Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия: 5 билет. Философия Сократа, Платона и Аристотеля.

Читайте также:
  1. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  2. Quot;Критическая" философия И.Канта
  3. quot;Философия права".
  4. Ақын-жыраулар философиясы
  5. А. Классическая немецкая философия
  6. Адам және қоғам өміріндегі философияның рөлі және мәні
  7. Адам, қоғам және мәдениет ұғымдарына философиялық сараптама
  8. Азіргі ғылымдағы өзара-әрекеттерді біріктіру мәселесін философиялық талдау.
  9. Азіргі ғылымдағы антроптық принціптің философиялық интерпретациялары.
  10. Аналитическая философия

Сократ(470-399в до н.э.) антропологический поворот.
Метод Майевтики (диалог с наводящими вопросами. Рождение знания в уме ученика.) Сократовская ирония.
Формулирует основные проблемы этики: Что есть добро и зло? Свобода ответственность. Ценность жизни и смерти.
Платон (437 – 347 в. до н.э.)
Мир идей
– Объективный идеализм. (истинен и вечен)
Мир вещей – жалкое подобие мира идей (мир убывания, не истинен и конечен)
1-я модель построения идеального государства:
- 4 категории людей.
-каждый занимается тем, что хочет .
Аристотель(384-322 в до н.э.)
философ – энклопедист
10 категорий, позволяющих описывать бытие: сущность, качество, количество, отношения, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
Иерархия бытия. «Платон мне друг, но истина дороже».
Триада: Истина=Благо=Красота

 

Философия: 6 билет. Средневековая философия, её принципы и основные проблемные поля.
Философия средневековья VI-XIII – служанка богословия. (Августин Блаженный, Фома Акфинский)
Основная проблематика:
- свойства и характеристики бога.
- спасение души(для возвышения духа ограничение телесных физиологических потребностей).
- соотношение веры и разума:
1. Верую ибо абсурдно. Тертулиан
2. Верую, чтобы разуметь. Фома Аквинский
3. Разумею, чтобы верить. Абиляр
Единство в трех ипостасях невозможно.
- проблема соотношения единичных и общих понятий (реализм, номенализм)
Принципы мышления:
-теоцентризм (бог в центре мира)
- Креоцианизм (творение)
- проведенциализм (учение о влиянии бога на ход человеческой истории)
- эсхатологизм (ожидание скорого конца света)
- символизм (измерение своей жизни сквозь призму событий, описанных в библии)
Схоластика – средневековая философия, основанная на христианском богословии и античной философии.
Догматизм мышления – жесткая фиксированность истин, их неизменность. Чем древнее, тем подлиннее.
Августин Блаженный(«О граде божьем», «Исповедь»). 5 доказательств божьего бытия:
бог есть: перводвигатель, первопричина, необходимость, абсолютное совершенство, цель.
Теория двух истин: Если существуют транмира и мир физический, эти 2 мира можно познать разными способами.

 


Философия: 7 билет. Мировоззренческие принципы философии эпохи Возрождения.
XIV-XVIв. Возрождение античных ценностей и античного мировоззрения
Принципы и характеристики мировоззрения:
*Антропоцентризм-человек – венец божьего творения и важнейшая ценность.
*Секуляризация – освобождение от церковного влияния
*Идеал знания:свецкое знание, основанное на опыте и разуме.
*Предмет исследования: физический, материальный мир.
Изменение картины мира:
*Гилозоизм – религиозно-филосовское учение о том, что вселенная одушевленна.
*Пантеизм - религиозно-филосовское учение, согласно которому бог-творец имманентен своему творению.
*Гуманизм – мировоззрение антропоцентризма, которое провозглашает человека высшей самодостаточной ценностью.
Интерес к магии и оккультизму.В результате теории 2-х истин(Если существуют транмира и мир физический, эти 2 мира можно познать разными способами.) Появляется учение о множественности истин.
Никкола Макевелле XV-XVI «Государь» (концепция личн. правителя макевеализм). Цель оправдывает средства.

 

Философия: 8 билет.Утопические концепции Возрождения.
Новые концепции государства и права основывались на других предпосылках. Основой стало считаться положение о естественном характере человека, о наличии у него естественных интересов и потребностей.
утопические идеи о социальном равенстве людей(идея, обреченная на провал). Главные утописты - Томас Мор и Томазо Кампанелла.
^Томас Мор - создал "остров Утопия" о котором и написал книгу. Книга написана в форме диалога о социальных и политических проблемах эпохи. был противником частной собственности. Его идеал - общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантированное справедливое распределение общественного богатства. Политический строй основан на принципе выборности. Семья является ячейкой коммунистического быта. Все люди имеют право и обязаны работать. Мор основал утопический социализм. Сам он не считал себя утопистом и полагал, что его идеи могут быть реализованы при помощи образованного правителя, и не принимал революционного пути.
^Томмазо Кампанелла. "Город Солнца" отстаивает идею единства церковной и светской власти, отвергает реформацию, ратует за власть папы над всеми христианами. Призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Уверен в возможности реализации своих идей путём народного восстания, поэтому возглавил восстание в Калабрии. Не обращает особого внимания на экономические проблемы. Говорит о всеобщем образовании народа, о ликвидации войн, о развитии науки.
Мор, Кампанелла - предшественниками утопистов 19 века, источником вдохновения Фурье и Оуэна.

Философия: 9 билет.Эмипирическая философия Ф.Бэкона

Приоритет:
Эмпирические(Бэкан) Рациональное(Декарт)
1. чувственное(эмпирическое) опыт, эксперимент 1. Рациональное (разум)
2. Рациональное (разум) ИНДУКЦИЯ 2. Эмпирическое(чувственное) ДЕДУКЦИЯ

В основе познания лежит исключительно опыт. «Нет ничего в разуме, чего не было бы до этого в чувствах»
Мыслительные стериотипы неправильного мышления назвал идолами:
1. Идолы рода (предрассудки, возникающие из смешения человеческой природы с природой вещей)
2. Идолы пещеры (человеческая субъективность. Идеальное и случайное положение человека в мире).
3. Идолы рынка (заблуждение из-за некритического восприятия слов и речи с уже готовыми значениями).
4. Идолы театра (заблуждение, основанное на мнении авторитетов).

Философия: 10 билет. Философия Р. Декарта.

Приоритет:
Эмпирические(Бэкан) Рациональное(Декарт)
1. чувственное(эмпирическое) опыт, эксперимент 1. Рациональное (разум)
2. Рациональное (разум) ИНДУКЦИЯ 2. Эмпирическое(чувственное) ДЕДУКЦИЯ


Убежден в том, что человек рождается с «врожденными идеями» (способность к мышлению).
Гносеологический оптимизм – умственное убеждение человека в безграничности своего разума.
Сложные проблемы удается разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно.
Развивает специальное учение с правилами:
1) Не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения;
2) разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей;
3) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых;
4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Наиболее трудная проблема философии Декарта отношение души и тела у человека.
Начиная с Декарта, новые ориентации философской мысли, в которых центральное место занимает мысль и сам человек, обретают классически ясный характер.

Философия: 11 билет. Теории «естественного права» и «общественного договора» в философской мысли Нового времени и эпохи Просвещения.
теории естественного права и общественного договора становятся основой рационального понимания общества и государства.
Томас Гоббс выводил государство из идеи естественного состояния людей. естественное состояние - это война всех против всех, которая ведет ко взаимному уничтожению. Выходом из этой ситуации является общественный договор, предусматривающий ограничение прав и свобод индивидов в пользу государства.
идеи Гоббса - источник различных интерпретаций общественного договора.
Человек является существом с двойственной природой: с одной стороны, он является физическим телом, с другой - составляет часть государства, политического тела, в котором выступает в качестве гражданина. (этика и политика.)
Дж. Локк, отталкиваясь от теории Гоббса, склонялся к интерпретации естественного состояния как равенства и свободы индивидов. Использовало теорию общественного договора для обоснования ограничения монархической власти со стороны общества, создав теоретические предпосылки либеральной демократии и конституционализма. Дал целостную и систематическую концепцию общественного договора

 

Философия: 12 билет. Классическая и неклассическая философия как проявление рационализма и иррационализма.
Классическая философия -- стиль мышления, который сформировался в 17-19 веках (в рамках классического рационализма -- Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель). К ее характерным особенностям можно отнести следующие:
1. Главный базовый принцип -- рационализм (ориентация на разум, науку). Математика является образцом, моделью рациональности. Изложение ведется в понятийной форме.
2. Гносеологизм человек рассматривается в качестве субъекта познания.
3. Объективная онтология.
4. Представление о делении философской проблематики на онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, этическую и т.д.
5. Системность мышления и изложения идей.
Неклассическая философия -- философия конца 19-20 в.в., для которой характерно переосмысление указанных выше положений (Ф.Ницше, А.Бергсон, экзистенциалисты, постмодернисты). Характерные особенности:
1. Иррационализм, ориентация волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.
2. Философия выражает переживания субъекта "по поводу" реальности (объективной или субъективной).
3. Субъективная онтология, бытие как существование человека.
4. Универсализм философских идей.
5. Антисистемность(проблемность) - решение конкретных философских проблем.
Принято выделять два основных варианта философии жизни:
- биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.);
- исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер).

Философия: 13 билет. Теория познания И. Канта
«Поступай с другим так, как желаешь, чтобы относились к тебе»
-теория познания и границы человеческого разума.
-синтез рационализма и эмпиризма.
Априори – суждение выносится вне чувственного опыта.
Апостариори – суждение вытекает из эмпирического опыта.
Категории рассудка: качество, отношение, модальность
Знание дается путем синтеза категорий и наблюдения.
1.Что я могу знать? (гносеология)
2. Что я должен делать, чтобы быть поистине человеком
3. На что я могу надеяться?

Философия: 14 билет. Идеалистическая диалектика Г.В.Ф. Гегеля
Абсолютная идея – надмировое духовное(идеальное) начало, которое развивает познает самого себя и создает таким образом все духовное и материальное бытие.
Сформулировал законы диалектики:
1. Закон отрицания отрацания.
2. Закон взаимоперехода количественного и качественного.
3. Закон единства противоположностей.
Диалектика – учение о всеобщем движении, взаимосвязи взаимозависимости.
Критика религии. Бог – абсолют всех человеческих качеств. Человек сам создал себе бога.
Религия – искаженное отражение реальности в человеческом сознании. Не совместима с разумом, противоречит рациональному мышлению. Необходимо создать новую религию на основе любви человека к человеку.

 

Философия: 15 билет. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
подверг развернутой критике систему и метод Гегеля. с материалистических позиций. По мнению Фейербаха, религия и близкая к ней по духу философия Гегеля имеют общие категории.
Бог, по Фейербаху, - это объективированная, вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Природа, по Фейербаху, существует вечно, не зависит ни от Бога, ни от философии.
Материализм Фейербаха носит антропологический характер. (в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы.)
Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств.
"Я" - это не просто человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое обладает способностью созерцать и мыслить.
В сфере общения осуществляется, реализация человеком своей родовой сущности.
Оказал влияние на последующих мыслителей, в частности, на К. Маркса и Ф. Энгельса.

Философия: 16 билет. Сущность диалектического материализма К. Маркса.
(1818-1883)
Источники марксизма:
*Диалектика Гегеля(учение о всеобщем движении, взаимосвязи взаимозависимости.)
*Английские политэкономические теории
*Французский утопический социализм
*Антропологические социализм Фейербаха(Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей.)
Основные принципы:
1. Материя – первична. Идеальное вторично. Бытие определяет сознание
2. Материя вечна, неуничтожима, постоянно движется. Отсутствие абсолютного неподвижного начала(бога).
3.Сознание – производная материи
4. Мысли материальны
5. Мир познаваем
6. Главные фактор развития общества: развитие производительной силы и производственных отношений.

Философия: 17 билет. Философия позитивизма и герменевтики.
Позитивизм(нач. XXв):
рассматривет в качестве подлинного знания конкретные эмпирические науки.
Принципы:
1. Полное устранение традиционных философских проблем.(из-за их неразрешимости)
2. Поиск универсального метода познания универсального языка науки
3. Методологический эмпиризм (стремление свести теоретические знания к эмпирическим опытам)
Герменевтика – направление в философии и гуманитарных науках, главной целью которого является правильное понимание и правильная интерпретация.
Исторические виды герменевтики:
1. Перевод
2. Реконструкция(восстановление систем восприятия исторического смысла)
3. Диалог(возникновение 3-го смысла).
Гадамер(1900-2002) немецкий философ «Истина и метод»:
1. Понимание не сколько рассудительный процесс, скорее это предпонимание, предсуждение, набрасывание смысла.
2. Текст не имеет границ своего понимания.
3. Понимание не только репродукт, но и продукт процесса.

Философия: 18 билет. Философия экзистенциализма.
Экзистенциализм
(20-60-е гг. XXв) – Рассматривает былие человека как главную философскую проблематику
Субъективные переживания составляют сущность человеческого бытия.
Основные категории: бытие, небытие, ничто, подлинное бытие, неподлинное бытие, забота, смысл жизни, пограничная ситуация(экстримальная ситуация), экзистенциальный выбор(выбор в экзистенциальной ситуации), свобода, заброшенность.
Представители религиозного экзистенциализма (Хайдегер, ясперс, Марсель)
Представители атеистического экзистенциализма (Сартр, Камю)


Философия: 19 билет. Философская мысль Беларуси: особенности и основные направления.
наравления философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса:
-радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки и др.). Стремились осмыслить демократические идеи христианского Евангелия, тяготели к осознанию равенство, братство, человеколюбие;
-умеренное реформационно-гуманистическое течение (Ф.Скорина, Н А.Волан, С.Полоцкий) Активно развивают идеи платонизма, аристотелизма.
-атеистически-гуманистическое обратилось (С.Лован, К.Бекеш). не поддерживается концепция врожденных идей, обосновывается естествено-природное происхождение человека и человеческой морали. ценится индивидуальный разум и опыт как.
Развитие философской мысли Беларуси 17 - нач. 18 вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства.
Конец 18 - нач. 19 века связан со становлением практического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут, Ю.Мицкевич); анализируются проблемы познания (опыт, истина), методы научной деятельности, способы построения науки.
Закат Просвещения в сер. 19 века. смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением в состав Российской Империи.
С середины 19 ст. философская мысль акцентирует проблематику поиска национальной культурной идентификации, идеи национально-культурного возрождения (А.Мицкевич, Я.Чечот), повышается интерес к истории Беларуси и белорусскому языку, впервые ставится вопрос о национально-государственном устройстве Беларуси.
В начале ХХв. три направления философской мысли Беларуси - религиозно-идеалистическое, марксистское, национально-возрожденческое.


Философия: 20 билет. Русская философия XIX – начала ХХ веков и ее основные направления.
Русская философия выступила как философия Предупреждения. нравственное вето на любой социальный проект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
Основные этапы развития русской философии 19-20 вв.
2.1 Славянофильство (40--50-е гг. XIXв.)
Основатели А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. способ философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства, западному. Духовной основой славянофильства было православное христианство. Выдвинули оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей -- любви и свободы.
2.2 Западники (40--60-е гг. XIXв.)
Считали, что Россия может и должна пройти тот же самый этап развития, что и Запад. Основоположник западничества мыслителя П.Я. Чаадаева(«Философических писем»).
Среди западников были как либералы-реформаторы (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).
2.3 Народничество (60--80-е гг. XIXв.)
выросло из учения А.И. Герцена о крестьянском социализме. Капитализм оценивался как реакционное, попятное движение в социально-экономическом и культурном отношениях.
Один из народников (М.А. Бакунин) в 70-е гг. перешел на позиции анархизма. Один из первых критиков Маркса.
2.4 Философия всеединства (70-е г. XIXв. -- 30-е г. XXв.)
Идея этого направления возрождена и развита была Вл. Соловьевым. Центральной в этом учении является идея «всеединства сущего», выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи всех предметов и явлений мира.

Общая черта: тесная связь с православием. Вопросы поиска бога, спасения души

Философия: 21 билет. Онтология, её основные категории (материя, пространство, время).
Онтология - философское учение о бытии. Основными понятия: "бытие", "общественное бытие", "материя", "объективная реальность", "движение", "формы движения", "пространство", "время".
Материя- бесконечное множество качественных и количественных составляющих тех тел, предметов, явлений которые окружают нас.
Основной способ бытия материи: движение. Без движения нет материи, без материи нет движения. Движение - абсолютно, покой - относителен.
Формы движения материи(Ф.Энгельсом): механическая (на уровне простого взаимодействия), физическая (на уровне молекул), химическая (на уровне атомов), биологическая (органический мир), социальная (на уровне общественных отношений). Каждая последующая форма движения вбирает в себя предыдущую.
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая протяженность, структурность сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в свою очередь на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом.
Пространство и время –коренные формы бытия, движущейся материи, поэтому пространственно – временные отношения обусловлены материей, зависят от нее и определяются ею.
как рассматривается в разные периоды?

Философия: 22 билет. Диалектика как учение и метод познания. Законы и категории диалектики.
Диалектика - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Законы диалектики:
1.переход количественных изменений в качественные.
Развитие, есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
2.единство и борьба противоположностей.
Предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, переходят из состояния незаметного, к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя.
3.отрицание отрицания.
Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление. Категории:
1. Сущность и явление - отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность -- это внутреннее содержание предмета; явление -- то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования.
2. Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, представляет единство всех составных элементов объекта.
3. Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления; Случайность - отражение в внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности;
4. Причина и следствие. Под причиной понимается явление, действие которого влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием.
5. Возможность и действительность. Возможность - тенденция развития предмета. Действительность - единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
6. Единичное - определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь
Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов -- единичного и всеобщего.

 

Философия: 23 билет. Понятие сознания, его структура и свойства
Сознание –
внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов непосредственно воспринимаемых органами чувств. Включает в себя самосознание, самоидентификацию.(С точки зрения материализма: особая функция головного мозга, способная отражать окружающий мир)
Самоанализ – наблюдение и характеристика самого себя.
Сознание включает:
1.познавательные процессы (ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь);
2.эмоциональные состояния - позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;
3.волевые процессы - принятие и исполнение решений, волевые усилия.
Свойства познания.
-Познание это высшая форма отражения.
-Познание всегда направлено на объект.
-Познавательная способность включает в себя конкретно-чувственное познание (КЧП) и логическое мышление (ЛМ).
-Также познание это процесс взаимодействия КЧП и ЛМ.
-Цель познания истина (адекватное отражение реальности, достоверное знание).

Философия: 24 билет. Сознательное и бессознательное, их философское осмысление.
Сознание –
внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов непосредственно воспринимаемых органами чувств. Включает в себя самосознание, самоидентификацию.(С точки зрения материализма: особая функция головного мозга, способная отражать окружающий мир)
Зигмунд Фрейд «Сознание человека включает в себя: сверхсознание, бессознание».
Бессознание – неосознанные желания: эрос, либидо(жизнь) и танакос(смерть), агрессия
Сверхсознание – нормы культуры, усвоенные человеком
Энергия влечений может реализовываться:
1. Вытеснение (следствие - невроз)
2. Сублимация (переключение в социально полезное русло.)
Гюнт. Коллективное бессознательное выделяет в нем устойчивые ментальные психические структуры бессознательного (мифы народов мира, сказки народов мира)

Философия: 25 билет. Познание как особая форма освоения и преобразования человеком окружающего мира. Специфика философского познания.
В истории философии складываются:
1.агноцентицизм (убеждение в полном отсутствии познаваемости мира).
2. Скептицизм (сомнение в истинности)
3. Гносеологический оптимизм (неограниченные возможности человеческого разума)
4.конвенционизм (истина – результат соглашения).
Относительно науки:
*сциентизм(безграничные возможности науки)
*антисциентизм (наука не может всего)
Познание-освоение человеком окружающего мира, в ходе которого вырабатываются новые знания о действительности.
Виды познания:
*абстрактно-логическое(левое полушарие) активнее у мужчин
*чувственно образное у женщин
Типы познания:
*мифологическое(некритическое)
*религиозное(личные переживания человека)
*обыденно-практическое (каждодневное)
*научное(ориентировано на доказательстве): законы, принципы, методы, теории.
*философское(не имеет однозначного окончательного ответа)
*игровое
Гносеология – теория познания в целом
Эпистеология- научное познание
Относительная истина может являться истинной в определенные промежутки времени
Объективная истина- достаточно доказанное знание на текущий момент времени.
Сюрьективная истина – зависит от конкретной узкой точки зрения.
Абсолютная истина – теория обоснования и доказательства знания, которое не может быть на данный момент апровергнуто.

Философия: 26 билет. Научное познание и его специфика.
Наука-вид познавательной деятельности, ставящий целью открытие научных законов и постижение истины.(формируется XVI-XVIIв). Развивается при помощи христианства
Методология и уровни научного познания:
*эмпирический(использование органов чувств)
*Теоретический (разум и мышление)
Методология:
1. Общенаучные(могут использоваться во всех отраслях) анализ, дедукция, гипотеза.
2. Философские метофизические, феноменологический
3. Специальные(только в конкретной области знания.) психоанализ: метод свободных ассоциаций
Любое исследование включает в себя:
*проблема или тема (должна быть актуальной)
*предмет и объект исследования
*гипотеза (предполагает решение проблемы)
Формы логического мышления:
*понятие(определено в науке)
*суждение (высказывания, имеющие конкретный смысл)
*умозаключение
Низшая форма познания – эмпирическая, высшая – теория.
Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания
Научное познание— это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний.
Для науки характерно использование в исследованиях современной логики, математических методов, диалектики. Присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

 

Философия: 27 билет. Человек как предмет философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии.

Человек космоцентричен, телоцентричен, антропоцентричен.
5 отрицательных характеристик человека.
Человек обладает открытой программой развития. (социолизация)
Наиболее классической модель человека: тело, душа, дух.
Идея тела - природное основаниям человеческого бытия, под телом понимается микрокосм, воспроизводящий в миниатюре структуру универсума.
Душа – это особая жизненная энергия тела, которая будучи сама бессмертна отчерчивает сроки земного существования человека.
дух обычно укладывают разум и социальность.
Начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела.
Для неклассической философии второй половины XIX–XX в. осознание кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической бездомности и неукорененности. Человек в современном мире словно лишился критериев и ценностей, придававших значение и смысл его существованию, он оказался покинутым и заброшенным, предоставленным самому себе.

Философия: 28 билет. Философское учение о человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Философские учения о человеке развивалось в двух направлениях. В западной философии человек обращен к его окружению, взаимодействуя с которым он преобразует мир. В восточной философии человек более обращен к высшим, неличностным ценностям.
Человек – это единство процессов, которые идут на различных уровнях его существования.
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества.
Христианское понимание «День смерти лучше дня рождения». Бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Целью жизни человека является движение к жизни вечной. Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной. Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».
буддизм: достижение нирваны

Философия: 29 билет. Общество как система социальных отношений. Основные философские модели социальной реальности.
Общество —совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое. Общество имеет свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство. Общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы (сферами общественной жизни). В структуре общества выделяются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, и др. подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.
Социальная группа — это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.


Философия: 30 билет. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Техногенная цивилизация оформляется с X У1-ХУ11 вв. Осмысление социальных последствий научно-технического про­гресса привело к проблемам всемирного масштаба, которые стали обозначать как глобальные проблемы. Под глобальными проблемами понимают такие проблемы, ко­торые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование. Для глобальных проблем характерно:
- наличие планетарного характера;
- угроза деградации и гибели человечества;
- коллективная солидарность государств и об­щественных движений для их разрешения.
Экологические проблемы (охрана окружающей среды, освоение космоса и мирового океана и др.). Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных ресурсов). Социально-экономические (проблемы экономического отставания, преодоления нищеты, ликвидации бездомности, улучшения качества жизни и др.).
Демографические (проблема роста народонаселения). Медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни, инфекционных заболеваний). Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия)

Глобальный характер проблем породил разное отношение к на­уке и технике и перспективам их дальнейшего развития, так назы­ваемый технократизм и технопессимизм. Представители первого направления отдают приоритет научно-техническому прогрессу и его влиянию на жизнь социума. Вторые - природу и масштабы глобальных проблем связывают с научно-техническим прогрессом и предлагают альтернативные проекты к ним присоединяются движение «зеленых», «антиглоба­листы» и др.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции страхования| Предмет психологии личности

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав