Читайте также:
|
|
Общество - система связей и отношений, кот. человек создает своей деятельностью вместе с др.людьми, а также всеобщие законы, источники и движущие силы развития общества. (еще Гегель говорил,что мир нужно рассматиравть как систему= системный подход)
Основные х-ки источников саморазвития: труд (рабочая сила, средства труда, предметы труда).
Характеристики труда:
· Социальный характер. Труд - диалектическое единство материального и идеального.
· природный процесс
· единство матер. и идеального
Противоречия в сфере матер.-экономич. – между природой и обществом, между собственностью и распределением и т.д.
Противоречия соц.сфере – противоречия между классами, соц. группами, между нациями.
Протеворечивость дух. сферы: между идеологиями, в системе нравственных отношений.
3 версии возникновения противоречий (источники):
- теория социального противоречия (Гоббс, Гегель, Маркс) – анализируются виды противоречий, динамика развития противоречий (диалектический подход);
- концепция солидаризма (Огюст Конт, Спенсер, Дюркгейм, Парсонс) – конфликты и противоречия, возникающие в обществе – это не норма, а отклонение. Это тормозит процесс прогресса. Гарант развития общества – сплоченность.
- теория конфликта (Дарендорф, Барк) – конфликт – это более узкое понятие чем противоречие, это временный социальный феномен и он должен впоследствие способствовать развитию инноваций.
Движущие силы – деятельность субъектов истории, которая приводит к социальным изменениям и определяет социальное развитие. они изменяют ситуацию в обществе, но могут быть ведомы либо бессознательными внутренними мотивами, либо могут становится объектом манипуляции, либо осуществляют действия сознательно.
3 подхода к роли и значении масс в истории общества:
- Маркс (признал народные массы в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Именно народ творит историю. Сформулирован закон возрастания роли народных масс в истории. Аргументом в пользу признания народных масс субъектом истории: 1)выступает главной производительной силой, создающей все материальные блага, необходимые для существования общества, 2) является реальной социально-политической силой, преобразующей общество 3) создает народную духовную культуру, способствующую преемственности в развитии общества. Роль великой личности проявляется тогда,когда говорят о собственных инетересах и целях, а народ нужен для реализации этих целей.
- концепция элитаризма – к.19 в. – распространение в 20 в. Парето, Г. Моска и немецкий политический философ Р. Михельс (общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. образование элиты- естесственный процесс, так как общество не может существовать без организации, а элита обеспечивает эту организацию, будучи сама структурированным меньшинством, которому масса вверяет свою судьбу. различные виды элит: полит., эконом., военные, культурные, церковные. два главных типа элит, – «львов» и «лис». Для элиты «львов» характерен консерватизм и использование силовых методов управления, «лисы» же – мастера политических комбинаций и интриг, целью которых является достижение соглашения, консенсуса между противоборствующими силами).
- анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории, и являлось предметом обсуждения еще в Древней Греции (охлократия как власть толпы). Целенаправленное изучение этого феномена началось в XIX и было продолжено в XIX - ХХ веках в работах Г. Тарда, Г. Лебона, Ф. Ницше, З. Фрейда, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Канетти и других мыслителей, отмечавших такие особенности толпы как восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, возникновение стадного инстинкта, бездумное следование за лидерами и т.д. Очевидно, что рассматривать толпу (массу) в качестве субъекта истории также неправомерно.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 89 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |