Читайте также:
|
|
КЛАССИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИИ ИСТИНЫ принадлежит АРИСТОТЕЛЮ. Он определяет истину - это соответствие знаний и действительности. И стина понималась Аристотелем как такое знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. КАНТ же выявил проблемы в этом определении Кант обратил внимание на противоречивость определения Аристотеля, отметив, что признаками являются необходимость и всеобщность, но сама истина – субъективна. Начиная с Аристотеля, истина - законченный процесс, но сам процесс осознания продолжается (т.к это процесс).
Центральными понятиями классической концепции истины являются: «соответствие» и «действительность».Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально знаковой форме. Понятие «действительность» трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует. В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие: а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания; б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью; в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью; г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания.
В процессе исторического развития философии классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем, в результате осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты подверглись критическому анализу и переосмыслению. К числу этих проблем необходимо отнести следующие вопросы и гносеологические затруднения:
а) вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации;
б) проблему характера соответствия знания действительности;
в) парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о критерии истины;
г) проблему логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины.
Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в ее первоначальной «наивной» форме и стимулировали развитие теории познания в двух направлениях. В рамках одного из направлений была обоснована диалектико-материалистическая концепция истины:
КАНТ (поправки в понимании истины): Истина - противоречива, не может останавливаться. Познание- есть процесс. ГЕГЕЛЬ: процесс познания истины- единство абсолютной и относительной истины. «Относительна истина» - неполное знание, кот. дополняется. Они сменяют друг друга и стремятся к истине абсолютной. «Абсолютная истина»- такое знание, кот. не может быть изменено в ходе дальнейшего познания (вечные истины, математические истины)
19 ВЕК: классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем, в результате осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты подверглись критическому анализу и переосмыслению. К числу этих проблем необходимо отнести следующие вопросы и гносеологические затруднения:
а) вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации;
б) проблему характера соответствия знания действительности;
в) парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о критерии истины;
г) проблему логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины.
Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в ее первоначальной «наивной» форме и
сформировались 2 направления истины:
1) На основе марксисткой концепции: Истина - исторически конкретна и предметна. Истина абсолютная - истина относительная, а истина относительная- абсолютная.
Критерий соответствующий знанию и действительности является практика.
1а) Концепция ТАРСКОГО: язык конкретный и метаязык. Появляются логические противоречия в классической концепции истины. Для того, чтобы противоречия устранить, нужно найти «язык». Метаязык - язык конкретной науки. (т.е. Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка науки на объектный язык и метаязык. Причем, согласно Тарскому, употребление понятий «истинно» и «ложно» в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка.)
2) Когерентная (лат. «связь». Представитель КОРНАК. Истина- свойство согласованностей и нелогического объяснения).
Прагматическая (Представитель: ПОН КАРЕ. Истина- продукт соглашения научного развития)
Конвенционалистская – «дело-действие». Представители: ПИРС, ДЖЕЙМС, БРИДЖМЕН. Истина - полезность знания.
Ввиду этого мы можем задать вопрос о критерии истинного знания: 1) логическая непротиворечивость 2) объективность 3) рациональное доказательство 4) эмпирическая проверка знаний 5) практика.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |