Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия

Читайте также:
  1. E)3 раздела, 24 главы; 405 статей.
  2. I РАЗДЕЛ
  3. I Раздел.
  4. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  5. II Раздел.
  6. II раздел. Задания этого раздела выполняются студентами самостоятельно письменно или устно (в записи на электронном носителе).
  7. II раздел. Задания этого раздела выполняются студентами самостоятельно письменно или устно (в записи на электронном носителе).
  8. II. Витальное (прижизненное) изучение клеток.
  9. II. Изучение нового материала
  10. II. Проблемы соотношения бытия и мышления в элеатской школе.

а) этика; г ) онтология;

б) аксиология; д) антропология;

в) эсхатология; е) социология.

130. Основные разделы философии (укажите все возможные варианты):

а ) онтология; д) социология;

б) фразеология; е ) антропология;

в) политология; ж ) гносеология.

г) аксиология;

131. Способ существования философии: б) разум;

132. Ответы на философские вопросы ищут в: г) доводах и умозаключениях разума;

133. Философское учение о всеобщих законах познания — это:

а) гносеология; г) этика;

б) онтология; д) эмпиризм.

в) эстетика;

134. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

а) мировосприятие; г) мироощущение;

б) мирочувствование; д) мировидение.

в) мировоззрение;

135. Основной вопрос философии — это (выберите наиболее правильный ответ):

а ) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

136. Центральной проблемой онтологии является:

а) смысл жизни человека; г) изучение законов мышления;

б) познаваем ли окружающий нас мир; д) смерть и бессмертие человека.

в) соотношение материи и сознания;

137. Аксиология — это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г) о духовной культуре общества и человека;

б) о красоте; д) учение о сущности человеческой истории.

в) о добре и зле;

138. К вечным философским вопросам относятся (укажите все варианты):

а) каковы точные размеры вселенной? г ) в чем смысл жизни?

б) в чем сущность человека? д) какова родословная славян?

в) из каких элементов состоит живая клетка?

139. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:

а) философия — это разумное миропонимание;

б) философия — это богом данное мировоззрение;

в) философия — это истинное мироощущение;

г) философия — это специфическое мировосприятие.

140. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;

б) мир создан богом, и вес происходит в нем по воле Всевышнего;

в) материя — это объективная реальность;

г) атрибутом материи является движение;

д) пространство и время формы живого восприятия.

141. Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения:

а) конкретность; г) абстрактность;

б) наглядность; д) экспериментальность.

в) системность;

142.. Для религиозного мировоззрения более определяющим является:

а) доброта; г) мудрость;

б) знание; д) страх.

в) вера;

143. В философии миф понимается как:

а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъ­естественное;

б) специфическое образное синкретическое мировоззре­ние;

в) фантастический рассказ, предание;

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

д) сказка, выдумка, заведомый обман.

144. В своих истоках философия и наука опирались на:

а) мифологию; г) магию;

б) технологию; д) науку.

в) религию;

145. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно; г) попытаюсь узнать;

б) знания увеличивают скорбь; д) другие не знают и этого.

в) знать что-то вовсе и не нужно;

146. Майевтика— это:

а) ироничное подтрунивание; г) эксперимент;

б) форма назидания; д ) общение с собеседником с целью обретения им истины.

в) легкая беседа «ни о чем»;

147. "Государство" Платона было:

а) демократическим государством равных возможностей;

б) религиозным государством;

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

г) абсолютной монархией;

д) деспотией восточного типа.

148. Истинное познание по Платону есть:

а) логически четкое, рациональное познание;

б) мистический опыт;

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

г) знание основанное на эксперименте;

д) истинное познание невозможно.

149. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов; г) первоэлементом мира является число;

б) первоэлементом мира является апейрон; д) познание мира невозможно.

в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;

150. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

б) анархические принципы социальной жизни;

в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;

г) идеал героя, противостоящего всему миру;

д) идеал «страдающего бога».

151. Один из основных императивов античной философии:

а) «Познай самого себя»; г) «Не лги»;

б) «Узнай как можно больше»; д) «Надейся и жди».

в) «Следуй установленным правилам»;

 

152. Этот античный философ писал: "Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать".

а) Аристотель; г) Скептики;

б) Зенон из Кития (стоик); д) Пифагор.

в) Платон;

153. Число в пифагорейской школе это:

а) абстракция; г) творение Бога;

б) первоначало мира, тождественное вещи; д) психическая иллюзия.

в) создание разума;

154. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

а) Анаксимен; г) Платон;

б) Эмпедокл; д) Аристотель.

в) Фалес;

155. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор; г) Аристотель;

б) Платон; д) Демокрит.

в) Сократ;

156. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие; г) сомневаемся;

б) первоначало; д) материю.

в) бытие;

157. Этот античный мыслитель является основоположником атомизма:

а) Сократ; г) Аристотель;

б) Демокрит, Левкипп; д) Демокрит.

в) Платон;

158. Кому из античных философов принадлежит авторство этой социально-философской концепции:

«...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

а) Аристотель; г) Демокрит;

б) Платон; д) Сенека.

в) Плотин;

159. Позднейший автор так описывает учение этого философа:

"Он в согласии с теми, кто дока­зывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем суще­ствующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполнен­ным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконеч­ное по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приво­дят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению".

а) Левкипп-Демокрит; г) Платон;

б) Анаксимандр; д) Аристотель.

в) Фалес;

160. Идея, согласно Платону:

а) материальна и умопостигаема; г) нематериальна и неумопостигаема;

б) нематериальна, но умопостигаема; д) конструкция сознания.

в) материальна, но неумопостигаема;

161. Этому античному мыслителю принадлежит авторство принципа «Все во всем» и понятия «Ум» (Нус), управляющего всем миром:

а) Гераклит; г) Аристотель;

б) Демокрит; д) Эпикур.

в) Анаксагор;

162. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

а) Платон; г) Парменид;

б) Аристотель; д) Гераклит.

в) Демокрит;

163. Фрагмент "Все течет, все изменяется" выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита; г) логики Аристотеля;

б) метафизической концепции Парменида; д) критической позиции скептиков.

в) релятивизма софистов;

164. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

а) диалектический материализм;

б) механистический материализм;

в) антропологический материализм;

г) стихийный материализм.

165. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

а) бедных, состоятельных, богатых; г) философов, воинов, ремесленников;

б) крестьян, ремесленников, мещан; д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.

в) дворян, священников, крестьян;

166. В центре внимания школы Пифагора было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

а) порядок; г) число;

б) Бог; д) материя.

в) разум;

167. По мнению Аристотеля всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц — атомов;

б) чувственный образ идеи;

в) единство материи и формы;

г) создано из воды;

д) конструкция сознания.

168. Категорию Логос в античной философии впервые ввел:

а) Парменид; г) Гераклит;

б) Фалес; д) Анаксимен.

в) Демокрит;

169. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

а) религия и философия несовместимы; г) философия должна быть упразднена;

б) все догматы религии должны быть доказаны разумом; д) религия должна быть упразднена.

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

170. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух; г) тело;

б) душа; д) воля.

в) разум;

171. В центре размышлений философов средних веков стоит:

а) природа; г) идеальный мир;

б) личность; д) процесс познания.

в) Бог;

172. Фома Аквинский придерживался концепции:

а) о несовместимости веры и знания; в) о гармонии веры и знания;

б) о превосходстве знания над верой; г) о превосходстве веры над знанием.

173. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):

а) сотворение мира из ничего; г) концепция реинкарнации (переселения душ);

б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц; д) человек создан по образу и подобию божьему.

в) богов много, но верховным является Зевс;

174. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

а) нет Бога кроме Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог;

д) Бог есть безличная духовная реальность.

175. Августин Аврелий ввел в христианство элементы учения:

а) софистов; г) Демокрита;

б) Платона; д) Эпикура.

в) Аристотеля;

176. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформулировать теорию познания;

д) обосновать научный метод.

177. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом; в) сознательным и бессознательным;

б) чувством и мыслью; г) разумом и интуицией.

178. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом; г) папизмом;

б) томизмом; д) протестантизмом.

в) августинизмом;

179. В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский:

а) безоговорочно защищал идею личного бога; г) полагал, что бог — это и есть природа;

б) признавал бога полностью трансцендентным, непозна­ваемым; д) считал, что бог — это перводвигатель.

в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;

180. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский ис­ходил из того, что:

а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

б) душа является частью тела, выступая его формирую­щим принципом;

в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;

г) душа есть проявление надындивидуального духа, пото­му она неуничтожима.

181. Номинализм в своей атаке на строгую рационали­зацию религиозных догматов, тем самым:

а) укрепил христианскую теологию;

б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;

г) затормозил формирование позитивизма Нового времени;

д) дал толчок развитию мистики.

182. Средневековая философская мысль:

а) отвергала полностью античную философию;

б) продолжала традиции античных философов;

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами;

г) использовала мотивы античной мифологии;

д) не знала античной философии.

183. Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;

в) история есть прогресс науки и техники;

г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;

д) история есть развертывание классовой борьбы.

184. Наиболее важный раздел знания в средневековье:

а) философия; г) логика;

б) теология; д) математика.

в) наука;

185. Основной догмат христианства:

а) дуализм; г) пантеизм;

б) триединство; д) скептицизм.

в) деизм;

186. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:

а) Августин Блаженный; г) Альберт Великий;

б) Фома Аквинский; д) Тертуллиан.

в) Ансельм Кентерберийский;

187. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

а) человека; г) логику;

б ) Бога; д) математику.

в) природу;

188. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум; г) вера;

б) воля; д) страсть.

в) переживание;

189. Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы; г) сформулировали атомистическую концепцию;

б) открыто утверждали примат материи над духом; д) отрицали возможность познания мира.

в) отрицали наличие материального;

190. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Бо­гом;

б) человек — худшее из творений, созданных Богом;

в) человек — случайность, ничего не стоящая;

г) человек – "венец творения" и повелитель всего созданного для него Богом;

д) человек – «думающая машина».

191. Трактат Фомы Аквинского носит название:

а) «Сумма технологии»; г) «Сумма мнений»;

б) «Сумма теологии»; д) «Сумма истин».

в) «Сумма размышлений»;

192. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:

а) «О причине, начале и едином»; г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;

б) «О достоинстве и приращении наук»; д) «О величии души».

в) «Об ученом незнании»;

193. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения; г) грехопадения;

б) предопределения; д) спасения.

в) откровения;

194. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины; г) конвенциональной истины;

б) относительной истины; д) двойственной истины.

в) недостижимой истины;

195. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма; г) позитивизма и прагматизма;

б) объективизма и скептицизма; д) панматематизма.

в) материализма и эмпиризма;

196. Основной рабочий метод Ф. Бэкона— это:

а) анализ; г) индукция;

б) синтез; д) диалектика.

в) дедукция;

197. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»; г) «знание — сила»;

б) «во всем должно сомневаться»; д) «познай самого себя».

в) «любовь движет солнца и светила»;

198. Рене Декарт был основателем:

а) корпускулярной трактовки материи; г) стихийно-материалистической трактовки материи;

б) субстанциональной трактовки материи; д) наивной трактовки материи.

в) диалектической трактовки материи;

199. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:

а) находятся в тесной взаимосвязи;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной ис­ключает одновременное существование другой;

д) являются иллюзией психики.

200. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость; г) изменчивость;

б) протяженность (распространенность ); д) энергия.

в) вечность;

201. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

а) картезианством; г) деизмом;

б) сенсуализмом; д) прагматизмом.

в) реализмом;

202. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

203. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону; г) подчинен воле бога;

б) доставляет личное удовлетворение; д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

в) подчинен абстрактному чувству долга;

204. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зре­ния:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованности;

д) удовольствия.

205. Спиноза применил в своей «Этике» необычный ме­тод изложения:

а) логический; г) семантический;

б) эмпирический; д) диалектический.

в) геометрический;

206. Трансцендентное по Канту – это:

а) познанное опытным путем; г) познанное с помощью практического разума;

б) познанное эмпирически и рационально; д) абсолютно непознаваемое.

в) познанное с помощью теоретического разума;

207. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:

а) внешняя причина;

б) множество конечных вещей;

в) мышление и протяжение;

г) воздействие и связь;

д) энергия и материя.

208. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

а) Гегелем; г) Ницше;

б) Декартом; д) Бэконом.

в) Кантом;

209. Философия К. Маркса есть:

а) диалектический материализм; г) критический реализм;

б) феноменология; д) эмпиризм.

в) историософия;

210. Теория познания В. Соловьева носит название:

а) единое знание; г) всезнание;

б) рациональное знание; д) абсолютное знание.

в) цельное знание;

211. Высший критерий истины в концепции Августина:

а) опыт; г) эксперимент;

б) разум; д) нет такого критерия.

в) откровение;

212. В природе Декарт признавал существование:

а) одной субстанции — материи;

б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;

в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;

г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;

д) только фактов чувственного восприятия.

213. Исходный принцип философствования Декарта:

а) сомнение; г) озарение;

б) диалектика; д) логика.

в) интуиция;

214. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм; г) диалектический материализм;

б) наивный материализм; д) антропологический материализм.

в) механистический материализм;

215. Диалектика в философской системе Гегеля:

а) спекулятивно-идеалистическая; г) негативная;

б) экзистенциальная; д) метафорическая.

в) материалистическая;

216. По мнению Канта, "вещь в себе" – это:

а) Бог;

б) реальное существование потенциального мира;

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания:

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл "миром идей".

217. По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

д) непреложное нравственное требование, моральный закон, сформули­рованный Кантом.

218.. С помощью закона единства и борьбы противоположностей Гегель обосновывает:

а) идею саморазвития; г) существование бога;

б) невозможность познания истины; д) отсутствие бога.

в) связь чувственного и рационального познания;

 

219. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

а) докритический и критический; г) рациональный и иррациональный;

б) материалистический и диалектический; д) метафизический и диалектический.

в) логический и онтологический;

 

220. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

а) пространство и время; г) ощущение и представление;

б) пространство и мышление; д) бытие и сознание.

в) бытие и время;

221. Помимо явлений Кант выделяет:

а) "мир вещей в себе"; г) "мир идей в себе";

б) "мир сознания в себе"; д) "бога в себе".

в) "мир чувств в себе";

 

222. Философия Гегеля — это:

а) реализм; г) эмпиризм;

б) абсолютный объективный идеализм; д) трансцендентальный идеализм.

в) материализм;

223. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных ве­щей;

д) первичны по отношению к материи.

224. Фейербах считал религию:

а) нелепым суеверием;

б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;

в) приписыванием Богу атрибутов человека;

г) реализация свободы;

д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

225. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

г) все, что разумно — действительно.

226. Гегель рассматривал историю в своей работе «Фи­лософия истории», как:

а) становление свободного человека; г) развитие мирового духа в пространстве;

б) самоцельное становление свободы; д) нравственный прогресс.

в) развитие мирового духа во времени;

227. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:

а) сознание определяет бытие; г) общественное сознание определяет бытие;

б) бытие определяет сознание; д) бытие есть сознание.

в) общественное бытие определяет сознание;

228. По Марксу, в основе развития общества лежит раз­витие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы;

д) взаимодействия бога и человека.

229. Ф. Ницше обосновал идею:

а) экономического прогресса человечества;

б) нравственного прогресса человечества;

в) вечного возвращения;

г) неизбежность победы социализма;

д) научно-технического прогресса.

230. Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

а) воля к жизни; г) воля к богу;

б) воля к власти; д) воля к человечности.

в) воля к богатству;

231. Представителем «философии жизни» является:

а) Ницше; г) Гегель;

б) Кант; д) Фихте.

в) Шеллинг;

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 622 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.056 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав