Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии.

Читайте также:
  1. A. Восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей
  2. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  3. Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  4. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  5. I. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА
  6. I. Общая характеристика жанровой системы связей с общественностью.
  7. I. Основные богословские положения
  8. I. По объекту посягательства, характеру преступных действий выделяют насильственных, корыстных и насильственно-корыстных преступников.
  9. I. Этиологическая характеристика
  10. II Основные источники загрязнений гидросферы.

Особенности философии:

1. религиозно мифологический характер;

2. нет развитой онтологии и гносеолизма

3. преобладает проблема человека, проблема морали

нет проектов общества.

Основные черты древнеиндийской Ф.:

1.Ф. – практическая необходимость. Цель Ф. – не просто мудрствование, а просвещенная жизнь.

2. Практическая направленность выходит из того, что чел. видит зло в мире, пытается отыскать средства освобождающие чел. от страданий.

3. Ф. основанная на вере в извечный нравственный миропорядок.

4. Вселенная – арена для нравственных деяний, где каждый чел. получает возможность заработать своими поступками наилучшее будущее.

Истоки древнеиндийской философии в ведах (в ведической традиции)

Веды – тексты религиозного содержания, которые писались несколько веков(5 – 6вв. до н.э.). Религиозные гимны, песнопения, описание обрядов. Ведизм – политеистическая религия. В упанишадах находится основная концепция круговорота жизни.

ü отдельная жизнь человека – форма бесконечного перерождения;

ü есть определённый закон нормы: карма детерминирует буддийскую жизнь, которая является результатом предшествия жизни.

ü круговорот жизни вечен, душа возвращается в этот процесс перерождения.

Школы на основе ведизма:

- веданта;

- миманса;

- йога;

Религии на основе ведизма:

- брахманизм;

- индуизм;

- джайнизм;

- буддизм;

Буддизм – политеистическая религия (6 век до н.э.). Основоположник - Гаутама; 4 основных истины:

1. - жизнь человека – страдания;

2. - причина страдания – «жажда» (влечение, стремление человека к чувству наслаждения):

ü - жажда воплощения

ü - жажда самоуничтожения

3. - устранение причин страдания – устранение жажды);

4. - восьмеричный путь соблюдение 5 заповедей:

ü - не вредит живому;

ü - не брать чужого;

ü - воздерживаться от запретных половых контактов;

ü - не вести праздных и лживых речей;

ü - не пользоваться опьяняющими веществами;

Результат - спасение, конечная цель которого нирвана (угасание желания) – наступает, если

душа человека выходит из процесса перерождения души и соединения с мировой душой.

Будда ⎯ одно из самых легендарных имен в истории человечества. Когда ему было 29 лет, он увидел серию страданий: смерть, болезнь, страдание и нужду. Это подтолкнуло его оставить родной дом, семью и уйти в лес, чтобы искать в одиноком аскетизме истину. Описанию причин страдания и пути избавления от него посвящены знаменитые Четыре Благородные Истины, составляющие ядро буддизма.

1. Жизнь в мире полна страданий. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние ⎯ все, что

порождено привязанностью к земному, есть страдание.

2. Если есть страдания, то есть и их причина ⎯ жажда жизни и чувственных впечатлений.

3. Чтобы устранить страдания, нужно устранить их причины.

Освобождение от страданий достижимо и в этой жизни, если совершенный контроль над страстями и постоянные

размышления об истине приведут человека к совершенной мудрости, он освобождается от власти земных страстей.

Это состояние чаще называется нирваной ⎯ угасанием страстей, а вместе с ними и страданий. Нирвана означает не

прекращение деятельности, а активную проповедь достигшим освобождения пути к нему, основанной на горячей любви к людям, самопожертвовании.

4. Четвертая Благородная Истина указывает путь к освобождению от страданий, состоящий из восьми правил, ⎯

Восьмеричный Благородный Путь.

В индийской философии знание и нравственность считаются неотделимыми друг от друга, потому что, во – первых, нравственность или добродетель зависят от знания того, что хорошо по мнению всех философов, а во-вторых, совершенствование познания не возможно без нравственности, то есть без добровольного контроля своих страстей и предрассудков. В более концентрированном виде этика буддизма, подобно этике Ветхого Завета, заключена в Десяти заповедях.

В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (комментарии к ведам).

Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (Внимание: никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.)

Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.

Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.

Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ‑ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.

3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).

6 ортодоксальных школ: вайшешика-ньяя (мокша через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы), веданта-миманса (мокша через ритуалы).

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав