Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ

Читайте также:
  1. V. Обобщение темы урока.
  2. V. Усвоение нового материала. Биография автора (сообщение ученика).
  3. Y. Проверьте себя. Общение с пациентом
  4. Автономная речь в подростковых группах. Социальные установки, нормы и ценности в подростковом возрасте. Общение и половая идентификация. Первая любовь.
  5. Анализ и обобщение экспериментальной программы
  6. Балансовое обобщение
  7. Балансовый метод отражения информации. Обобщение ресурсов организации (активов), и обязательств организации (пассивов) в бухгалтерском балансе.
  8. Большинство зарубежных и отечественных психологов признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.
  9. Вербальное и невербальное общение.
  10. Вербальное общение медсестры.

Сознание — это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.

Язык и сознание происходят из глубокой древности.

Две основных функции языка:

— служить средством общения;

— служить орудием мышления.

Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.

Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.

Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.

Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудь действий и т. д.

Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык — это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.

С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.

Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.

Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств.

Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.

 

 

43.Человек как предмет философского познания.

Природа человека – предельно широкое понятие, это уникальное в своейпротиворечивости единство материального и духовного, природного исоциального. Человек способен осознать противоречивость своей природы,понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам – миру свободы и мирунеобходимости. Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто неуверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, дажепоступая жестоко, делает это по – человечески. Человечность – этонравственная характеристика человека, она отличается от понятиячеловеческого. Человеческое – это жизнь, данная вместе с её осознанием.Природа человека предполагает осознание противоречия своего существования каксобственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. Ответов навопрос, кто я, может быть множество, но все они сводятся к двум:· Регрессивный путь – возврат к животной жизни, к предкам, к природе,погружение в первичную коллективность.· Прогрессивный путь – путь собственного бытия, на котором человекобретает свою сущность.Взаимодействие биологического и социального – вопрос о природе человека.Существует две позиции по этому вопросу:1. Природа человек биосоциальна. Биологическую природу человекаопределяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду. Причёмна многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияниемогут оказывать социальные факторы. Биологически предопределены у человекавозрастные периоды – детство, взрослость, старость. Но и на ихпродолжительность могут оказать влияние социальные факторы. Так, приразностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из детскогово взрослое состояние. Физические различия, существующие между людьми,определены биологическими различиями (различия между полами, цвет кожи, глаз,строение тела и др.).2. Природа человека всецело социальна. Социальное в человеке – это преждевсего орудийно – производственная деятельность, коллективистские формы жизнис разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная иполитическая деятельность. Человек не может существовать вне других людей ичеловеческих сообществ. Средством общения между людьми выступает язык, онявляется и фундаментальным стимулятором развития у человека мышления. Всовременной жизни умственные способности обеспечивают человеку егоблагополучие, существование и функционирование научных, производственных исоциальных институтов.Как соотносится биологическое и социальное при определении природы и сущностичеловека? Только в единстве. Без биологических предпосылок трудно было бысебе представить появление гомоноидов, но без социальных условий невозможнобыло становление человека.В чём состоит смысл жизни человека? – в решении этого вопроса прежде всегонеобходимо определить самоценность и самоцельность человеческой жизни,которая предстаёт не случайной и не бессмысленной, так как индивид, личностьрассматриваются не сами по себе, но и как часть целого – человеческогообщества. Маркс отмечал, что индивид есть общественное существо. Поэтомувсякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественнойжизни. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, чтона протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей»жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемоеадекватно существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорилМаркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такаянеудовлетворённость, нереализуемость содержат в себе побудительные причинытворческой деятельности, не заключённые в непосредственных её мотивах. Именнопоэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всестороннеразвивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, впрогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл личности иобщества в целом. Совпадение, единство личного и общественного, т. е. мераэтого единства, неодинаковая на разных этапах истории и в разных общественно– экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни.

 

44.Понятие личности в философии.

Личность является

предметом изучения многих наук – философии, социологии, психологии, физиологии.

С философской точки зрения можно так определить её суть. Основу личности

составляет устойчивая система социально – значимых черт, проявляющаяся в

активном участии в общественно – экономической и культурной жизни общества и

оказании определённого влияния на происходящие в обществе и в мире событий. Ещё

одной из проблем в философии является определение факторов, которые влияют на

формирование личности. Однозначно эти факторы определить нельзя – их множество.

Но можно сказать, что наиболее главная роль в формировании личности принадлежит

социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде,

родителям. Воспитание формирует моральные и общественные ценности, образование

– мышление и анализ происходящих событий, социальная среда – мировоззренческие,

профессиональные, нравственные ценности, родители предстают перед ребёнком как

его «первый мир», формируют основу личности. Сознательность выделяется в

качестве важного элемента жизнедеятельности личности. Сознательность – это

сопряжённые со знанием цели бдительность и мудрость. В контексте

активизирования своих способностей основной проблемой человека оказывается его

неспособность достичь определённой концентрации для использования своих

способностей. В качестве препятствий называют: связанное состояние сознания,

рассеянность, внутреннее напряжение, вибрации.

Проблема эволюции человеческой личности решается сквозь призму расширения её

способностей и совершенствования нравственных регулятивов. Первый шаг к

возможной эволюции – в изучении самого себя. Человек должен обрести сознание

внутреннего единства, постоянного Эго. Для собственного саморазвития человек

должен научиться наблюдать за собой, отличая полезные и вредные черты.

Человек должен стремиться приобрести духовные качества внутреннего

самосознания души: доброжелательность, терпимость, сострадание, прощение,

радость, любовь и т. д. В этом заключается решение проблемы сохранения

личностного начала на длительный срок, которая притягивает к себе многих

учёных, философов и валеологов.

Категория «свобода» многогранна. О свободе говорят в её соотношении с

произволом, необходимостью, выбором, волей, отчуждением и ответственностью.

Общее содержание категории «свобода» предполагает индивидуальную свободу,

всеобщее равенство, свободу воли, свободу принятия решений, свободу мысли и

свободу слова. Гегель говорил о том, что свобода – это то же самое, что

закон, определённые законом права. Бертран Рассел истолковывает свободу как

отсутствие препятствий для исполнения наших желаний (неограниченная свобода

превращается в несвободу). Дж. Сорос интерпретирует свободу как функцию

человеческой способности менять своё положение. Понятие «свобода» тесно

связано с понятием «ответственность». Представление об ответственности

связывают с такими феноменами, как репрессивность и наказуемость.

Ответственность отождествляется с необходимостью каждого мыслящего индивида

«держать ответ» за содеянное. Исторически основой формирования чувства

ответственности стало выделение себя из окружающей среды. Ответственность

предполагает знание, которое не имеет свободного существования вне Я. Оно

предельно концентрировано внутри и вокруг нашего Я. Человек оказывается

существом, которое постоянно ищет себя, в каждый момент испытывает и

перепроверяет условия своего существования. И лишь благодаря этой возможности

давать ответ самому себе и другим человек становится «ответственным»

существом. Мерой и исходным пунктом ответственного отношения к себе выступают

другие люди. Довольно распространённой является точка зрения, согласно

которой об ответственности за поступки следует говорить только при наличии

чувства вины. Здесь ответственность истолковывается с оттенком юридического

требования наказания, нести ответственность за содеянное означает искупать

свой проступок. Однако ответственность следует понимать более широко. Чувство

ответственности всегда ориентирует сознание на соотношение мира реального и

мира должного.

 

 

45.Социальная философия как наука об обществе.

Предметом социальной философии выступает глубинный системообразующий фактор, позволяющий обществу как сложной системе не распадаться и сохранять единство.(фактор целостности). Решение этой задачи лежит за пределами социологи как эмпирической науки. Основатель социологии Конт?. Стремился создать некое подобие социальной физики, в основе этой науки должны были лежать статистические эмпирические закономерности; он предложил 3 принципа социологии: натурализм, органицизм и эволюционизм. Натурализм предполагает возможность проведения параллелей между социальными системами и природными объектами
На уровне больших социальных групп проявляет себя отчетливо теоретическая закономерность, однако, на уровне элементов системы возрастает непредсказуемость, связанная со свободным действием и целеполаганием(судьбу армии легче предсказать, чем судьбу отдельного солдата). Органицизм он понимал в классическом аристотелевском ключе: целое всегда превосходит сумму своих частей
В современной науке используетс я термин «хоризм», для обозначения принципа соподчиненности частей целому, действительно, специальная система демонстрирует яркий пример эмерджентности: у системы появляются свойства, которые отстутствуют у??
Английский позитивист Герберт Спенсер предложил взглянуть на общество как на организм. Система политики и права аналогична нервной системе, распределительная система аналогична кровеносной, производство «как поддерживающая система» аналогично системе питания в организме. На основании этой аналогии Спенсер пришел к выводу, о том, что общество как любая биологическая форма эволюционирует в сторону большей разветвленности функций
Для социальной философии важной проблемой является различение общества и государства. Государство – это структура управления, встроенная в общество, но остающееся от него отчужденной. Для государства характерны «вертикальные» связи господства и подчинения. Для общества характерны горизонтальные связи, сотрудничество, соперничество и ордена?? ГОСУДАРСТВО – это основной носитель организующего и регулятивно-контрольного начала. Однако общество должно обладать в свою очередь механизмом контроля над этой структурой. поскольку логика развития властной структуры не совпадает с моральными принципами цементирующими общество. Начиная с Локка и Канта рассматривается как результат делигирования обществом политических полномочий специально возникающей сквозной функциональной социальной силе
Следует различать понятие общества и общности(ассоциации коллективных корпораций можно рассматривать как макроэлементы общество, в то время как индивиды – это микроэлементы). В основе общности лежит солидарность, напротив, общество строится на основе механизма преодоления конфликтов между образующими его группами. Распространяя пифагорейский принцип «у друзей все общее» на глобальное общественное поле Платон совершил теоретическую ошибку. Хомяков, стремясь к тобой, чтобы общество в целом приобрело черты соборности(крупномасштабной общности) явно недооценил наличие в обществе перманентных конфликтов
В марксизме основой общественной жизни считается предметное производство, из которого вытекают все важнейшие социальные отношения(политику, право, мораль, науку, религию аркс считал сферами подчиненными единому закону прироста). Особенностью марксистской схемы является тезис, о том, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму существующих отношений(структура оказывается приоритетнее элемента?). современная социальная философия выявила 2 смысла слова «тенденция». Тенденция в сильном смысле допускает определенную дисперсию, но скрытая за этой тенденцией закономерность объективна и, следовательно, необвиняема?. Так понимал тенденцию Маркс, утверждая что история общества продолжение истории природы, он допускал анализ общественных процессов в ракурсе строгой необходимости(отличие от Конта здесь только терминологическое). В наши дни слово «тенденция» используется в слабом смысле. Здесь предполагается возможность сложной?? факторов, при которой закономерность отступает на задний план или даже отменяется. Любая социальная закономерность должна рассматриваться на фоне действия других закономерностей и случайных по отношению к ситуации факторов(еще Пушкин называл «случай» мощным, внезапным орудием Провидения)
Взаимоотношения индивида с обществом носят диалоговый характер. Индивид вступает в отношение с идеальными структурами, определяющими интеллектуальный фонд чего-то там?? Эти структуры соизмеримы с субъектам, в связи с чем Маркс ввел термин «общественное сознание», отсюда остается один шаг до социоцентризма. При котором общество принимается виде некой социальной субстанции, которая формирует схему мышления входящих в общество индивидов. Маркс точно также как и Конт считал возможным социальная дедукция(выведение индивидуальных характеристик из социальных). В наши дни подобное представление не является господствующим. Значительно большим доверием пользуется персоналистическая что-то?, в которых каждая личность рассматривается как потенциально самозаконная форма, обладающая частичной недоступностью для других личностей. Крупнейший русский философ 20 века Николай Александрович Бердяев проводил различия между индивидом и личностью. Индивид – это системная характеристика, это всегда часть общественного целого. Личность – осознанная и самозаконная, наличие самосознания не позволяет ей стать частью чего-либо
Бердяев формулирует парадокс –«общество - это часть личности»
Социолог Макс Вебер построил теорию социального действия, в основе которого лежит принцип интерсубъективного общения(межсубъектного), в этом общении Вебер видел ось развития всех общественных отношений что-то там?
Социальное действие – это поступок, в основе которого лежит смысл, соотнесенный с действиями других людей(в частности, ожидание от них реакции), такие поступки порождают устойчивые смысловые связи поведения, на основании которых формируется линия общественных связей. Вебер предложил подход альтернативный концепции Маркса. Слабость марксистской схемы в том, что она игнорирует роль ценностей в процессе самоорганизации общества(Маркс выводил ценности из совместного труда, но совместный труд уже предполагает объединение на основе ценностей)
Линию продолжил Т. Парсонс? Он считал важнейшими элементами человеческой деятельности: язык, ценности и символы. Социум для него, это самоорганизующаяся система, несводимая к биологии, но решающая ряд квазибиологических задач. Для выполнения этих задач в обществе возникают подсистемы, у каждой из которых собственная логика. Подсистема экономики выполняет функцию адаптации к окружающему миру, подсистема политики – функцию целеполагания, подсистема права – функцию интеграции, семья, религия, образование и что-то еще создают подсистему, задачей которой является воспроизведение социума.

 

 

46.Общество как социокультурная общность.

Общественные отношения являются содержательным наполнением всех социальныхинститутов, культура же - оформлением этого содержания в процессесозидательной и целенаправленной деятельности людей. Характер организационныхформ культуры приобретает в последнее время особенно большое значение.Неправомерна постановка вопроса, являются ли те или иные институты формамиобщества или культуры, ибо тут они объединяют свои усилия, образуя культурныеспособы опредмечивания общественных отношений. Отношения общества и культурыявляются их взаимной потребностью друг в друге, их всестороннимвзаимодействием. Культура необходима человеческому обществу с первых шаговего существования, поскольку тип организации коллективной жизни незакодирован у человека в генофонде, как у животных. Люди научились создаватьособый тип предметной ревльности - разнообразные объединения, союзы,организации - от родовых, племенных, религиозных до современныхэкономических, политических, правовых, научных, художественных и.т.п.,деятельность которых обеспечивается обретаемыми индивидом прижизненнопредставлениями, убеждениями, знаниями, умениями. Культура как сверхприроднаясила имеет в своей основе сознательные действия, поэтому мера сознательностиесть показатель уровня культуры. Развитие культуры - процесс,детеминированный меняющимся состоянием общественных отношений - государства,правовой системы, школы и.т.д.При единстве технической культуры человечества, его социокультурная жизнь(политическая, юридическая, педагогическая, коммуникативная, художественная)оказывается многоликой для различных общественных групп. Так в культуресредневековой Европы различаются 4 культурных слоя: крестьянский,религиозный, светский, бюргерский. Идеологическое и социально-психологическоерасслоение культуры отражает структуру общества на каждом этапе его развития.Отношения между обществом и культурой представляют собой взаимодействие, вкотором сила каждой стороны может меняться, но обе являются активнымиучастницами исторического процесса. Культура необходима обществу длявосполнения отмершей биологической формы регуляции совместной жизни идеятельности людей, а общество необходимо культуре для обеспечения еёпотребности самоосуществления и развития.

 

 

47.Индивидуальное и общественное сознание.

 

Методология – учение о методе.

Общее: общественное и индивидуальное сознание – это сознание.

Специфика любого человеческого образования определяется функцией этого образования.

Сознание – это то, что помогает осуществлять и достигать целей (это система, которая обслуживает человеческую деятельность).

Деятельность является первичной, а то, что обслуживает ее второстепенным.

Специфика – должен вести совместную деятельность с другими людьми.

Различие: Индивидуальное сознание – это есть проекция общественного сознания.

Общественное сознание – это прожектор, в свете которого мы видим мир по-человечески.

Индивидуальное сознание – это индивидуальная возможность пользоваться этим прожектором.

Общественное сознание больше у современного человека.

Очевидно, что в соотношении общественного и индивидуального сознания для каждого человека первичным является общественное сознание, а индивидуальное сознание человека формируется как проекция общественного сознания на индивидуальную судьбу, индивидуальную жизненную ситуацию.

Не менее очевидно, что фразой «Общественное сознание есть совокупность индивидуальных сознаний» - не корректна.

1. из фразы следует, что первичной является индивидуальное сознание, но в реальности первичным является общественное сознание.

индивидуальное сознание может внести свой вклад в общественное сознание, но может и не внести. Для того чтобы продукт индивидуального творчества закрепился в общественном сознании он должен обладать определенными свойствами. Соответственно общественное сознание не есть простое объединение индивидуальных сознаний. Общественное сознание является сложным образованием, включающим всебя разнообразные взаимодействия друг с другом, взаимосвязанные элементы. Вструктуре общественного сознания выделяют следующие уровни:· Обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание возникает впроцессе повседневной практики людей как эмпирическое отражение внешнейстороны действительности. Теоретическое сознание – отражение её существенныхсвязей и закономерностей, находит своё выражение в науке и других формахсознания.· Общественная психология и идеология. Общественная психология –уровень общественного сознания, формирующийся в процессе повседневнойпрактической деятельности, характеризующий психологический облик и выражающийинтересы различных социальных групп. Идеология – сложное духовноеобразование, включающее в себя определённую теоретическую основу, вытекающиеиз неё программы действий и механизмы распространения идеологическихустановок в массах – создаётся идеологами, социальными мыслителями,политиками.Существуют следующие формы общественного сознания:1) Политическая идеология2) Правосознание3) Мораль4) Религия5) Искусство6) Наука7) Философия.Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовногоосвоения действительности. Они различаются по:· Предмету отражения. Политическое сознание отражает отношения междуклассами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти, религиозноесознание принимает форму зависимости человека от неземных, сверхъестественныхсил.· Формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий,гипотез, теорий, искусство – в форме художественных образов, религия – вформе церковных догматов, мораль – в форме нравственных чувств и норм,ценностей, идеалов.· Особенностям своего развития. В науке осуществляется прогресспознания, в искусстве главным является понимание эстетических критериев.· Выполняемым социальным функциям – практические различия. Наука имеетпознавательную и практическую функции, искусство – познавательную,идеологическую (воспитательную) и эстетическую функции.Все формы по выполняемым ими социальным функциям делятся на 2 вида:· 1 вид – политическое сознание, право и мораль, которые связаны срегулированием человеческих отношений -–выступают как формы духовно –практического освоения социальной действительности.· 2 вид – наука, искусство, философия, которые представляют собойформы духовного и духовно – практического освоения действительности.· Промежуточное место занимает религия, так как предстаёт и как формамировоззрения, и как регулятор общественных отношений.Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникаютдруг в друга и влияют друг на друга.

 

48.Аксиология. Проблема ценности в философии.

Аксиология (от греч. аксис – ценность) – учение о ценностях. Ее предметом является ценностное отношение человека к миру. Вопросы: что собой представляет и как формируется система человеческих ценностей, в чем заключается смысл таких феноменов как добро, благо, справедливость, красота и сопряженных с ними, какие ценностные системы и по каким критериям выступают как предпочтительные.

Ценности – это система регуляции человеческого поведения в условиях его свободы.

Свобода инструментальная ценность.

Конечная цель выступает для человека как ценность, высшая ценность, которую стремится реализовать человек. Но, соответственно, для человека приобретает ценность и все то, что способствует достижению конечной цели, способствует реализации высшей ценности. Так обнаруживают себя т.к. инструментальные ценности, т.е. ценности служебные, ценимые человеком в той мере, в какой они способствуют реализации высшей ценности.

Таким образом ценности указывают человеку как жить, если есть свобода.

 

 

49.Специфика нравственного сознания. Проблема добра и зла в философии.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель. Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения. В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела жесткий характер. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами. Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества. Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются.

В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас прежде всего следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин - этика. Этика (греч., от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин "этика" был введен Аристотелем.

Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени. В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценка. Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества. Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.

Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отношения человека ко всем социальным явлениям. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности.

Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества. Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного общества нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи.

Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности субъективного характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того в праве отражаются интересы определенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания.

Следует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

 

50.Отношение к жизни, смерти и к бессмертию в духовном опыте человечества.

Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в «снятом» виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т.д.). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для которой характерно наличие процессов обмена веществ с окружающей средой. В ходе этих процессов организм получает извне вещества, снабжающие его энергией и служащие строительным материалом, обеспечивающим его рост, развитие и размножение. Т.е. жизнь можно определить и так: это особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации.

Представления о жизни в философии складывались в рамках гилозоизма, витализма, креационизма, телеологизма и организмизма.

Гилозоизм признает «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях. Витализм, восходящий к учению об энтелехии Аристотеля, пытался объяснить процессы жизни действием нематериальной «жизненной силы», помещенной в косную материю (нем. биолог Дриш). К этому течению относится и философия Бергсона, рассматривающая жизнь в качестве космической силы – «жизненного порыва», основы непрерывного творчества новых жизненных форм.

С позиций креационизма выступали Линней (признавал одноактное творение организмов богом) и Кювье (признавал повторяющиеся акты творения все более совершенных форм жизни после уничтожения предыдущих в результате “катаклизмов”).

Организмические теории связаны с пониманием жизни как органической целостности, где невозможно существование частей вне целого.

В одной из разновидностей организмизма «холизме» – «философии целостности» (Смэтс) – жизнь рассматривается как процесс творческой эволюции, в ходе которой возникают целостности различного уровня, носителем которых является поле. Целое, синтезирующее в себе объективное и субъективное, носит мистический характер. Высшей формой целостности является личность. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположность духа и материи и постигаемая интуитивно.

Теория эмерджентной эволюции (Александер, Морган) – один из вариантов телеологизма в понимании живого. Все живое рассматривается как результат качественных изменений (эмерджентов), происходящих в результате действия идеальной силы – «низуса», цель которого заключается в стремлении к высшему, к божеству. Концепция Тейяра де Шардена рассматривает жизнь как эволюционный процесс, охватывающий «преджизнь» (литосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). Духовное начало – источник целостности – имманентно всему существующему и является движущей силой эволюции. К концепциям, свойственным метафизическому материализму, относятся гипотеза Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи.

В совр. философии наблюдается тенденция перехода от интерпретации жизни как космического явления к ее «оповседневниванию». В работах Гуссерля понятие жизни оценивается как схематизация той первичной очевидности, которая выражается в понятии «жизненного мира», мира в его значимости для отдельного человека.

Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа. С т. зр. диалектического материализма С.— необходимый и существенный момент жизни. Для человека С. выступает не только в качестве природного феномена, но и как явление социальное и нравственное, включенное в сложный контекст общественных отношений.

Полное преодоление обреченности перед лицом С. возможно лишь на основе подлинно гуманистического диалектико-материалист. мировоззрения, к-рое исходит не только из неповторимости человеческой жизни и личности, их самостоятельной ценности, но и из сознания дальнейшей независимости от воли людей совершенных ими поступков, выводящих за физиологические пределы жизни человека.

В христианской религии вера в бессмертие чел. души в опр. мере освобождает человека от страха физической С., замещая его страхом перед карой за совершенные при жизни грехи.

Вопрос о смысле жизни возникает у людей, не склонных обременять себя философскими размышлениями, чаще всего лишь в связи с жизненными невзгодами. Счастливые о смысле своей жизни обычно не думают. Бесконечная череда мелких будничных дел и забот, безостановочная погоня за преходящими жизненными благами угнетают личность, приводят его к мысли о бесцельности жизни. Решение вопроса о смысле жизни, с одной стороны, состоит в том, чтобы выбрать цель жизни и суметь посвятить себя ей. При этом смысл жизни индивидуален, каждый сам должен искать для себя смысл своей жизни. Суть такого поиска – в том, чтобы сделать жизнь осмысленной. Индивидуальная жизнь получает смысл как частица общей, совместной жизни людей. Именно благодаря заботам людей друг о друге жизнь чел. рода не прекращается, хотя смертельный удел постигает каждого.

Сознание того, что смерть есть одинаковый удел всех людей, независимо от их отношения к жизни, не обессмысливает человеческое существование, а лишь подчеркивает общность наших конечных судеб, сближает и объединяет всех нас, способствует взаимопониманию, развитию чувств сострадания, сочувствия, солидарности.

 

 

51.Философия истории: проблема исторического бытия и смысла истории.

1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленно­сти (например, иррационалисты);

• те, кто видит определенную логику в истории, считая исто­рию целенаправленным, закономерным процессом, — к дан­ной категории относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распро­странены, обоснованы, популярны):

• формационный подход;

• цивилизационный подход;

• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.

2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.

Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де - общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация яв­ляется более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, поли­тические, общественные институты. К переходу от одной обще­ственно-экономической формации к другой приводят измене­ния в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершен­ствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем про­изводительных сил и устаревшими производственными отноше­ниями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производствен­ные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению по­литической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возника­ет новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций:

• первобытнообщинная;

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".

Первобытнообщинная формация характеризуется:

• примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);

• отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда;

• равенством и личной свободой;

• отсутствием оторванной от общества принудительной пуб­личной власти;

• слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

"Азиатский способ производства" был распространен в древ­них обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), распо­ложенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производ­ства включал в себя:

• ирригационное земледелие как основу экономики;

• отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

• государственную собственность на землю и средства произ­водства;

• массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

• наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая об­щественно-экономическая формация:

• возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" — рабов;

• социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

• государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая формация основы­валась на:

• крупной земельной собственности особого класса землевла­дельцев — феодалов;

• труде свободных, но зависимых экономически (редко — по­литически) от феодалов крестьян;

• особых производственных отношений в свободных ремес­ленных центрах — городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

• основную роль в экономике начинает играть промышленность;

• усложняются средства производства — механизация, объеди­нение труда;

• промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

• основной объем труда выполняют свободные наемные рабо­чие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

• отсутствием частной собственности на средства производства;

• государственной (общественной) собственностью на средства производства;

• трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

• справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

• высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистиче­ских странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объек­тивного процесса, глубокая разработка экономических механиз­мов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, ото­рванность от специфики общества, линейность, неполное под­тверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабо­владельческой, капиталистической формации, нарушение ли­нейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации). 3. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).

Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объ­единенных духовными традициями, сходным образом жизни, гео­графическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в раз­личных уголках Земли.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

• шумерская;

• вавилонская;

• минойская;

• эллинская (греческая);

• китайская;

• индусская;

• исламская;

• христианская;

• некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих

внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное геогра­фическое положение, отставание от других цивилизаций, во­енная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей).

Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большин­ство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию мень­шинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно лю­дям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезно­вением цивилизации.

4. Культурологический подход был предложен немецким фило­софом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936).

Центральное понятие данного подхода — культура.

Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкну­тая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.

Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значе­ния, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

• индийская;

• китайская;

• вавилонская;

• египетская;

• античная;

• арабская;

• русская;

• западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Ев­ропе в первой половине XX в.

5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологиче­ского, существуют и иные философские подходы, рассматриваю­щие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком са­мого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправлен­ный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;

• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и

свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка";

все остальные служат ей и зависят от нее;

• германский — осознают себя и свободны все.

Позитивистский подход в несколько измененном виде полу­чил в настоящее время широкое распространение.

Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:

• традиционную;

• доиндустриальную;

• индустриальную.

На базе данной классификации получила широкое распро­странение среди современных западных философов точка зре­ния о том, что человечество в своем историческом развитии про­шло стадии:

• традиционного;

• доиндустриального (аграрного);

• индустриального;

• постиндустриального общества.

 

 

52.Многовариантность и открытость исторического процесса. Исторические альтернативы.

Историческая альтернатива.
Закон неравномерности общественного развития разных народов.
Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой, «входят» в последующую стадию в разное время и в различных условиях.
Исторический опыт свидетельствует о том, что в определённых условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива. Однако многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.
Синергетика (от
греческого слова «синергетикос» - «совместное действие», «сотрудничество») – физико-математическая теория диссипативных систем, т.е. систем открытых, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих своё существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией (диссипация – от лат. dissipare - рассеивать).
Илья Пригожин (Бельгия).
Труды: «Порядок из хаоса» (1977).
Идея: Общество есть нелинейная система (как и другие сложные диссипативные системы):
1) Нелинейность – отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Малые по своим масштабам события могут породить грандиозные последствия (в фантастическом рассказе Брэдбери герой, отправившийся в прошлое, случайно губит бабочку, и это меняет ход истории его страны «эффект бабочки») => иглоукалывание, массаж.
2) Будущее неоднозначно определяется настоящим. Разветвление процесса на несколько возможных траекторий - бифуркация.Точка бифуркации – это точка ветвления, развилка (
англ. fork - вилка). «Эффект бабочки» способен превратить мелкое уличное происшествие в толчок, переводящий стрелку исторического процесса на новый путь.

 

53.Формационный и цивилизационный подходы к истории.

Формационный метод был разработан марксистами,он составляет основу материалистического понимания общества.Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся ифункционирующая на основе господствующего способа производства по своимзаконам.Законы: общие и специфические.Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющейроли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон обопределяющей роли способа производства в общественном развитии).Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях(закон пропорционального развития народного хозяйства).Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая формация имеетбазис и надстройку.Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологическихотношений.Основными категориями формационного подхода является способ производства,класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степениабстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества иформационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным икультурологическим.Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим.Формации отличаются друг от друга способом производства, который, в своюочередь, изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередьизменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторыхположениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогутразвиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Цивилизационный подход. Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями,которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций,соц. групп и т. д.Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или нанее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеетсвою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизациивзаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности,заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить илиобеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощьютермина культурный ареал.Функции цивилизаций:1. реализация единства духовной жизни крупной общности в историческойпреемственности и на определенной территории.2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.Специфичность цивилизации придает духовный фактор.Отличие формации и цивилизации:· для цивилизации характерна преемственность и передача культурычерез механизм традиций.· формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализуетсобственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико-экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности,этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурногогеографического ареала и т.д.Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни икультуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е.базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств.Возникновение цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны соспособностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватныйответ на вызов истории.Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику итехнику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подходасчитается Макс Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”.Цивилизационный подход очень многое объясняет в человеческой истории.Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы перваяазиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и началапреобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и Востока.

 

 

54.Философия культуры. Культура и цивилизация.

Культуру нередко определяют как систему надбиологических программ социального действия. Система, в которой возможно не только трансляции программ, но и в ряде случаев их перепрограммирования. Культура не передается генетически, а обретается в ходе обучения и воспитания. Термин «культура» обязан своим происхождением сельскохозяйственной практике; он связан с культивацией, как возделыванием почвы. Термин «cultura animi» («возделывание души») почти одновременно употребили Цицерон и Гораций. Смысл этой метафоры в усовершенствовании нравов и развитии талантов. Аксиологические определения культуры видят в ней миф воплощенных ценностей и труд по их разумному освоению(культура – это культ разумения) речь идет о взращивании в самом себе внутреннего человека о внесении человеческого содержания в человеческое существования. Кант определял культуру как победу воли над деспотизмом желания. Латинский термин культура в этом смысле соотносится с греческим термином «аскеза» - упражнения в добродетели. Понимание хода истории проясняется при установлении 2-х видов анализов. Историю можно рассматривать в ракурсе цивилизации и в аспекте культуры. Цивилизация предстает как мера социального. Культура напротив как мера личностного или индивидуального. Цивилизация связана с укрепления человеком своих позиций своего определения. Она выражается в поступательном движении материально-технического базиса. Но создавая технологическое пространство цивилизация задает принципы которым надлежит следовать. Поэтому цивилизация противоположна варварству и включает в себя не только транспорт, средства связи, промышленность, но также товарно-денежные и юридические отношения. Особую роль в развитии цивилизации играют города. Процесс урбанизации насчитывает порядка 7-7,5 тысяч лет
Что-то там развитием смыслового поля. По определению Гуссерля история есть «живое движение соединения и включения друг в друга изначального смыслообразования и смыслоотложения». В этой трактовке история есть история культуры. Правовая регуляция и социальная структура выступают продуктом как цивилизационого движения так и культурного усилия. Цивилизация представляет собой «развертку» культуры в том смысле, что в ее основе лежит стремление человека реализовать себя во всей возможной полноте и превзойти природу. Вопреки марксизму культура не является фактором производной развитие цивилизации, однако, она нуждается в цивилизационной защите. Однако цивилизация, лишенная хрупкого пояса, защищающего ее ценности, обречена на гибель
Русский социолог Питирим Сорокин считал, что культура есть интегральное единство, пронизывающее жизнь от бытового уровня до высокого искусства и даже языка науки. Он выделил 3 типа культурных суперсистем: 1) идеационная культура, в которой преобладают культурные ценности(древний Египет или культура Византии, 2) чувственная, где преобладает осязаемое и зримое, упор делается на материальные ценности(пример древний Рим период Гиппократа?), 3) эклектическая культура, соединяющая элементы первых двух типов(Европа 19 века). Сорокин полагал, что будущее человечества зависит от возможностей возникновения новой идеалистической культуры, в которой творческий альтруизм будет совмещаться с самоутверждение деятельности??(если эгоизм определяется как все для себя даже в ущерб другим, то его противоположность альтруизм – все других даже в ущерб себе
Развитие цивилизации и развитие культуры имеют различные векторы? И нередко не совпадают. Проблемой нашей эпохи являются очевидный культурный регресс при цивилизационном что-то? вебер считал, что техническая цивилизация навязывает человеку целеориентированый стиль поведения, при котором достижение результата становится более важным, чем следование гуманистическим ценностям
Исподволь подрывается основное положение этики: цель не оправдывает средство(этику часто называют душой культуры)
В начале 20 века культуролог Освальд Штендлер предложил теорию локальных культур. Он отрицал единство истории и полагал, что самозамкнутые культуры проходит стадии, похожие на стаи развития растения: рождение, созревание, упадок, смерть(знаменитая органическая аналогия Штендлера). Культура рождается из первичного чувства жизни, которое постепенно ослабевает и замещается стремлением к комфорту, культура грубеет и вырождается в цивилизацию, которую он называет судьбой культуры(очень распространенное) или даже ее смертью. Новоевропейскую культуру он называл фаустовским и предрекал ей скорый закат
Английский историк Анри Тойнби? В работе постижение истории использует термин локальная цивилизация, сперва он выделил одну единицу, потом увеличил до 13, причем углубленное исследование привело его к отказу от взгляда на россию на отдельную цивилизацию. Локальные цивилизации «смертны», предвестием их конца выступает надлом, сущность надлома в разрыве между основной массой населения и творческим меньшинством, которому это население подражает. Надлом не означает смерть цивилизация может обрести второе дыхание
Карл Поппер ввел термин «историцизм» для обозначения концепции, опирающейся на представление о железных и неумолимых законах истории. В этот ряд он уместил концепции Маркса и Штендлера, считая что они не совместимы со стремлением человека самому определять смысл истории.

 

55.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит мир на две части:

— на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе);

— на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе).

Субъект познания — глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все социальное целое.

Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 74 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.068 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав