Читайте также:
|
|
Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя существует в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве. Признание материального единства мира является исходным принципом философского материализма в противоположность всем идеалистическим концепциям, в которых в качестве субстанции всех явлений в мире принимается божественная воля, дух, энергия (энергетизм).
Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех состояниях сохраняются. Эту основу вещей они назвали первоматерией. Одни полагали, что все состоит из жидкой материи, другие – из огненной материи, третьи – из воды, огня, земли и воздуха. На этой основе возникли первые теории о происхождении Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении вещества.
Еще в 5в. до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В 17-18вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте.
В конце 19в. атомистическая концепция строения материи перешла границы своего механистического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных частиц – ядер, электронов. Затем возникло представление об электрической природе материи. Наступил век электричества. Новые события в науке взывали к глубоким изменениям в самом способе мышления людей. Теория относительности А. Эйнштейна показала ограниченность классической механики. Начался процесс ломки старых, привычных представлений.
Материя
Категория материи является фундаментальным философским понятием. Диалектико-материалистическое определение этого понятия было дано В.И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
В этом определении выделено два основных признака: во-первых, материя существует независимо от сознания, во-вторых, она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая – признание принципиальной познаваемости материального мира. Т.о., определение материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. И поэтому оно сразу позволяет провести границу между материей как философской категории и естественно-научными знаниями о материи.
Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо конкрнетных ее характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Например, многие материалисты 18-19вв., и философы, и естествоиспытатели, определяли материю как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно другое определение материи.
Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи.
Несостоятельны также попытки определить материю, рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных «первокирпичиков» мироздания. Здесь заранее предполагается, что такие «первокирпичики» вечны, неизменны и не возникают ни из каких других объектов.
Т.о., остается только один способ определить материю – выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком является свойство «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость.
Метафизические концепции материи становятся особенно опасными для науки при объяснении новых явлений, т.к. могут привести ее к кризисам. Например, 19-20 вв. – время революции в естествознании, связанная с коренной ломкой прежних представлений о строении материи, открытие делимости атома, гипотеза Ч. Дарвина. В тоо время материя понималась как нечто телесное, состоящее из атомов, далее неделимых кирпичиков мироздания, которые обладают свойствами: масса, инертность, т.д. Т.е. материя сводится к единственному виду – веществу, неизменной субстанции, которая не развивается, в ней нет внутреннего взаимодействия. Новые открытия привели к истолкованию делимости атома как исчезновение материи. Ленин же подчеркивал, что делимость атома с этих позиций означала не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие ее новых видов.
Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение для общественных наук. Оно является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и общественное развитие сложной материальной системы – человеческого общества. Включение сознания в ткань истории общества не противоресит рассмотрению самого общества как целостного материального объекта. Сознание возникает как продукт эволюции материи в неразрывной связи со становлением практики и общественных отношений.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |