Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Понятие культуры и основные направления ее философского анализа. Структура культуры.

Читайте также:
  1. A. підприємство - це відокремлена економічна структура, яка займається виробництвом та реалізацією певних товарів та послуг з метою отримання доходу; Верно
  2. I. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивная структура языка на фонемном уровне.
  3. I. Основные богословские положения
  4. I. ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТА. ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ.
  5. I. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
  6. I. Понятие социального института.
  7. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  8. I. Пражский структурализм.
  9. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  10. II Основные источники загрязнений гидросферы.

Термин культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, почитание) издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа (1632 –1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, или естественному состоянию человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохраняется за понятием «культура» до настоящего времени.

Феномены культуры, пронизывающие все сферы социального бытия, изучались и изучаются множеством наук (археологией, историей, этнографией, антропологией, лингвистикой, семиотикой и др.). Каждая из этих дисциплин формирует представление о культуре как предмете собственного исследования, поэтому «образ культуры» в различных науках выглядит своеобразно. В современной литературе встречается более 250 определений культуры, фиксирующих её различные аспекты, черты, проявления.

Осмысление проблем культуры и её универсалий в современной философии культуры развивается по разным направлениям, рассматривающим культуру как способ человеческой деятельности, как «семиотическую Вселенную», игру, ценностный комплек (деятельностный, аксеологический, социологический, антропологический, семиотический, структуралистский, психофизические подходы и т.п)

«ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД» КУЛ-РА ВЫСТУПАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ ЧЕЛ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «КУЛЬТУРА» Степин: «Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение соц. Жизни во всех ее проявлениях. Культура хранит, накапливает соц. Опыт, транслирует его из поколения в поколение, генерирует новые программы деятельности».

Деятельностный подход тяготеет к технологической трактовке культуры, тк культура здесь выступает как своего род «технология» человеческой деятельности.

«СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД» (знаковый). Кассирер, Эко. Культура определяется через сущностную характеристику- как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через социокод. В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты чел мира, преобретающ. функцию знаков (язы, техника, предметы быта, произведения ис-ва и т.п)

«АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД». Лакан,Даррида, Фуко, Барт). Трактуют культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, кот являются итогом всего многообразия деятельности чел-ка.

МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ: натуралистическая (сформир. В эп Просвещения. Рассматривала культуру как звено природной эволюции, видела в ней продолжение природы.). классическая (19 в человек- субъект кул-р- он провозглашается освобожденным от религиозной и природной зависимости. ТРАКТОВКА КУЛ-РЫ КАК ЧИСТО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Кант- мораль, Шиллер- эстетика, Гегель- философское сознание. Неклассическа я (20в. Культурная реальность- объект переживания, а не рационального осмысления: пессимизм, абсурдность бытия и т.д ). Постмодернистская модель

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ:

1) ВИДЫ- социологический подход

2) Типы- историко-генетический анализ

3) Уровни- гносеология

4) Основания

5) Институты

6) Формы- в разных подхода. (факт, проблема, гипотеза, теория)

7) Субъект

8) Продукт

9) Механизмы динамики(движущие силы)

Форма духовной культуры: деятельноть, сознание, отношение + институты (мораль искл- нет институтов) политика / политическое сознание; религия/ религиозное сознание; иск-во / эстетическое сознание; мораль / нравственное сознание

УРОВНИ:1) обыденный= складывается стихийно,является результатом процесса социализации), 2) специалиированный = высший уровень, институализированный.

ВИДЫ: материальная и духовная культура.

ТИПЫ: элитарная массовая, этническая, национальная, региональная, субрегиональная, локальная, маргинальная.

Типы выделяютсяпо различным основаниям.

ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ:

1)материальная

2)духовная

3) художественная

4) физическая

В основном рассматривается только духовное основание.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъетивной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

СОСТОВ ДУХ.КУЛЬТУРЫ:

1. Религиозная культура (религиозные учения, традиционннын конфессии, современные культы,учения)

2. Нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение)

3. Правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система)

4. Полит. культура (традиционный полит режим., идеология)

5. Педагогическая культур и тп.

 

К понятию дух культуры относятся и материальные объекты,включающие в себя мир духовной культуры.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав