Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Становление и основные черты неклассической философии.

Читайте также:
  1. A. Восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей
  2. I. Основные богословские положения
  3. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  4. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  5. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  6. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  7. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  8. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  9. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  10. III. Основные положения синтетической теории эволюции

Неклассическая Ф. выражает тип философствования, сформировавшейся в Ф. 2-ой пол. XIX – XX вв., стремящейся расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой, «преодолеть» ее рационалистические установки.

Представители неклассической Ф. продемонстрировали одну из ф-ций Ф. – критическую, причем в различных ее вариациях: от «мягкой», не отрицающей позитивной роли классического наследия, до жестко неклассической, обусловленной необходимостью осмысления кризиса западной цивилизации, совпавшего с кризисом классической Ф.: «Назад к Канту» (неокантианство); «Назад к Гегелю» (неогегельянство); неотомизм.

В неклассической философии по-новому рассматривалась проблема разума (раньше существовало как благо, преимущество над всеми, то, с помощью чего познать и преобразовать в лучшую сторону (высшее проявление развития разума - наука), но человек еще не во всем разобрался => проблемы). Классическая – оптимистическая. Неклассическая – пессимистическая: разум - это зло. Из-за него человек создает такие элементы культуры => уничтожения всего человеческого сообщества (войны) => наука приведет общество к гибели =>? почему человек действует иррационально?)

Отношение к проблеме человека. (Раньше существовал человек как один из предметов в мире со своей спецификой, он был объективно обусловлен чем-либо (природой(матер.), духом(идеолог.))), в новой – существование человека как главную фигуру в мире и мир в этой связи. Все определяется сознанием человека. Мир через человека.

Роль философии в обществе. Философия должна играть роль такой схемы знаний, которая связана с реальной жизнью => критика предшествующей философии, оторванной о жизни.

Особенности неклассической философии:

1. К неклассической философии по-новому рассматривалась проблема разума (раньше существовало как благо, преимущество над всеми, то, с помощью чего познать и преобразовать в лучшую сторону (высшее проявление развития разума - наука), но человек еще не во всем разобрался => проблемы). Классическая – оптимистическая. Неклассическая – пессимистическая: разум - это зло. Из-за него человек создает такие элементы культуры => уничтожения всего человеческого сообщества (войны) => наука приведет общество к гибели =>? почему человек действует иррационально?)

2. Отношение к проблеме человека. (Раньше существовал человек как один из предметов в мире со своей спецификой, он был объективно обусловлен чем-либо (природой(матер.), духом(идеолог.))), в новой – существование человека как главную фигуру в мире и мир в этой связи. Все определяется сознанием человека. Мир через человека.

3. Роль философии в обществе. Философия должна играть роль такой схемы знаний, которая связана с реальной жизнью => критика предшествующей философии, оторванной о жизни.

 

 

Постклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, она многожанрова. Единственное, что объединяет неклассические школы, – критика классики.

Особенности постклассики:

- в центре внимания человек (внутренний мир, общество, культура, наука);

- признание уникальности (ни на что непохожести) социальной реальности;

- разум привносится в абсурдный мир самим человеком;

- критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека;

- все вероятностно (разгул случайного);

- познание – во многом результат свободного творчества познающего;

- релятивизм (истина всегда относительна);

- ориентация на практический результат;

- критика прогресса;

- у каждого общества специфическое развитие.

Основные исследовательские программы:

Иррационализм: Его родоначальник – Кьеркегор: у каждого своя сущность (внутренняя экзистенция), ее необходимо выявлять и проявлять.

Шопенгауэр: мир – единство воли и представления, надо стремиться к состоянию, где все различия угасают.

Ницше: за торжество воли к власти и господство сверхлюдей.

Позитивизм: Классический (середина XIX в. ‑ Конт, Милль, Спенсер): подлинное знание лишь в естествознании, а философия должна помогать систематизации этих знаний. Эмпириокритицизм (начало XX в. ‑ Авенариус, Мах): знание синтез психических феноменов (физиологического опыта), синтезируя ‑ следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных прообразов. Неопозитивизм (Карнап, Витгенштейн): изучение формально логической и лингвистической структуры науки, верификация (только проверяемое уместно в науке) и конвенционализм (все доктрины – результат соглашений научных мэтров). Постпозитивизм (вторая половина XX в. Поппер, Рассел, Кун и др.): изучение динамики научного знания и влияния на него всех факторов, принцип фальсификации Поппера (правдоподобно то, что проверяемо, но не опровергнуто) и «парадигма» Куна (она - идея или небольшой комплекс идей, определяющих правдоподобность всех истин данной эпохи).

Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику - изменение мира, эталон – классическое естествознание. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории (бытие определяет сознание, а в социальном бытии первичен материальный базис: производительные силы и производственные отношения). Человек, по сути, ‑ совокупность общественных отношений.

Психологизм (экзистенциализм, феноменализм, персонализм, герменевтика и философская антропология, то есть Гуссерль, Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю и т.п.): акцентирование индивидуального своеобразия каждого человека и проповедь свободы самореализации внутреннего мира (свободы выбора). Рассмотрение «пограничных ситуаций» - наивысшего душевного напряжения (в том числе под угрозой), проявляющего самые глубинные потребности данной индивидуальности.

Структурализм и постструктурализм (Соссюр, Леви-Стросс, Фуко): выявление типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании. «Все есть язык». По мере развития переход от языка к контекстам.

Постмодернизм – всесторонняя критика современности и самокритика, ирония в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии. Проповедь неповторимости всего и вся.

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав