Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Что такое диалектика и какова ее структура?

Читайте также:
  1. C) диалектика
  2. Античная филисофия: истоки и общая характеристика.Диалектика материи и идеи-основная проблема античной философию
  3. Билет ..Какова структура философского знания?
  4. Билет 19. Принцип ситемности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа в медицинском познании.
  5. Билет 20. Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
  6. Билет 30 Идея развития в философии. Законы диалектики Диалектика как концепция развития. Основные идеи современной синергетики
  7. Бытие человека как центральная проблема философии. Диалектика природного и социального в человеке.
  8. В экономике существует такое понятие как чистая производительность капитала, которое связано с такими понятиями как доходность капиталовложений и спрос на капитал.
  9. Введение. Что такое анестезиология и анестезия.
  10. Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.

Философское осмысление мира всегда связано с вопросом: «Постоянен он в свой основе или находится в процессе изменения?» Долгое время считалось, что космос, растения, животные, люди неизменны. Поэтому представ­ления об изменчивости мира когда-то стали большим открытием. Одним из первооткрывателей был древнегреческий философ Гераклит. Он отрицал существование чего-либо вечного неизменного. Ему все представлялось безостановочно движущимся и текущим: все течет, все меняется, нельзя войти дважды в одну и ту же реку и т.д. Но, по Гераклиту, это движение не поступательное, а круговое, в нем одно занимает последовательно место другого, и ничего принципиально нового не возникает. Получалось, что в мире все подвержено циклическим возрастным изменениям. В процессе накопления фактов, постепенно в общественной мысли начала формироваться и идея о направленных, необратимых существенных изменениях, которая нашла свое закрепление в понятии «развитие». Наиболее полно эта идея развития нашла отражение в учение немецкого философа Гегеля, согласно которому подлинным развитием обладает лишь абсолютная идея. Маркс и Энгельс, опираясь на учение Гегеля, подошли к проблеме развития с дру­гих позиций, материалистических. Согласно их взглядам развитие присуще самой природе, обществу и человеку.

Эти идеи об изменчивости, связи и развитии приведенные в систему и составляют сущность диалектики. Таким образом, можно дать следующее определение диалектики: диалектика есть учение о всеобщей связи и развитии.

Как учение, диалектика включает в себя принципы, законы, категории.

Что такое принципы? Это основные, исходные положения какого-либо учения. К основным принципам диалектики обычно относят принцип всеобщей связи и принцип развития.

Эти принципы позволяют отразить только самую общую картину мира. Если мы начнем конкретизировать, неизбежно станут вопросы, которые в формулировке принципов не раскрываются.

Почему происходит развитие? Как идет развитие? Какова направленность развития? Решение этих вопросов требует разработки целой системы законов. Закон – это устойчивые, повторяющиеся необходимые связи и отношения между предметами и явлениями мира. К законам диалектики относятся закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Кроме законов в диалектике используются и категории.

Категории – это наиболее общие понятия. К основным категориям диалектики относят следующие: единичное – особенное - общее, причина - следствие, возможность - действительность, сущность - явление, форма - содержание, необходимость - случайность, целое - часть, система – элемент - структура.

  1. Научная теория познания.

 

братимся к проблеме субъекта и объекта познания, которая является одной из основных для классической гносеологии. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.

Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

Субъектом познания могут быть:

— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями;

— группа (коллектив)

— общество в целом.

Общество считается универсальным (трансцендентальным — по Канту) субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. В настоящее время нет возможности представить познание вне общества. Поэтому, с одной стороны — познание каждого человека обусловлено состоянием общечеловеческой культуры, а с другой стороны, общество, как субъект, реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Особую роль в познании играет язык.

Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.

Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот. Один человек, являясь субъектом познания, в то же время может служить объектом познания для другого человека. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свои ощущения, чувства, мысли. поведение.

Порой грани между субъектом и объектом трудноуловимы или отсутствуют вовсе. Человек — изучает мир, являясь его частью. Учитель учит ученика, но в процессе обучения они оба являются субъектами. В квантовой механике доказана особая роль прибора и наблюдателя в познании микрообъектов, то есть объект зависит от условий познания, а условия познания являются частью объекта.

Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается еще и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности.

(Пока элементарные частицы не были известны человеку — они не могли быть объектом. До XV не выделялись в качестве объекта человеческие переживания, эоции — поэтому не было психологии и жанра романа в литературе.)

 

  1. Проблема истины в философии.

Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость. смысл жизни.

Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени. В силу подобных коллизий в истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины.

1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть». Демонстрацией подобного подхода к истине может служить начало платоновской «Притчи о пещере». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается (алетейя — несокрытость) человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях. в произедениях искусства. Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины.

2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.

3. Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

4. Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.

5. Конвенциональная (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.

Истина одновременно:

субъективна и объективна (этот человек порядочный);

абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);

относительна и абсолютна (пример с атомом).

 

Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь — намеренное искажение верного.

В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера, уверенность, убеждение. В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним. Поэтому познавательные отношения — это не отношения безличности и безразличия, а отношения заинтересованности. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры.

По сути дела вера — отправная точка всякого познания и его цель. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В процессе познания человек всегда становится перед выбором — между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности — для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств.

И если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.

Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия.

Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог.

Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».

Интерпретация — вариант изложения понимания. Художественная литература предоставляет нам возможность филологической интерпретации.

Соотношение: Знание — понимание — интерпретация. Знание — все знают это стихотворение. Понимание — каждый по-своему. И в результате понимания дают свою интерпретацию.

Но интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.

 

  1. Предмет, структура, функции социальной философии. Основной вопрос социальной философии (понятия общественного бытия и общественного сознания).

Философия имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. Но и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

 

Основной вопрос философии

- вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм

Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

 

В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание "активно" отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.

 

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ -Под О. б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве — классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства.

 

  1. Идеалистическое понимание истории и общества: основные положения, причины и аргументация.

 

Идеалистическое понимание истории — мировоззрение, которое в противоположность материалистическому пониманию истории видит основную силу общественного развития в идеях, теориях, в сознании людей и т. д. До Маркса безраздельно господствовало идеалистическое понимание истории. Даже материалисты до Маркса в объяснении общественных явлений оставались на идеалистических позициях.

Идеалистическое понимание истории распадается на два основных направления. Одно из них объясняет общественное развитие деятельностью «абсолютной идеи», «мирового разума», сверхиндивидуального сознания и т. п. К этому направлению принадлежит, например, Гегель (тождество бытия и мышления). Мистическая «абсолютная идея» — вот, по Гегелю, творческое начало, которое управляет жизнью народов, государств, движет общество вперёд. Представители другого направления объясняют общественное развитие деятельностью, волей субъекта, отдельной личности, приписывают лишь ей творческую роль в истории. К их числу относятся, например, левые гегельянцы в Германия (братья Бауэры и др.), народники в России. Народники считали, что историю делают «герои», «критически мыслящие личности», которых они противопоставляли массе, народу, презрительно именуя его «толпой».

 

  1. Материалистическое понимание истории и общества: предпосылки, положения, аргументация.

 

  1. Постановка и решение проблемы сущности человека в истории социальной философии.
  2. Постановка и подходы к решению проблемы сущности человека в современной социальной философии. Понятие сущностных сил человека.

 

26. Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке.

 

индивид, то это – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

 

 

Общество — это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества

 

Индивидуальное в человеке основано на родовом единстве человеческого бытия. Способность к труду определенным образом распределена между различными индивидами. Кому-то выпало всю жизнь рыбачить, другой стал искусным ткачом, третий способен настраивать музыкальные инструменты. Что такое индивидуальная способность к труду? Это такая сторона нашей человеческой природы, как тело, приспособляющееся к трудовым операциям. Это и человеческая душа, впитывающая в себя впечатления от процесса труда. Иногда говорят, что "душа поёт от работы". Это и та сторона человеческой природы, как дух, выражающий себя в размышлениях, программах, разумном подходе, в нравственных молитвах. Тело, душа и дух относятся к индивидуальной природе человека. Не только в труде, но и во всех других аспектах родового бытия мы отыскиваем своё индивидуальное проявление.

 

27. Социально-исторические типы индивидов.

 

28. Проблема смысла человеческого существования в социальной философии.

 

мысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

 

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

 

«В чём состоят жизненные ценности?»

«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

«Зачем (для чего) жить?».

 

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

 

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

 

29. Материальное производство: сущность и структура.

 

Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества.

Таким образом, материальное производство всегда есть явление общественное, направленное на то, чтобы совместными усилиями людей обеспечить материальные условия их совместного существования.

Теория материального производства разработана марксизмом.

Главной особенностью материального производства, которая служит его показательным отличием от любого другого вида производства (различные виды производства духовных продуктов и нематериальных благ), является наличие в процессах материального производства обязательного взаимодействия человека с природой.

Таким образом, в процессе материального производства человек воздействует на природу с помощью каких-либо средств труда.

 

30. Понятие труда в социальной философии: сущность, процесс, противоречия, исторические формы труда.

Труд - это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/услышать/почувствовать. И труд вовсе не способность что либо сделать, а сама деятельность, которую также можно увидеть/потрогать/услышать/почувствовать. Также труд можно измерить и оценить в различных системах счисления.

 

 

31. Формы общественного сознания.

 

По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.

 

Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

 

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

 

Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.

 

Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

 

Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

 

Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

 

Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

 

 

32. Проблема собственности в социальной философии.

 

33. НТР: сущность, принципы и направления в современном обществе.

Научно-техническая революция (НТР) — переворот, происшедший в течение XX в. в научных представлениях человечества, с крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и развитием производительных сил.

 

Начало НТР было подготовлено выдающимися успехами естествознания в конце XIX — начале XX в. К ним относятся открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радия и превращения элементов; создание теории относительности и теории квантов; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе. Перелом, происшедший во взглядах на материю, В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании». Успехи в развитии естественных наук продолжались и в середине нашего века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении микромира; была создана кибернетика, получила развитие генетика, хромосомная теория.

 

В области общественных наук начало и первые десятилетия XX в. ознаменовались созданием ленинизма — учения В. И. Ленина, творчески развившего применительно к эпохе империализма и пролетарских революций все три составные части марксизма: философию, политическую экономию и научный коммунизм — и осветившего путь мирового революционного движения, построения мировой системы социализма, невиданного подъема производительных сил социалистических стран.

 

34. Формационный (понятие и структура общественно-экономической формации, понятие базиса и надстройки) и цивилизационный (типы цивилизаций, основные теории) подходы к объяснению общества: соотношение формации и цивилизации.

35. Понятие социальной структуры.

Общество является социальной системой, т. е. целостностью, организованной по определенным законам и имеющей структуру и устойчивые отношения между элементами. На любой стадии своего развития общество при этом не является однородной совокупностью индивидов, а представляет собой отношения взаимосвязанных исторических общностей с присущими каждой из них специфическими особенностями. Понятие "социальный" обозначает при этом особый вид отношений, отсутствующих в природе. Специфика социальных отношений проявляется в том, что они непосредственно связаны одновременно и с биологическими сторонами человеческого существования, и с материально-производ­ственными, и с духовной деятельностью.

Элементами (субъектами) социальной структуры являются культурно-исторические общности людей (этносы, классы, социальные группы и слои) и социальные ячейки (семья и, в отдельных случаях, территориальные общества, трудовые коллективы, целевые группы), а также личности. Субъекты социальной структуры вступают между собой в перекрестные отношения, поскольку их реальное бытие совершается в одно и то же время и, нередко, в одном и том же геопространстве. В социальных связях получают свое выражение разные виды социального равенства и неравенства, фиксируемые по положению, которые занимают в социальной структуре данные общности.

Социальная структура отличается от групповых структур животного мира тем, что в ней всегда одновременно присутствуют и горизонтальные (отношения равноправия), и вертикальные (отношения подчинения) связи. Межиндивидуальные и межгрупповые связи и отношения у человека редко обладают жесткостью, характерной для животных сообществ.

Так, если у так называемых "социальных насекомых" (муравьи, пчелы) существуют отношения "равенства", то их наличие фиксируется лишь в своеобразных "кастах" муравейника или улья – у "рабочих муравьев", "сторожей" и т. п., жестко формируемых в каждом поколении. Принадлежность к той или другой группе в муравейнике определяется рождением и воспитанием, делающими невозможным переход из одной группы в другую. Отсутствие жестко закрепленных горизонтальных групповых связей у хищников предопределяет обязательность наличия жестких "вертикальных" межиндивидуальных связей, формируемых при жизни особей их постоянной борьбой за власть в группе.

В человеческом обществе такая жесткая иерархия или борьба за власть являются скорее исключением, а нормой – возможность относительно свободного перехода из одной социальной группы в другую. При этом в каждой социальной группе не существует жесткой обезличенности особей, столь характерной для социальных насекомых. Каждый человек входит в достаточно широкое и во многом произвольное количество социальных групп – семью, профессию, этнос, конфессию, политическую партию, экономическую страту, "клубы по интересам", сохраняя свою личностную самобытность. По мере исторического

развития общества переходы из одной группы в другую в условиях относительно жесткой государственной структуры становятся все интенсивней.

Социальная структура, таким образом, является лишь относительно жесткой, развивающейся системой социальных связей и отношений в социальной системе.

 

36. Исторические общности людей.

37. Классовая структура общества: классы, сословия, слои. Происхождение и сущность классов.

38. Общественное сознание: понятие, структура. Законы развития общественного сознания. Зависимость общественного сознания от общественного бытия

39. Теория социальной стратификации и современная социальная философия.

40. Современные теории общественного развития: постмодернити, постиндустриализм и теории информационного общества

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав