знаки. Общее приписывалось душе, вернее, голове человека, в самих вещах его нет (знаменитая «бритва Оккама» не допускает преумножения сущностей без необходимости). Несколько в стороне от этого спора держались концептуалисты. К примеру, Пьер Абеляр утверждал, что, хотя общие понятия сами по себе и не существуют, не следует считать их лишь словами. Общие понятия суть концепты – доопытные мысленные образования, необходимые для постижения мира. В вопросах соотношения разума и веры при постижении действительности средневековой философией была выработана концепция двойственной истины: истинное в философии и науке может быть ложным для теологии, и наоборот, поэтому философия и наука, с одной стороны, и теология и религия, с другой, должны развиваться автономно. Такая концепция помогала противостоять засилью церковной догматики. Однако следует понимать, что абсолютного разделения «двух истин» в средневековье не было и не могло быть, речь здесь идет лишь о различных методологических подходах. Вера и знание были тесно взаимосвязаны, хотя и в неодинаковой степени, у различных мыслителей («Верую, потому, что абсурдно» – Тертуллиан, «Верю и понимаю» – Ансельм Кентерберийский, гармония веры и разума – Фома Аквинский). Особенно наглядно стремление примирить веру и разум выразилось в средневековой теодицее (досл. «оправдание Бога»), стремившейся обосновать правомерность представлений о Боге. В общем возможно выделение трех типов доказательств бытия Бога, претендующих на «научность»: 1.Онтологические доказательства – заключение от понятия к бытию. Если у человека есть идея Бога, то есть и сам Бог. 2.Космологические доказательства – необходимость бытия Бога в качестве образующего начала: Перводвигателя, Первопричины, Первоума, исходной основы всего существующего. 3.Телеологические доказательства – заключение от целесообразности к бытию. Бог – вершина совершенства, последняя цель, гармонизирующая все процессы. Конечно, все эти доказательства не имеют научного характера, поскольку изучаемый объект чувственно недостижим, лежит «за пределами опыта», и решение вопроса о соотношении знания и веры по сей день является делом личного выбора каждого человека. Второй по важности проблемой теодицеи было оправдание Бога в отношении допускаемого им в мире зла. При этом зло или не признавалось вообще как субъективно-оценочная категория, или рассматривалось как испытание, ниспосланное Богом в мир. В целом средневековая философия сегодня оценивается не только как органическое продолжение античной, но и как своеобразный подъем над эллинско-римским горизонтом, переоценка былых достижений и подготовка к философии эпохи Возрождения.  

 

7. Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.

Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..

Первый этап развития философии эпохи Возрождения

Первый этап развитияфилософииэпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры.

Предстающая перед читателем “Божественной комедии” картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр вселенной, но и в том, что творцом мира и его организатором считается Бог. И все же картина мироустройства, в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально.

Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служили не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва к “доблести и знанию”.

Так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”.

Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307).

Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философии.

Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, которые по существу являются короткими сочинениями по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь самостоятельно, стал одним из образованнейших людей своего времени. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.

Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, т. е. учения о бытии и материи, то они отступают в его философии на второй план. “Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки” [1. С. 27]. В то же время Петрарка выступает как подлинный и знающий жизнь учитель.

Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла (1407 — 1457) выступил в защиту эпикурейской философии. В диалоге “О наслаждении” или “Об истинном и ложном благе” он противопоставил этику Эпикура с ее эгоцентризмом суровой этике стоиков. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию.

В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.

Второй этап развития философии эпохи Возрождения

Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге.

Движение к истине он рассматривает как процесс. Достижение окончательных истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом.

Значительную переработку античного наследия и особенно идей Платона осуществил Марсилио Фичино. В его основном труде “Платоновское богословие о бессмертии души” (1469 — 1474) мироздание представлено как иерархически построенное единство. Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой вещей. Бог и мир в его философии выступают в единстве. Мыслитель, продолжая гуманистическую традицию возвышения человека, уподобляет его Богу.

Пико делла Мирандола усиливает пантеистическую тенденцию в философии. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Бог у Пико рассматривается как совершенство, заключенное в несовершенный мир. Отсюда познание мира есть познание Бога. По его мнению, человеческое совершенство не дано только как следствие того, что человек создан по образу и подобию Божию, а является достижимым.

Особенно яркий пример интерпретации схоластически понимаемого аристотелизма на новый лад, превращающий эту еще раз перетолкованную философию в явление философской мысли Возрождения, представлен в творчестве Пьетро Помпонацци. Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна.

Помпонацци считал земную жизнь благом и полагал, что в этой жизни возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо.

Мыслитель уделил внимание проблеме опосредованности всего сущего. Оно оказывается у него детерминированным законом вечного движения. Однако это движение мира, не знающего ни конца, ни начала, идет по кругу. Закон движения мира в этом случае выступает законом вечного повторения, круговорота.

Помпонацци полагал, что свобода человека обусловлена природной необходимостью, о которой человек должен быть осведомлен. Отсюда признание им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие времена материалисты. В его текстах природная необходимость — это Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в соответствии с необходимостью. Поэтому Бог признается невиновным за зло, царящее в мире.

Большой вклад в развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. Свое учение он часто называл “Философией Христа”. Сущность этой философии нашла свое отражение уже в первом значительном произведении “Руководство христианского воина” (1501 — 1503). В этом сочинении философ отстаивал мысль о том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться до следования его заповедям. Для этого необходимо вернуться к подлинной христианской морали. Он считал, что такой возврат возможен без реформирования католической церкви.

Эразм сатирически обличал в сочинении “Похвала глупости” (1509 — 1511) пороки феодального общества, самодовольство схоластов. Позже с критикой восхваления прошлого и сатирой на новое своего времени выступил Франсуа Рабле (1494 — 1553) в своем романе “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Эразм призывал к миру в сочинении “Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного” (1517) и доказывал, что причина войн кроется в недальновидности и глупости людей. В сочинении “О свободе воли”, на которое глава реформации в Германии Мартин Лютер ответил сочинением “О рабстве воли”. Эразм Роттердамский защищает вырабатываемые гуманистами его времени принципы человеческой свободы. По его мнению, наличие божественного провидения не отменяет свободы воли человека, так как без этого теряют смысл призывы Священного писания, утрачивается значение греха и наказания. Этика Эразма основывается на принципе “ничего сверх меры”.

Воззрениям Эразма были близки философские взгляды его великого современника и друга, гуманиста и автора знаменитой “Утопии” Томаса Мора. Т. Мор в “Утопии” изобразил в литературной форме общественное устройство, основывающееся на общественной собственности. Позже появилось знаменитое сочинение Томмазо Кампанеллы “Город солнца”, изображавшее общество, в котором люди владеют собственностью сообща. Эти произведения стали вехами в социальной фантастике, а их авторы отнесены к провозвестникам утопического коммунизма.

Вклад в политическую философию внес Н. Макиавелли. В своем произведении “Государь” он изложил правила политической деятельности для государя, желающего возвышения своего государства. Взгляды Макиавелли критиковались многими философами за то, что он провозгласил принцип “цель оправдывает средства”. Его оппоненты утверждали, что не следует применять аморальные средства для достижения любых целей, так как цели, по их мнению, не оправдывают средства.

Третий этап развития философии эпохи Возрождения

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.

Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы.

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).

Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.

Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.

Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.

Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни.

Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.

Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

 

8.новое время

Новая философия, или философия Нового времени (от Бэкона и Декарта до Гегеля включительно) – это философия эпохи раннебуржуазных революций. Историческую эпоху в духовном развитии Европы, охватывающую XVII–XVIII вв., называют просвещением в широком смысле слова. Сущность Просвещения, по мнению Канта, заключается в том, что люди этой эпохи выходят из состояния “духовного несовершеннолетия”, т. е. духовной опеки со стороны церкви и государства. Девиз Просвещения: имей смелость пользоваться собственным умом. Его ведущие принципы:

Автономия (самозаконность) и верховенство разума

Свобода, самостоятельность, самоопределение личности

Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, “позитивному”, “данному”) и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум. Вера в Бога уступает первенство оптимистической вере в разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки.

Просвещение – значит распространение света, изгнание тьмы. Свет – знание, наука. Тьма – невежество, предрассудки, церковный обскурантизм, религиозный фанатизм. Главный лозунг Просвещения – популяризация науки, народное образование. Просветители считали себя миссионерами разума. Их призвание – открыть всем людям новую, научную истину. Научное знание, как полагали новые философы, – самая большая общественная сила; оно даст человеку власть над природой, станет неиссякаемым источником материальных благ, позволит найти и установить наилучшее, совершенное общественное устройство и тем самым позволит решить все проблемы.

Природа рассматривается преимущественно с позиций новой науки, механики, классической физики, т. е. как огромная машина, устройство и законы действия которой вполне познаваемы для разума. Мир – не храм, а мастерская, и человек в нём – работник. Общество же трактуется как результат исторически возникшего общественного договора людей друг с другом ради обеспечения безопасности, прав и свобод каждого человека как политически равного всем другим гражданина.

Развитие философии Нового времени начинается с постановки вопроса о необходимости создания совершенно нового метода научного познания. А именно, единого для всех учёных и способного дать достоверное, доказательное знание о мире. Два основоположника Новой философии – Р. Декарт и Ф. Бэкон – равно уверены в необходимости полного пересмотра всех накопленных ранее знаний о мире и построении всех наук заново, с самого начала, на основе нового научного метода.

В качестве надёжного фундамента нового метода признавался либо опыт, дающий неопровержимые факты, либо разум, способный находить в самом себе самоочевидные истины. Поэтому новый дух времени реализовался в двух основных формах и развивался по двум основным направлениям. Одно из них ориентировалось преимущественно на математическую дедукцию, второе – на экспериментальное естествознание.

Первое направление можно назвать классическим рационализмом. Его представители утверждали возможность познания действительности из чистых принципов мышления, независимых от опыта и удостоверяемых интеллектуальной интуицией самосознательного субъекта (“врожденных идей”, “истин разума” и т. д.); логическая структура мира делает возможным его дедуктивное познание; в качестве образца (идеала знания) рационализму служила математика, выводящая всю сумму достоверных и точных знаний из небольшого числа очевидных, неопровержимых аксиом; рационалисты стремились понять мир как целое, которое состоит из двух (Декарт), одной (Б. Спиноза) или бесконечного множества (Г. Лейбниц) субстанций и устроен Богом совершенным образом.

Второе направление, классический эмпиризм, в лице Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма, видит основу познания, напротив, в чувственном восприятии, опыте; правильное употребление разума должно упорядочивать восприятия и факты опыта и делать из них индуктивные выводы, обобщения; эмпиризм развивался под влиянием нового экспериментально-математического естествознания Галилея–Ньютона, а также в связи с принципом индивидуальности в философии государства и права; представители эмпиризма строили, прежде всего, теорию познания.

Эмпиристы стремились к радикальной реформе философии, хотели создать философию нового типа, которая по своей обоснованности и достоверности настолько же превосходила бы традиционную метафизику, насколько экспериментально-математическое исследование природы превосходит старую наивную натурфилософию Демокрита или Аристотеля. Рационализм, напротив, стремился продолжить старую метафизическую традицию, модернизировав её в соответствии с новыми условиями, в том числе – перед лицом новой науки.

Рационализм ориентирован традиционно-онтологически, он ищет первые начала и последние основания, абсолютную истину, аподиктическую достоверность, стремится построить всеобъемлющую систему научного знания, тяготеет к энциклопедическому синтезу, к идеалу полной дедуктивной логической упорядоченности всего человеческого знания (универсальной математики).

Эмпиризм, напротив, ориентирован на исследование процесса получения знания, настроен трезво-скептически, ставит вопрос о границах познания, признаёт слабость и относительность всех “истин”. Всякое знание, с его точки зрения, – это знание фактов опыта, поэтому оно всегда ограничено, всегда не вполне достоверно, всегда может быть дополнено, уточнено или вовсе опровергнуто новым опытом. И эмпиризм, и рационализм в философии Нового времени принимают различные формы, имеют свою историю.

Ф. Бэкон, основоположник классического британского эмпиризма, был одним из самых выдающихся представителей философского материализма, творцом английского материализма, одним из создателей современной науки. Он лучше всех выразил идею новой, активной науки, первым понял огромное общественное значение науки как важнейшего общечеловеческого социального института.

Он первым создал всеобъемлющую программу достижения научно-технического могущества человечества. Ядро этой программы составляет разработанный Бэконом метод экспериментальной индукции. Бэкона считают также основоположником сциентизма во всей последующей европейской философии, т. е. такого направления умов, приверженцы которого считают науку самой большой силой, способной решить все проблемы человечества и привести его в грядущий “золотой век”.

Т. Гоббс, ученик Бэкона, упростил и систематизировал взгляды учителя. В отличие от Бэкона, Гоббс опирался на уже созданные в его время основы механики, “рациональной динамики” Галилея, а также на механико-математическую и рационалистическую методологию Декарта. Его учение – яркий пример механистического материализма, который утверждает, что реально, в мире самом по себе, не существует ничего, кроме бесконечной совокупности тел, обладающих лишь механическими свойствами, взаимодействующих и движущихся по законам механики.

Стремление к синтезу бэконовского материализма и декартовского рационализма привело Гоббса к созданию знаковой теории языка и трактовки мышления и познания как “вычисления”. Последовательный механический материализм привёл его также к превращению субъективной, психической реальности – в “призрак”, а также к последовательному атеизму. В своём знаменитом “Левиафане” Гоббс заложил основы новой теории государства и права, исходящей из понятий “естественного состояния” (войны всех против всех), “естественного права” и “гражданского состояния” (общественного договора).

Д. Локк начал новый этап в развитии британского эмпиризма. В его работах эмпиризм превращается в сенсуалистическую теорию познания, генетическую теорию “идей”. Он разработал, по выражению Канта, “анатомию и физиологию рассудка”, впервые сведя философию, по существу, к теории познания. Локк поставил перед собой в своём главном труде “Опыт о человеческом разумении” трудную задачу: исследовать саму познавательную способность человека, “механизмы” её работы, показать её возможности и пределы. Он хотел шаг за шагом проследить весь процесс возникновения, изменения, усложнения важнейших “идей” человеческого ума, начиная с простых ощущений и кончая идеями “мира”, “души”, “Бога”.

Д. Беркли стремился более последовательно провести принцип эмпиризма, поэтому он указал, что в “опыте”, как его понимает Локк, нам даны одни лишь собственные “идеи”. Все так называемые “вещи” – это комплексы ощущений, комплексы идей. Так называемый “мир” – это совокупность моих собственных ощущений. Для всех вещей “быть” – это значит быть воспринимаемыми в опыте.

Вещи “существуют” в том и только в том смысле, что они ощущаются и мыслятся нами. Эта позиция получила в философии название субъективного идеализма. Своеобразие философии Беркли состоит в применении принципа эмпиризма, лежащего в основе новой науки, для критики самой науки и лежащего в её основе материализма, для защиты христианской веры и опровержения атеизма. Философия Беркли – христианско-мистический эмпиризм.

Однако в его учении была непоследовательность, подмеченная Д. Юмом, который в своём главном труде “Исследование о человеческом познании” сделал все необходимые выводы из основного принципа Локка и провёл идею эмпиризма наиболее последовательно. Будем честны и последовательны, предлагает Юм всем сторонникам эмпиризма, “чистого опыта”, и признаем, что мы не знаем и не можем знать, что является причиной наших впечатлений. Ограничимся исключительно описанием того, что дано нам в опыте, и не будем выходить за его пределы.

В опыте же даны лишь “перцепции”, а об отношении перцепций к их причинам опыт молчит. Это – суть агностицизма Юма. На вопрос о причине ощущений, или основании опыта, он отвечает: не знаю. И никто не знает, знать не может и никогда не узнает. Метафизика как наука невозможна. Мы ничего не можем знать ни о сущем самом по себе, ни о субстанции тел, ни о душе как субстанции, ни о Боге и бессмертии. Юм, самый проницательный из скептиков, по определению Канта, завершает развитие классического британского эмпиризма и закладывает теоретическую основу для последующего позитивизма XIX–XX вв.

Основоположником классического рационализма был Р. Декарт. Центральное место в методологии Декарта занимает принцип очевидности, или интеллектуальной интуиции – средоточие классического рационализма. Единственный критерий истины – разум; истинно лишь то, что мыслится разумом совершенно ясно и отчётливо; то, что мыслится ясно и отчётливо, и есть истинное бытие. Во всех людях – один и тот же разум.

Разум человека – малое и несовершенное подобие совершенного и бесконечного божественного разума. Декарт сделал исходным принципом философии – самосознание. Онтологическая опора рационализма Декарта – признание субстанциальности души, т. е. её самостоятельного, независимого от тел существования (вслед за Платоном и Августином). Таким образом, Декарт приходит к дуализму, т. е. признанию самостоятельного и независимого друг от друга существования материи (мира, природы) и душ (мышления).

Наиболее глубокое преодоление дуализма Декарта осуществил самый выдающийся его последователь – Б. Спиноза, создатель рационалистического пантеизма. Первичная интуиция Бога, как абсолютной всеобъемлющей реальности, всеединства, беспредельной полноты бытия и власти, “всереальнейшей сущности” (ens realissimum) заменила у Спинозы декартовскую достоверность самосознания и соединилась в его творчестве с геометрическим идеалом науки, т. е. дедуктивного выведения и доказательства всех положений (Евклид), а также с механистическим и детерминистическим представлением о природе, свойственным новой физике.

Все эти идеи объединяются у Спинозы главным понятием его философии – понятием субстанции. Однако главная цель философии Спинозы – показать путь, избавляющий человека от рабства и ведущий его к свободе. Свободен человек лишь постольку, поскольку разумен, и поскольку его поступки определяются разумом. И поскольку, далее, разум – это познание причин и следствий, то познание вечной необходимости природы и поступки, основанные на сознании этой необходимости, и есть свобода. Иначе говоря, свободу человеку даёт познание всего “в Боге”, “в аспекте вечности”.

Г. Лейбниц был полигистором, универсальным научным гением. По охвату познаний и творческому вкладу в развитие науки своего времени его можно сравнить разве что с Аристотелем. Наиболее важные философские работы Лейбница: “Монадология”, “Новые опыты о человеческом разуме”, “Теодицея”. Монадология Лейбница – это своеобразная система рациональной метафизики, которая в отличие от спинозовского пантеизма основана на принципе индивидуальности.

В отличие от многих своих современников, которые подобно Галилею, Гоббсу или Декарту сводили реальность к протяжению, фигуре, перемещению в пространстве и другим механическим свойствам вещей, Лейбниц видит подлинно сущее в мире, подлинно субстанциальное – исключительно в силе, деятельности (динамизм Лейбница). За всем телесным, физическим, видимым и протяжённым в пространстве скрывается невидимая и непротяжённая метафизическая реальность – индивидуальные бестелесные живые существа, которые получили название “монад”.

Лейбниц – классик метафизического плюрализма, согласно которому субстанций бесконечно много. Физический мир, тела, материя в пространстве и времени, по Лейбницу, – это не самостоятельная, независимая, субстанциальная реальность, а явление, т. е. представление монады. В отношении к физическому миру тел Лейбниц твёрдо стоит на позициях феноменализма. Лейбниц был убеждён, что всё научное знание внутренне взаимосвязано и составляет, в сущности, одну систему. Один Бог, один мир, одна наука. Все частные науки должны составить лишь различные разделы одной всеобъемлющей системы науки (идея универсальной математики).

Под влиянием Декарта возникло картезианство, представители которого стремились преодолеть дуализм, внутреннюю противоречивость учения Декарта об отношении телесной и духовной субстанций. Ведь механическое тело не может воздействовать на бестелесную душу, как и бестелесно-бесплотная душа не может привести в движение физическое тело. Для объяснения их неоспоримых связи и взаимодействия приходится прибегать к всемогуществу Бога, к знаменитой предустановленной гармонии, этой “самой удивительной из выдумок философии” (Кант).

Так, французский окказионализм учил, что Бог каждый раз создаёт в душе идею, соответствующую данному состоянию и движению тела, и, соответственно, наоборот. Иначе говоря, душевные и телесные процессы протекают одновременно и параллельно (как двое синхронных часов), но причинной связи между ними нет. Такая точка зрения получила название психофизического параллелизма.

Другие пути преодоления дуализма – это либо сведение физической реальности к духовной (солипсизм, а также “видение всех вещей в Боге” у Н. Мальбранша), либо наоборот – сведение духовной реальности к телесной. Де Руа (Леруа) положил начало материалистическому картезианству, для которого душа – состояние тела, а идеи – механические движения в теле. Этот материалистический монизм получил самое развитое и блестящее выражение во французском материализме XVIII в.

Французский материализм XVIII в. утверждает противоположность и несовместимость веры и разума, религии и науки (П. Гольбах, Ж. Ламетри и др.) и считает причиной существования религии невежество, недостаток знания, непонимание истинных причин вещей. Распространение научных знаний в народе, с этой точки зрения, прогресс общества со временем неизбежно приведут к постепенному исчезновению религии, место которой займут наука и искусство.

Х. Вольф, ученик Лейбница, стремился реализовать этот замысел и построить всеобъемлющую энциклопедическую систему научных знаний, “мировой мудрости”. Основу и средоточие этой системы составляла школьная метафизика, которую Вольф, как мы уже знаем, разделял на онтологию (общая метафизика) и три частные метафизические дисциплины – космологию, психологию, теологию.

Вольф имел множество учеников и последователей, преподававших в немецких университетах и составивших так называемую лейбнице-вольфовскую школу – основу немецкого Просвещения. Именно эта школа создала немецкое философское образование, которое сделало возможным появление Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, крупнейших представителей немецкой философии конца XVIII – начала XIX вв., завершающих историю Новой философии.

Новая философия стремилась поставить под контроль и руководство разума и религию, т. е. сделать её рациональной, разумной. Проверка разумом должна исключить из религии “суеверия” и заменить их разумной верой в Бога, т. е. “естественной религией”, или религией “в пределах одного лишь разума”). Характерное явление эпохи – деизм: Бог создал мир совершенным и более не вмешивается ни в дела природы, ни в дела человеческие; наилучшее почитание Бога – это добродетельный образ жизни “в миру”, среди людей, добросовестное исполнение своих нравственных, гражданских и профессиональных обязанностей. Богу ничего не нужно от нас, кроме добрых поступков.

В социально-экономическом отношении Просвещение – это время подъема и установления власти буржуазии, связанной с новыми идеями экономического рационализма и экономической свободы – частной собственности и свободного предпринимательства. Процесс расширения экономической свободы сопровождается появлением и разработкой идей классического либерализма: в качестве экономической теории он требует свободы хозяйственной деятельности в ремесле, промышленности (мануфактурной), сельском хозяйстве и торговле.

К этим экономическим требованиям присоединяются политические, которым, наконец, даётся фундаментальное теоретическое, философское обоснование – учение о “всеобщих естественных и неотъемлемых правах человека”. Каждый имеет святое право строить своё благополучие по собственному разумению, им самим избранным способом, но таким способом, который не противоречит точно такому же праву каждого другого человека.

Идеи Просвещения имели далеко идущие последствия для организации и устройства государства. Именно философы Просвещения сформулировали те основополагающие принципы, которые до сих пор лежат в основе современных “цивилизованных” обществ:

Суверенитета народа: государственная власть принадлежит исключительно народу в целом и лишь временно, по договору, передаётся избранным народом чиновникам

Общественного договора: власть рассматривается как продукт свободного и разумного договора между народом и избираемым им правительством

Разделения властей: для исключения злоупотребления власть должна быть разделена между различными, взаимно контролирующими и уравновешивающими друг друга ветвями – законодательной, судебной и исполнительной властями

Демократического участия всех граждан в осуществлении власти: каждый гражданин имеет равное с другими право избирать и быть избранным в органы государственной власти, имеет право влиять на создание и функционирование государства. Классическая формулировка этих принципов и основных прав и свобод человека дана Д. Локком, Ш. Монтескьё, И. Кантом, Б. Франклином и др.

 

Рационализм и эмпиризм философии Нового времени

 

 

Под Новым временем в истории понимают период 17 – 19 веков. В этот период, по завершении эпохи Возрождения отличительным признаком европейской культуры становится отход от буквального восприятия религиозных догматов, поворот к антропоцентризму, объявившему человека самодостаточным и самостоятельным познающим субъектом, лишеным тех характеристик ничтожности и бессилия перед божественным провидением, на котором настаивала средневековая религиозная философия и культура.

В Новое время в области изучения вопросов познания сложилось два основных философских течения – рационализм и эмпиризм (или сенсуализм).

Рационалистический (от латинского ratio – разум) взгляд на процесс познания отдает приоритет мыслительной деятельности человека над его ощущениями, чувственным опытом. Рационалисты понимают, что значительную часть информации об окружающем его мире человек получает через свои органы чувств (в первую очередь, зрение), однако, считают, что такая информация может в лучшем случае служить базой для последующих логических рассуждений, анализа, обощений. В результате реальная картина мира складывается в сознании человека благодаря активности его разума, мыслительной деятельности.

Наоборот, эмпиризм (от латинского – empirio– опыт) – он же сенсуализм (от латинского sensus – чувство) полагает основным в познании чувственный опыт, считая, что нет ничего о чем бы ни задумывался человек, что не было бы дано ему через его органы чувств.

Обе точки зрения имеют свою логику, и спор между рационалистами и эмпиристами длится уже несколько веков.

Действительно, рационалисты правы в том, что в своих размышлениях человек использует абстрактные понятия, логические правила мышления, которые нельзя получить через органы чувств. Нельзя увидеть, осязать.

Эмпиристы правы в том, что человек, если бы, например, однажды не увидел ночное звездное небо, вряд ли бы занялся космогоническими размышлениями, т.е. мыслями о том, что такое Вселенная, как она устроена, конечна она или бесконечно, что является двигателем ее движения.

Естественно, что возможна и третья точка зрения – синтетическая, объединяющая в себе рационализм и эмпиризм, полагая разум и чувства двумя одинаково важными сторонами единого процесса познания

Английский философ Френсис Бэкон (1561—1626) полагал, что процесс познания осуществляется в два этапа. Начинается он с восприятия нашими органами чувств предметом и явлений окружающего нас мира. Затем в дело вступает разум, осмысливая полученные зриательные (слуховые и т.п.) ощущения и формулируя наши суждения об увиденном. Органы чувств человека, как это прекрасно понимал Бэкон, несовершенны. Они не видят ни слишком мелкого, ни слишком крупного. Но главное – они могут давать ошибочную информацию. Человек чувствует то, что хочет чувствовать. Разные люди по-разному видят и слышат и т.п. Для преодоления этого обмана необходимы научные опыты, позволяющие уточнить то, что сперва мы ощутили нашими органами чувств.

Ум, по Бэкону, также не свободен от недостатков. Главное, что он привносит в познание уже сформированные человеком ранее мнения, традиции, убеждения, которые только мешают познанию объективной истины. И этот недостаток мышления человека Бэкон также предлагал преодолевать правильно производимыми экспериментами.

Еще более очевидно отстаивал приоритет чувств в процессе познания другой английский мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679). По его мнению процесс познания начинается с воздействия внешних предметом на органы чувств человека. В результате человек создает внешний образ предмета. Мы еще не знаем, каков предмет на самом деле, но мы уже знаем, что он существует, т.е. является фактом. Затем нашим мозгом мы начинаем определять все прочие образы данного предмета, представляя себе, для чего он нужен, что с ним происходит, какие этот предмет имеет качественные и количественные характеристики. Иными словами, наш разум познает предмет на основе анализа множества различных образов предмета или представлений о предмете, в отсутствие которых никакое познание предмета было бы невозможно.

Философам эмпирического направления противостояли рационалисты, среди которых в Новое время следует особо указать на Декарта, Спинозу и Лейбница. Французский философ и математик Рене Декарт (1596 – 1650) считается основоположником рационалистической философии Нового времени. Он твердо был уверен, что в отыскании истины необходимо руководствоваться только разумом. Чувствам доверять нельзя, поскольку они дают человеку обманчивые образы. Но для познания истины нужен не просто разум, а разум, применяющий правильный метод познания. И это вовсе не бэконовский опыт. Метод познания – это разложение сложных проблем на простейшие вопросы, на которые можно легко ответить. Затем простейшие ответы должны быть обратно выстроены в правильную последовательность, что дает нам уже понимание того сложного, что мы начали познавать. Мы сперва как бы спускаемся от сложного к простому, а потом снова восходим от простого к сложному.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) полагал, что истина является продуктом деятельности разума человека. При чем, деятельность разума по познанию истины должна осуществляться не сумбурно и хаотично, но строго логически. При этом Спиноза полагал, что все предметы и явления в природы, а также все идеи, производимые разумом, существуют в строгом порядке. Каждая вещь является следствием какой-то другой вещи и, одновременно, причиной следующей вещи. Точно также же одна идея выводится из предыдущей и приводит к следующей идее. Нет в мире ничего, что нельзя было бы познать разумом, поскольку реальные вещи в мире и представления о таких вещах в виде производимых разумоми идей связаны друг с другом.

Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) являлся крупнейшим математиком и философом своего времени. Он также отстаивал рационалистическую точку зрения на процесс познания. Как говорил Лейбниц, у многих животных органы чувств развиты гораздо лучше чем у человека, но это не делает их мудрее и разумнее.

Согласно Лейбницу люди обладают знаниями, имеющими всеобщий характер, но такие знания из ощущений получить нельзя, поскольку ощущение (например, зрение) не позволяет отличить, что является всеобщим, а что – частным, что случайным, а что – необходимым. Все это человек определяет для себя посредством умозаключений, т.е. разумом. Именно разум является источником необходимых истин. Но если органами чувств представление о всеобщем, частном, необходимом, случайном получить, но разумом человек осознает наличие таких истин, то это означает, что в разуме изначально существуют какие-то врожденные знания, полученные человеком по факту его рождения. С другой стороны, если есть врожденные знания, то почему одни люди их осознают, а другие – менее образованные и интеллектуальные – нет. Врожденные знания должны осознавать все. На это Лейбниц отвечал, что врожденные знания существуют в виде очень малых перцепций, малых принадлежностей разума. Одни в состоянии осуществлять интеллектуальную деятельность и превращать малые перцепции в полноценное знание, а другие – нет.

Лейбниц не отрицал того, что некоторую часть знаний человек приобретает посредством органов чувств. Соответственно, он делил все истины на истины факта и истины разума. Истины факта как раз и устанавливаются органами чувств. Но они имеют частный характер – трава зеленая, вода – прозрачная и т.п. Истины же разума являются продуктом интеллекта и имеют обобщающий характер, т.е. являются истинами более высокого порядка. Например, истина о вращении земли вокруг солнца, математические истины.

Лейбниц пытался создать математические формулы проверки знания на истинность или ложность, так называемую формальную комбинаторику. Вера Лейбница в такую возможность подкреплялась тем, что он был создателем дифференциального и интегрального исчисления.

 

9.Немецкая Классическая Философия




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.031 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав