Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Теория истины. Относительность и историчность истины. Истина как процесс. Проблема критериев истины.

Читайте также:
  1. I.ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Э. ДЮРКГЕЙМУ.
  2. II. ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Р. МЕРТОНУ
  3. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  4. IIІ – дәріс. ХХ ғасырдағы және қазіргі заманғы әлеуметтанулық теориялар
  5. Lt;ОТВЕТ>Экономическая теория - это наука о поведении людей в процессе воспроизводства благ в мире ограниченныхресурсов
  6. А) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
  7. А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова
  8. Абсолютная и относительная истина
  9. Адаптационно-регуляторная теория
  10. Адиабатический процесс. Уравнение адиабаты.

Теория истины. Истина- цель познания, она же предмет исследования, важнейшая категория философии.(учении о познании) Аристотель понимал под истиной соответствие мысли обьекту. Истина есть логическая форма выраженная в виде мысли, где утверждается или отрицается наличие тех или иных связей. Истинно то, что определяется обьектом а не соглашением. Эрнст Мах понимал истину как достижение наиболее простых и экономных связей между Ощущениями. Внешний мир не брался в расчет. Знания соответствовали не обьективной реальности, а принципу простоты и экономии мышления. Прагматизм полагает. Что истинно то, что полезно. Обьективность истины В.И Ленина связывает со следующими положениями. 1) Источник знания-обьективная реальность. 2) Качества субьекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения. 3) Вопросы истинности не решаются арифметическим большинством; истина субьективна по форме своего выражения, носителем ее является человек. 4) Категории для выражения, обозначения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформулированы длительной эволюцией науки и социума. 5) Истина есть процесс 6) Истина всегда носит конкретный характер Разработаны категории абсолютной и относитнльной истины. Абсолютное выражает момент устойчивости, неизменное в явлениях. Относительное- изменчиво, преходящее в знаниях в связи с ростом новых фактов,теорий. Несовпадение представлений субьекта с отражаемым обьектом приводит к заблуждению, не истине. Знание должно соответствовать предмету исследования. Истина и заблуждения не просто противоположности, они связаны друг с другом, переходят друг в друга и являются условием развития ЗНАНИЯ. Заблуждения- спутник научного работника и ученого во все эпохи. (Попытки создать вечный двигатель --> открытие закона сохранения и превращения энергии) Стремление к истине должно быть связано с ее критерием. Некоторые считают, что таковым может быть ОПЫТ человека- его ощущения. Вторые считали, что ясность и сомоочевидность суждений суть их критерий. Марксизм считает, что практика- основа, цель и критерий истины. Агностики отрицали такой критерий. Под критерием истины понимается разрешающая процедура, позво-ляющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное. Если пытаться искать такую процедуру исключительно внутри самого знания, то возникает парадокс, схваченный в свое время еще Секстом Эмпириком: для нахождения такого критерия нужен, в свою очередь, критерий, и так до бесконечности. Практика как критерий истины. Безусловной заслугой марксизма является то, что он в ясной и недвусмысленной форме постарался найти критерий истины не внутри системы знания, а вне ее в общественно-исторической практике человека. Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, т.е. строго описанная и желательно техническая воспроизводимая процедура проверки опытных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории. Один-единственный отрицательный результат эксперимента поставит под сомнение истинность целой теории.

54.Эмпирический уровень научного исследования и его методы: наблюдение, эксперимент, описание т объяснение научных фактов, моделирование.

Научное познание выросло из познания обыденного. В научном познании выделяются два уровня - эмпирический и теоретический. в первом случае имеются в виду различные типы познавательной деятельности ученых. Эмпирическое исследование ориентировано на явления. В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов. В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Методы эмпирического исследования. Существуют 3 основных метода опосредованного получения нового знания: операциональный (осознан в начале 20 в) систематическое наблюдение сравнение счет измерение и т.п. экспериментальный логико-математический (построение моделей)

Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.

 

 

55. Диалектическое единство чувственной и рациональной сторон познания. Критика сенсуализма и рационализма. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную. Чувственная ступень познания является исходной, снабжающей человека первичным познавательным материалом в виде непосредственных чувственных ощущений и процесса восприятия. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Рациональная ступень познания надстраивается над чувственной, систематизирует и упорядочивает хаотичный чувственный материал. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление. Ощущение представляет собой отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств (рецепторы) и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущение фиксирует лишь отдельные свойства вещи (цвет, запах, вкус). Предмет в ощущениях дается не целостно, а фрагментарно. Ощущения разрознены, хаотичны, субъективны и индивидуальных.Как форма чувственно ступени познания, восприятие включает в себя схватывание объекта как целого, обнаружение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, формирование чувственного образа. Восприятие отражает целостную совокупность признаков и свойств предметов. Ощущения и восприятия имеет место при непосредственном контакте субъекта и объекта познания. В представлении тоже создается целостный чувственный образ вещи, но он возникает на основе памяти (или является продуктом творчества, воображения), без непосредственного контакт субъекта и объекта познания. Рационализм в лице Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. Гегеля и др. признает, что сущность вещей познается только с помощью разума.. Рационализм справедливо полагает, что при всем своем значении чувственное познание не позволяет постичь сущность вещей. Для этого требуется рациональное мышление. Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие представляет собой форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Связь понятий в процессе мышления выражается в суждении - форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете. Умозаключение - третья форма логического мышления, когда на основе одного или более известных суждений делается новый вывод. В процессе познания чувственная и логическая стороны взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нет ни чисто чувственного, ни чисто логического мышления. Без рациональной ступени познания материал, получаемый с помощью органов чувств, предстает хаотичным многообразием, в котором нет единства и целостности. В свою очередь рациональное познание без опоры на чувственный материал становится выхолощенным и схематичным. Процесс познания, таким образом, носит чувственно-рациональный характер.

Рационалисты полагают, что истинное знание можно получить только чисто рациональным путем, хотя без опоры на чувственный материал полученное знание будет носить безжизненный характер. Иррационалисты же считают, что постижение сущности явлений возможно не с помощью чувств и разума путем интуиции, внезапного озарения.

56. Теоретический уровень научного исследования и его методы: сравнение; абстрагирование; обобщение; движение мысли от гипотезы к научному знанию.

Теоретический уровень науки характеризуется тем, что основной его задачей является не описание и систематизация фактов действительности, а всестороннее познание объективной реальности в её существенных связях и закономерностях. Иными словами, на теоретическом уровне реализуется главное предназначение науки - открытие и описание законов, которым подчиняется природный и социальный мир. Теоретическое исследование связано с созданием и развитием понятийного аппарата, большое внимание здесь уделяется совершенствованию принципов и методов познания. К методам теоретического уровня относят абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование и другие. Этот класс методов активно используется во всех науках и есть смысл остановиться на нем подробнее.

Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Поэтому исследователь сосредотачивается на том, что его интересует и отвлекается от тех сторон объекта, которые не представляются ему важными. Обязательным предварительным условием процедуры абстрагирования является установления относительной самостоятельности отдельных свойств, сторон и характеристик объекта и последующее их обособление. Метод абстрагирования применяется как в обыденном, так и в научном познании.

Анализ и синтез - это связанные между собой методы познания, обеспечивающие целостное знание объекта. Анализ - это мысленное расчленение объекта на составляющие его части с целью их самостоятельного изучения. Это расчленение осуществляется не произвольно, а в соответствии со структурой объекта. После того, как составляющие объект части изучены по отдельности, необходимо полученное знание свести воедино, восстановить целостность. Это происходит в ходе синтеза - объединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое.

Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Аналогия не произвольная логическая конструкция, а опирается на объективные свойства и отношения предметов. Правило вывода по аналогии формулируется следующим образом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.

Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При этом могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее, закон).

 

57.Социальное предвидение и прогнозирование: возможности и методы.

Социальное прогнозирование - одно из основных направлений конкретных социальных исследований, специальный объект которого составляют перспективы развития конкретных социальных процессов. В широком смысле оно охватывает все процессы, связанные с жизнедеятельностью человеческого общества и включает в себя перспективы развития социальных аспектов: науки и техники, экономики, социальных отношений и т.д. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Опыт прошлых лет и научные достижения современности позволяют осуществлять прогнозирование, т.е. научное предвидение перспектив развития конкретных социальных процессов с особой точностью. Социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений. Одним из первых методов, который стал широко использоваться в прогностике, стал метод экстраполяции. Его суть - построение динамических рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом вплоть до даты учреждения прогноза. При таком подходе осуществляется выбор оптимального вида функций. Большой эффект дает использование формул сложной экстраполяции, выводов теории вероятностей, теории игр и т.д. Очень широко в прогнозировании используется экспертные методы, начиная от аналитических записок и заседаний с целью согласования мнений и выработки обоснованных решений до специальных экспертных оценок, призванных дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов. Широко используется в социальном прогнозировании метод моделирования (оптимизации решений), который связан с поиском альтернатив развития, что дает возможность отобрать оптимальный для данных условий вариант. Задача выбора оптимального варианта долгосрочного перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования системы и иметь простое математическое выражение. Слово «предвидение» обозначает обычно наиболее общее, родовое понятие суждений о будущем, включающее в себя все прочие разновидности таких суждений. Вместе с тем с помощью этого слова подчеркивают, как правило, известную объективность, обоснованность такого рода суждений. Термин предвидение применяется для обозначения, как процесса прогностического исследования, так и полученного итогового знания о будущем. В понятиях, выражающих различные модификации предвидения, указанные два аспекта могут оттеняться с помощью таких терминов, как предсказание и предсказывание, прогноз и прогнозирование. Характеризуя предвидение во временном плане как постижение еще не возникшего, становящегося будущего, следует выделить некоторые весьма своеобразные его разновидности.Одной из них является ретроспективное предвидение, когда прогнозирующее мышление движется от более отдаленного к менее отдаленному или от прошлого к настоящему. Здесь, очевидно, правомерно говорить о предвидении в том случае, если субъект познания условно ставит себя в ситуацию, существовавшую в момент прогноза, и пытается воссоздать постфактум возможные в прошлом пути дальнейшего развития в соответствии с теми реальными возможностями, которые тогда существовали, в соответствии с теми решениями и методами действий, которые потенциально в тех условиях могли быть приняты и притворены в жизнь. Существует научное и ненаучное предвидение. Кроме того следует отличать и эмпирическое предсказание, которое занимает как бы промежуточное положение между научным и ненаучным предвидением. Научным считается такое предвидение, которое представляет собой результат научной теории, полученный в рамках этой теории, опирающийся, прежде всего на фундамент систематического научно-теоретического анализа закономерностей общественного развития и условий их реализации. Эмпирическим называют предвидение, которое основывается на повседневном опыте людей, на фактической или мнимой взаимосвязи и регулярности, которое, однако, не опирается на научную теоретическую основу или оценку опыта, на изучение закономерностей происходящих процессов.

58(конец)

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета. 3. закон отрицания отрицания. Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

 

 

58.Основные принципы диалектического метода познания. Диалектика — форма категориального развития мысли через противоречия. Она способствует стягиванию всех разделений, связей, переходов, противоречий в единую систему категорий. Сократ: диалектика ведёт происхождение от спора, диалога, имеет субъективный характер. Посредством диалектического хода мыслей обнаруживается истина. Объективная диалектика восходит к Гегелю, который указал на противоречия как основной импульс развития духа. Диалектика здесь рассматривается как метод развития, с помощью которого обнаруживаются и разрешаются противоречия. 1. закон единства и борьбы противоположностей; Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий: 1. Антагонистические и неантагонистические. Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие. Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества. 2. Внутренние и внешние. Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением). Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой). 3. Основные и неосновные.Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета. Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. 2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество – 1) свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами. 2) структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов 3) функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. 4) место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

 

11. Сократ – учитель мудрости, родоначальник диалектики и рационалистической этики. Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседни- ка и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего

философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "«я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным

и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей

добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению! Тут можно возразить великому мудрецу: почему же даже среди людей, очень образованных и прекрасно знающих, что такое добро и что такое зло, так много творящих зло, — утонченных проходимцев, воров, лжецов и убийц?!

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал

резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ

ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).

Сократ, по словам Вл. Соловьева, своею благородной смертью исчерпал нравственную силу чисто человеческой мудрости, достиг ее предела Сократ, по Г. Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирно-историческую личность.

Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в форме философской мысли. Из глубины веков споры, размышления, идеи из сокровищницы его сохраненного наследства несут нам образ мудрого Сократа, который, хотя и посмеивался

над глупостью людей, но любил и уважал их.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 50 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав