Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Истина как философская категория. Проблема истины в познании.

Читайте также:
  1. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  2. А) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
  3. Абсолютная и относительная истина
  4. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  5. Аксиологические проблемы филсоофии. Проблема ценности, ее субъективно-объективный характер.
  6. АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
  7. Античная филисофия: истоки и общая характеристика.Диалектика материи и идеи-основная проблема античной философию
  8. Антропологический Материализм Л. Фейербаха, его основные черты. Фейербах о материи, сознании и познании.
  9. Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
  10. Артикль, проблема статуса артикля. Различные подходы к количеству артиклей в английском языке и их происхождение. Проблема нулевого артикля.

Истина – это адекватная информация о объекте,

получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо

сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.е.

истина сущность как субъективная реальность в ее информации и ценностном

аспектах. Ценность знания определяемой мерой его истинности. Истина

есть свойство знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущность в виде чувственного или понятийного образа.

Образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого. А

будущее - может ли оно быть предметом отражения? Можно ли оценить как

истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется, замысел

строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на «истинное».

Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не

термин истинности или ложности. Т.е. истину определяют как адекватное

отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность

такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть

адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ

ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям

возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и

предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как

через крайности и заблуждения.

Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания

действительности. Действительность в данном определении понимается очень

широко. Это не только объективная реальность, внешний мир, но и любая область

мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные,

мифологические, вымышленные, абстрактные и теоретические области рассуждения.

Исследования показали возможность применения классической концепции истины к

любым мыслимым мирам, но в этом случае она должна быть уточнена следующим

образом. Знание является истинным, если оно прежде всего формально корректно.

А под формальной корректностью разумеют непротиворечивость того мира, к

которому относится данное знание. Непротиворечивость делает возможным

осуществление мыслительной деятельности по отношению к мыслимым мирам, какими

бы они по своей природе ни были.

Для классической концепции истины характерны следующие принципы:

- действительность не зависит от мира знания;

- между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное

соответствие;

- существует критерий установления соответствия мыслей действительности;

- сама теория соответствия логически непротиворечива. Классическая концепция

истины столкнулась со значительными трудностями. Первая из них была связана

с понятием действительности. Чтобы иметь возможность сопоставлять знание с

действительностью, мы должны быть уверены в подлинности последней. Но как раз

этой уверенности мы не имеем. Почему? Потому что мы сравниваем наше знание не с

самой действительностью, а с нашим восприятием ее, с фактами, которые могут

быть обозначены как мир опыта. Но эти факты не могут быть независимы от наших

познавательных способностей, как, впрочем, и сам мир знания. Фактический,

опытный мир - это концептуально осмысленный и "пропущенный" через наше сознание

мир. Существуют такие области познания, в которых действительность полностью

зависит от субъекта, моделируется им, например, в математике или в квантовой

механике.

Далее следует уточнить само понятие соответствия. Для этого нужно учесть, что

отношения между мыслями и действительностью не носят характер простого

соответствия. Мысль - не копия действительности, а сложное идеальное

образование, имеющее многоуровневую структуру. Столь же сложную структуру имеет

внутреннее содержание языковых выражений, фиксирующих мысли. Слово

предназначено для обозначения предметов и явлений, для описания внутренних

характеристик рассматриваемых предметов, для утверждения или отрицания

определенных свойств, для выражения отношения человека к мыслимому миру, в

слове невольно отражаются субъективные особенности конкретного человека, его

характер, темперамент и пр. Как в этом случае используется классическая

концепция истины?

Достаточно очевидно, что прямое проведение принципа соответствия может и не

привести к успеху. Поэтому стали накладывать ограничения на те выразительные

средства, при помощи которых мысли фиксируются в языке. В частности,

утверждается, что не любая мысль может быть оценена с точки зрения ее

истинности, а только определенная форма мышления, а именно суждение,

выражаемое в языке повествовательными предложениями, т.е. классическая

концепция истины при ее обосновании подстраивается под структуру

искусственных языков, одним из которых является формализованный логический

язык. Истина стала свойством повествовательных предложений, которые

лишь описывают мысленное содержание. Если это мысленное содержание

соответствует действительному положению дел, то предложение считается

истинным.

Обратим внимание на очень важный момент, связанный с распространением структуры

искусственных языков логики на науку. Поскольку в науке реально и без всяких

сомнений существуют теории, концепции, гипотезы, которые тоже необходимо

оценивать, то, чтобы использовать и в этом случае классическую концепцию

истины, поступили очень просто: теорию стали понимать как множество

предложений, к каждому из которых может быть применен определенный метод

проверки его истинности. Поэтому и теория, являясь совокупностью

логически связанных предложений, получила в конце концов истинностную оценку

(то или иное значение истинности).

Заметим, что классическая концепция истины имеет интуитивные истоки. Ее

эмпирическим основанием является здравый смысл, обыденное мнение: мысль

является истинной, если она соответствует эмпирически наблюдаемому

положению дел. Расширение понятия действительности разрушало соответствие,

лишало его чувственной наглядности, "подсказывало", что данная концепция

обладает существенным недостатком. Но отказаться от нее совсем не

представлялось возможным. Поэтому столь упорно трудности этой концепции

пытались решить за счет обоснования и уточнения понятий соответствия и

действительности. Соответствие мыслей действительности является необходимым

условием принятия классической концепции истины, но еще не достаточным. Нужно

знать метод установления соответствия, типы высказываний, к которым применима

эта концепция, и область применения методов, т.е. тип действительности.

Трудности классической концепции истины еще более очевидны на фоне

обнаруженных в ней логических парадоксов. Один из самых известных и древних из

них - парадокс лжеца [1]. Допустим, что кто-то о себе самом утверждает

"Я лгу". С одной стороны, он описывает действительный факт своего

неискреннего поведения, т.е. данное высказывание является истинным. А с другой

стороны, по содержанию оно утверждает ложь, приписывает субъекту

данного суждения (Я) свойство высказывать ложь. Тогда и получается, что

высказывание "Я лгу" - истинно.

Рассмотрим шуточную модификацию парадокса лжеца, известную под именем

Брадобрей. Представьте себе маленький городок с единственной парикмахерской, в

которой работает всего лишь один парикмахер. Мэр города, заботясь о внешнем

виде своих граждан и их благосостоянии, издает указ: "Все мужчины города не

имеют права отращивать бороды и бриться сами, а должны бриться только у

парикмахера. Граждане, нарушающие этот указ, обязаны покинуть город". Через

некоторое время мэр с удивлением обнаружил, что парикмахер переехал в другой

город. Почему он так поступил? Да потому, что указ мэра относился и к самому

парикмахеру. Как житель данного города, он не имел права отращивать бороду и

брить самого себя.

В обоих приведенных примерах мы, пользуясь законами логики (в частности,

законом не противоречия), приходим к выводу об их нарушении.

При каких условиях возникают парадоксы? Одно из самых последних объяснений этого

феномена опирается на исследования природы языка и законов логики. Было

обнаружено, что, с одной стороны, язык является системой, предоставляющей

средства для описания действительности и осуществления по отношению к ней

мыслительных операций, т.е. такой системой, которая как бы направлена на

внеязыковую реальность. Но с другой стороны, язык содержит средства для

описания и оценки своих собственных сущностей. Такое свойство естественного

языка было названо семантической замкнутостью языка. Данное свойство вместе с

законами логики и составляют условия, при которых возникают парадоксы. Как

оказалось, в естественном языке нельзя пользоваться семантическими оценочными

понятиями (истина, ложь, доказуемо, опровержимо и пр.) без противоречий.

Поскольку об изменении законов логики никто не помышляет, то все предложения по

поводу решения парадоксов сводились к рекомендациям относительно языка. Было

предложено построение особых искусственных языков (чтобы, по крайней мере,

обезопасить от парадоксов научные языки), в которых насчитывалось бы минимально

два уровня: язык-объект (предоставляет средства для описания внелингвистической

действительности) и метаязык, в котором, и только в нем, могут быть точным

способом заданы семантические средства описания языка-объекта. И самое главное,

именно в метаязыке может быть выражена сущность классической концепции

истины - схема истинности, представляющая условия истинности любого

высказывания языка: X есть истинное высказывание тогда, когда р = X,

где: X- имя высказывания (о его свойстве "быть истинным" идет речь), а р

- само высказывание (оно описывает и относится к конкретной ситуации).

Истинными тогда окажутся высказывания, соответствующие описываемой

ситуации, а ложными - не соответствующие, что, собственно, и является

минимальным требованием для принятия классической концепции истины. Заметим,

что данный подход не является какой-либо новой теорией истины, а

представляет собой модификацию и уточнение старого, можно даже сказать

древнего, понимания истины как соответствия действительности.

По отношению к этой схеме материальная адекватность как основная

характеристика классической концепции истины будет означать, что имеются

средства для установления истины или лжи любого высказывания, которое только

может быть подставлено в эту схему. Очевидно, что данное требование во всей

своей полноте выполнимо лишь по отношению к искусственным языкам, а

противоречивость и парадоксальность естественного языка принципиально

устранить нельзя.

Все иные попытки избавиться от трудностей классической концепции истины,

опирались на замену понятия истины. Полезностью (знание является

истинным, если оно практически полезно), логической непротиворечивости

(знание является истинным, если оно логически непротиворечиво),

всеобщим согласием на основе договора, привычкой и прочие, и оказались

теоретически несостоятельны, потому что вели к отказу от естественного

употребления нашего языка, и от обычного предназначения мыслительной

деятельности - быть средством общения между людьми и описания действительности.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 44 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав