Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Править]Философия пифагорейцев

Читайте также:
  1. Учение пифагорейцев.

Вопросы к экзамену

1. Предмет философии.

Философия (phileo - люблю, sophia - мудрость) - буквально означает любовь к мудрости. Считается, что впервые это слово употреби Пифагор: "Мудростью может обладать только Бог, а человеку достаточно быть любомудрым".

По Платону философия означает название истинносущего или истинную науку. Истинная наука - система знаний, которая выводится из понятий, т.е. понятие как бы приоткрывает человеку его содержание. Истинный мир - вечный и неизменный, является сам себе причиной. По Канту философия -- познание разума через понятие (понятие-способность мышления). Сколько бы ни было определений философии, при внимательном прочтении их обнаруживается, что философия представляет собой попытку понять, как можно помыслить сущее как сущее, т.е. само по себе, без всяких внешних, обусловленных известной системой знания причин.

Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался, и уточняется по сей день различными философскими школами. Предметом религиозной философии является бытие Бога, содержание его творений; натурфилософских школ - природа и космос; школ антропологического направления - человек, его существование, смысл жизни.

Философия - единство философских взглядов. Все философские взгляды можно классифицировать по следующим критериям:

а) Решение основного вопроса философии:

Что является первичным, дух или природа;

Познаваем ли мир.

б) Методы решения философских вопросов: диалектика, метафизика, материализм, идеализм,
рационализм и т.д.

2. Миф, религия, философия как формы мировоззрение

Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos – предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.

Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.

Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.

Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание.

Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.

Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия

 

3. Структура философии. Специфика философского знания

Что касается структуры философии, то она до сих пор точно не определена. Наиболее распространена её трактовка как состоящей их трёх тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. В отличие от частных наук, философия ставит эти вопросы в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о его наиболее общих закономерностях. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Поэтому окружающий мир воспринимается как объект познания. На этом уровне, называемом гносеологическим, философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания. Имеются и другие уровни в структуре философии. Например, праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания. Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Философия языка расматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека.

4. Функции философии

1.Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

2.Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

3.Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

4.Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.

Назначение философии: Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек остановится подлинно совершенным".Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как "последнее выговаривание и последний спор человека". Наш соотечественник B. C. Соловьев видел назначение философии в стремлении "к духовной целостности человеческого существования".

Назначение философии – возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и позиция, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс). Она выступает мировоззренческой, и методологической основой всякой деятельности.

5) практическая осуществляется по средствам действия человека и его широко пониманеие и творение

6) обще культураная философия выполняла своего момента и ее роль в обществе нет прерывно возрастала независимо от положение самой философии общества без приувелечение можно сказать что философия как в прошлом как и в настоящем является важнейшим элементам духовный культуры чеовеечества

5. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, дуализм, агностицизм.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе – что является первичным, а что – вторичным, производным – дух или природа, сознание или материя?
В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм – это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, отношений и форм движения. Близким к понятию «материализм» является понятие «натурализм» - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. Идеализм – это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо.
В зависимости от того, что идеалисты считают основной окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые – сознание некоего объекта – Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу. Понятие «душа», близкое понятию «дух», выражает исторически изменяющееся воззрение на психику и внутренний мир человека. В религии и ряде философских учений – это понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Абсолют – философское понятие, обозначающее духовное первоначально всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.
И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм – это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Существует также дуализм – это философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи и идеального и материального.
Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?» При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.
Агностицизм – это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм – это направление в философии, которое не отрицает напрямую, на ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.
В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мира.

6. Методы философского осмысления действительности

Чтобы правильно понять специфику предмета философии, рассмотрим еще одну

сторону философского осмысления действительности. Любая наука всегда

исследует те или другие явления действительности (природы, общества,

мышление) как объекты, то есть независимо от познающего человека

(субъекта). Философия же изучает мир и человека вместе все добытые знания

она обязательно соотносит с человеком. Иногда говорят, что философия

изучает субъекно-объектные отношения. И это правильно. Что такое человек?

Которое ее место в мире? Как складываются ее взаимоотношения с другими

людьми, с природой и т.п.? Опираясь на какие принципы можно достичь

максимального успеха в организации общественной жизни? В чем состоят

критерии общественного прогресса? На эти и много других важных вопросов

может дать ответ только философия.

 

7. Античная философия: основные темы и идеи

Античная философия охватывает период свыше тысячи лет - с конца VΙΙ в. до н.э. до VΙ в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная фило­софия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и поучительное. Обра­тимся к некоторым идеям этого важного периода в истории философской мысли.

Философами Милетской школы был поставлен вопрос: «Из чего все?». Именно они по­ложили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстан­ции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Фалес из Милета - родоначальник европейской науки и философии, выдвинул идею суб­станции, усмотрев начало всего во влаге; впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов; высказал мысль о единстве мироздания; стоял на точке зрения гилозо­изма (всей материи присуще свойство живого); полагал, что душа разлита во всем су­щем, что бог есть разум. Анаксимандру принадлежит идея бесконечности миров; под первоосно­вой сущего понимал апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию). Анак­симен под первоначалом мыслил воздух.

На вопрос «Из чего все?» Пифагор отвечал: «Все есть число». Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Пифагору принадлежат идеи о бессмертности души и перевоплощении душ.

Все существующее, по Гераклиту Эфесскому, постоянно переходит из одного состоя­ния в другое. Его гениальные мысли: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти два­жды» и др. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противо­положностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Огонь и Логос «эквивалентны». Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, законо­мерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь - образ вечного движения. Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность.

В отличие от Гераклита, подчеркнувшего неустойчивость бытия, философы элейскойшколы (Ксенофан, Парменид и Зенон) выдвинули идею устойчивости, сохранения вещей. Ксенофан - основоположник скептицизма (ничего нельзя знать достоверно!), впервые осуще­ствил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мне­нию» и «знания по истине». Парменид провозгласил главенствующую роль разума в позна­нии и подсобную роль чувств; разграничил истину, основанную на рациональном позна­нии, и мнение, основанное на чувственных восприятиях; философию разделил на филосо­фию истины и философию мнения; центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяюще­гося бытия; только бытие есть, небытия нет; мыслимо только сущее; мысль без бытия - ни­что; идея о предметной отнесенности мысли; духовный мир человека обусловлен положе­нием человека и уровнем его телесной организации. Зенон Элейский изобрел диалектику; развивал логику как диалектику; апории Зенона («Ахиллес», «Стрела» и др.) связаны с диалек­тикой дробного и непрерывного в движении и пространстве-времени. В своих размыш­лениях элеаты поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движе­ния.

Эмпедокл трактовал воздух как особую субстанцию; выдвинул гипотезу эволюции рас­тений и животных; дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии.; раз­вил идею элемента как вещества, которое, будучи в себе однородно, испускает качественно неизменные и только меняющиеся состояния движения и механические деления (проложил путь к атомистике); в качестве первоначал сущего признавал четыре стихии: землю, огонь, воздух и воду; у него впервые сила и вещество обособляются и мыслятся как самостоятель­ные мировые потенции; все изменения в мире подчинены не цели, а случайности и необходи­мости; разум растет у людей в соответствии с познанием мира, и человек может созерцать Бога только силой разума; в мышлении есть лишь доля правды; выдвинул принцип истин­ного познания: «Подобное познается подобным».

Анаксагор - первый ученый-профессионал, целиком посвятивший себя науке, нахо­дился под влиянием принципа всеобщей текучести сущего. Все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпе­вает отделение, именуется семенами или гомеомериями. «Все есть многое», но масса стихий сама по себе хаотическая. Элементы сочетает Разум (Нус) - сила, движущая Все­ленной. Цель движения - «исполнять все благое, заключенное в душе». Впервые отделил невещественное начало мысли (Ума), от материи и ввел понятие универсального начала.

В заключение следует отметить, что мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нужны нам и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния.

8. Милетская школа о первоначалах мира

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (6 в. до н. э.) — древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеев, Анаксимандра и Анаксимена. Сложилась в Милете (на западном берегу Малой Азии, совр. Балат в Турции), крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, основавшем в 7—6 вв. до н. э. много колоний по берегам Черного моря и связанном морскими путями с Востоком и Западом. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее “натурализме”); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку “о природе”, или “естественную историю” (περί φύσεως Ιστορία), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движение присуще ему “от веку”, мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). “Боги” народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или “бесчисленными мирами” (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное “божество” (Arist. Phys. 203ЫЗ).

Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх—низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270a5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (ex nihil nihil), илиотрицание абсолютного “возникновения” и “уничтожения” (“рождения” и “гибели”) как антропоморфных категорий (Anaximander, fi; В l; Arist. Met. 983b6). Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет “рождение” и “гибель” на “соединение” и “разделение”, Анаксимен описывает все физические процессы в терминах “сгущения” и “разрежения”. Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформацией и эпигенезом: 1) механическое “выделение из смеси” предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, — представлены соответственно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция “смеси” Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей, давший рационалистическое толкование мифов. Ксенофан использовал натурализм Милетской школы для критики антропоморфизма традиционной греческой религии. Геоцентрическая модель была создана Милетской школой и отчасти преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.

 

9. Научные школы античной философии (пифагореизм, атомизм)

Основателем союза был Пифагор, сын Мнесарха, уроженец Самоса. Его расцвет приходится на время правления тирана Поликрата (ок. 530 г. до н. э.). Пифагор основал сообщество в италийском городе Кротоне. Умер он в Метапонте, куда переселился вследствие враждебного отношения кротонцев к его союзу.

После смерти Пифагора вражда против пифагорейского союза усиливалась во всех демократиях Великой Греции и в середине V в. до н. э. разразилась катастрофой: в Кротоне многие пифагорейцы были убиты и сожжены в доме, где они собрались; разгром повторился и в других местах. Уцелевшие были вынуждены бежать, разнося с собой учение и мистерии своего союза. Эти мистерии дали союзу возможность существовать и тогда, когда он утратил своё прежнее политическое и философское значение. К концу V в. д. н. э. наблюдается возрождение политического влияния пифагорейцев в Великой Греции: Архит Тарентский достигает большого политического значения в Таренте как военачальник и государственный деятель. С IV в. д. н. э. пифагорейство приходит в упадок, а его учение поглощается платонизмом.

Сам Пифагор, по преданию, не оставил письменного изложения своего учения, и Филолай считается первым писателем, давшим изложение пифагорейской доктрины. Учение ранних пифагорейцев известно нам по свидетельствам Платона и Аристотеля, а также по немногим фрагментам Филолая, которые признаются подлинными. При таких условиях трудно с достоверностью отделить первоначальное существо пифагорейского учения от позднейших наслоений.

Есть основание видеть в Пифагоре учредителя мистического союза, научившего своих последователей новым очистительным обрядам. Обряды эти были связаны с учением о переселении душ, которое можно приписывать Пифагору на основании свидетельств Геродота иКсенофана; оно встречается также у Парменида, Эмпедокла и Пиндара, находившихся под влиянием пифагорейства.

Дало ли пифагорейство освобождение от этого «круговорота рождения» хотя бы душе философа? Золотые таблички IV в., найденные в могилах близ Турий — местности, служившей некогда пристанищем для пифагорейцев — свидетельствуют о возможности такого освобождения.

Ряд причудливых предписаний и запретов пифагорейцев восходят, несомненно, к глубокой древности. Из этих запретов более всего стал известен запрет употреблять в пищу бобы, из-за которых, по одному из преданий, погиб и сам Пифагор. Причина этого запрета была неизвестна уже в древности.

Пифагорейцы были известны в античности также своим вегетарианством, связанным с учением о переселении душ.

Согласно традиции, последователи Пифагора делились на акусматиков («слушателей») и математиков («учеников»). Акусматики имели дело с религиозными и ритуальными сторонами учения, математики — с исследованиями четырёх пифагорейских «матем»: арифметики, геометрии, гармоники и сферики. Акусматики не считали математиков «настоящими пифагорейцами», но говорили, что они ведут своё начало от Гиппаса, изменившего исходной пифагорейской традиции, раскрывшего тайны непосвящённым и начавшим преподавание за плату.

править]Философия пифагорейцев

Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».

Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей; Аристотель приводит её в своей «Метафизике» (I, 5):

Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве — έν καί πολλά. Как мыслить эту истину? Непосредственным ответом на это является число: в нём объединяется множество, оно есть начало всякой меры. Опыты надмонохордом показывают, что число есть принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. Не есть ли звуковая гармония частный случай всеобщей гармонии, как бы её музыкальное выражение? Астрономические наблюдения показывают нам, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь в точно определённые циклы.

Так называемые пифагорейцы, взявшись за математические науки, первые подвинули их вперёд; вскормленные на этих науках, они признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами… так что одно свойство чисел являлось им как справедливость, другое — как душа или разум, ещё другое — как благоприятный случай и т. д. Далее они наводили в числах свойства и отношения музыкальной гармонии, и так как все прочие вещи по своей природе являлись им подобием чисел, числа же — первыми из всей природы, то они и признали, что элементы числа суть элементы всего сущего, и что все небо есть гармония и число (Аристотель, Met., I, 5).

Таким образом, пифагорейские числа имеют не простое количественное значение: если для нас число есть определённая сумма единиц, то для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). В основании учения о числе усматривалась, по-видимому, коренная противоположность чётного и нечётного: чётные числа суть кратные двух, и потому «чёт» есть начало делимости, раздвоения, разлада; «нечёт» знаменует противоположные свойства. Отсюда понятно, что числа могут обладать и нравственными силами: 4 и 7, например, как средние пропорциональные между 1 и 10, являются числами, или началами, пропорциональности, а следовательно, и гармонии, здоровья, разумности.

10. Философия Платона

Платон (греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (греч. Αριστοκλής). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Почти в2се сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами.

Материя для Платона — лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «восприемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя — это не сущее, сущее же — только идея.

Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика — метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности.

Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной — с главенством первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели — мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, — «справедливость».

Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, то есть крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы.

Платон выделял три основные формы правления:

Монархия Аристократия Демократия

Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной.

Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В эстетике Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь — от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства.

11. Философия Аристотеля

Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. "Первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели.

Колебался между материализмом и идеализмом; идеи - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис).

Основные сочинения: логический свод "Органон" ("Категории", "Об истолковании", "Аналитики" 1-я и 2-я, "Топика"), "Метафизика", "Физика", "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика".

12. Философия эллинизма: киники, стоики, эпикурейство

Киники (от греч. кинос — собака) — одна из философских школ, образованных учениками Сократа после его смерти. Основатель школы киников — Антисфен Афинский (450-360 до н. э.) — утверждал, что образ жизни «подобно собаке», то есть пренебрежение к социальным условностям, ограничение жизненных целей удовлетворением одних лишь физиологических потребностей, — лучший способ достигнуть добродетели.

Кинизм просуществовал около тысячи лет (от конца V в. до н. э. до конца античности), приобрел особую популярность в эпоху эллинизма, близок к учениям Эпикура и стоиков, но отличается от них сугубо практической направленностью и пренебрежением к логике и теоретическим построениям.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 69 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав