Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Роль народных масс в и личностей в истории.

Читайте также:
  1. I. Общее положение современной системы международных отношений.
  2. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  3. V. Рассмотрение трудовых споров в районных (городских) народных судах
  4. XVJII-XJX вв. в европейской и мировой истории.
  5. А.Понятие и виды международных договоров.
  6. Авторитаризм истории.
  7. Аккредитив как средство международных расчетов. Виды аккредитивов. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (в ред. 1993 г.).
  8. Акты международных организаций, юридическая сила и механизм их принятия.
  9. Банк международных расчетов
  10. Билет 1. Предмет и задачи курса «История». Методы и источники изучения истории.

1. Народные массы - решающая сила общественного развития, творец истории.

а) в производстве материальных благ

б) в развитии духовной культуры общества

в) в политической жизни общества.

2. Роль личности в истории. Культ личности и пути его преодоления.

 

1. Роль народных масс в истории одна из центральных тем в социологии. Правильное теоретическое решение этого вопроса имеет большое научное значение.

Старая философия отрицала решающую роль народных масс в истории. Утверждалось, что историю творят отдельные выдающиеся личности: короли, полководцы, ученые…

Утверждалось, что они есть исполнители божественной воли, их окружали ореолом святости, непогрешимости.

Утверждали, что история представляет собой собрание биографий великих людей.

Официально идеологии прошлых лет пропагандировали идею враждебного отношения к народу.

Уже в рабовладельческом обществе появились теории о том, что рабы стоят вне истории.

Ныне некоторые идеологи говорят о народе, как о немой толпе, которой руководят слепые разрушительные инстинкты, а поэтому невозможно отказаться от принципа господства меньшинства над большинством, так как масса ленива и инертна.

А.М. Горький: "Буржуазия стремится убедить трудящихся в том, что они являются маленькими людьми, бездарными, а все хорошее создается силой "великих".

Народные массы - это категория конкретно-историческая. Содержание этого понятия изменяется с переходом от одной формации к другой.

В классовом обществе народные массы не включают всех наций.

Народ - это, прежде всего, трудящиеся массы, производители благ.

К народу относятся группы, решающие прогрессивные задачи в данную эпоху.

Развивается общество, меняются и слои населения, составляющие народ.

Общественное развитие, как и развитие природы, происходит по объективным законам.

В отличие от законов природы, законы истории реализуются людьми - существами сознательными.

Люди не могут отменить общественных законов, но они могут ускорить или замедлить их действия, их проявления, поэтому народные массы являются решающей, но не определяющей силой развития общества.

Определяющая роль в развитии общества принадлежит способу производства материальных благ, следовательно решающее значение народных масс вытекает из определяющей роли способа производства материальных благ в развитии общества.

Направление и характер деятельности народных масс не произвольны.

Они определяются законами общественного развития.

­ В чем конкретно проявляется решающая роль народных масс в истории?

В развитии материального производства:

Люди, народные массы, создают все материальные блага, необходимые для существования и развития общества.

Вне материальная культура - это плод труда многих поколений людей.

Труд народных масс подготавливает изменения в способах производства, а значит и переход от одной формации к другой.

Народные массы есть основная движущая сила технического прогресса, именно они, крупица по крупице совершенствовали орудия труда.

Народные массы создают основу для развития духовной жизни общества.

Развитие науки, техники и всех видов искусства, связано с деятельностью трудящихся масс.

В любом обществе народные массы свои чувства, взгляды, мечты, надежды выражают в художественно-народном творчестве (песни, танцы…).

Народное искусство создает широкие обобщения, типические образы, повергает действительность к глубокому анализу.

Народ - создатель, носитель и хранитель языка, а язык - это важнейший фактор, определяющий процесс духовной культуры.

Народное творчество есть источник для профессионального искусства, образы и темы черпаются поэтами, художниками из творчества народа.

Умы великих людей невидимыми нитями связаны с жизнью народа. Произведение будет тем гениальнее, чем оно лучше и больше отражает думы, чаянья жизни народа.

Борьба народных масс вдохновляет на творчество великих творцов.

М.И. Глинка: "Народ создает музыку, а мы лишь ее ранжируем".

А.М. Горький: "Народ не только сила, создающая все материальные ценности, но он не иссекаемый источник ценностей духовных. Он первый по времени, красоте и гениальности творчества, и философ, и поэт, создавший все великие поэмы, трагедии земли, в величайшую из этих - историю всемирной культуры".

Социальная философия не умаляет роль художников, писателей, композиторов.

Творчество любого художника, мыслителя превратится в пустоцвет, если оно не отражает реальной действительности, если оно не уходит своими корнями в жизнь народа.

Влияние широких народных масс на прогресс культуры проявляется в многообразных формах.

в) Роль народных масс в политической жизни общества

В области политики трудящиеся массы должны быть послушным орудием в руках эксплуататоров.

В течение многих столетий эксплуататорские школы все делали для того, чтобы отстранить от участия и управления государством.

Они стремились не допустить влияния народа на политику, а сам народ лишить политических прав.

Несмотря на это, именно народ творит политическую историю и широком смысле.

Не одно важное событие, имеющее первостепенное значение не проходило без решающего участия народных масс.

Классовая борьба трудящихся масс приводила к смене формаций.

В мирные периоды реформы совершаются под непосредственным или косвенным влиянием трудящихся, которые добиваются улучшения своего полномочия.

Роль народных масс в политической жизни общества особенно зримо проявляется в переломный период истории (в революциях, в национальных освободительных движениях и т.д.).

В результате революции проявляется скачок от одной формации к другой и главная движущая сила таких скачков - народные массы.

Совершение революции переворачивает на определенный длительный период направление исторического развития.

Активность борьбы определяет исход освободительных войн.

Исключительно важную роль играют народные массы в национальных освободительных движениях, в колониально-зависимых странах.

В современную эпоху небывало возрастает роль народных масс в борьбе за мир, за демократию и т.д.

Народ - творец истории и это не формула для плаката, это методологическая основа для деятельности всех прогрессивных сил.

Задача состоит в том, чтобы создать условия для развития творчества народа, как сознательной социальной силы.

Народ должен иметь информацию, т.е. народу надо говорить правду и об успехах и о недостатках - это властные требования политики, претендующие на успех.

 

2. Некоторые идеологи критикуют сторонников философского материализма за то, что они признают действие народных масс, но отрицают роль личности.

В действительности философский материализм отвергает идеалистическое представление о том, что именно великие люди творят историю, но вместе с тем, социальная философия утверждает, что классы организуются в партии, а партии выдвигают своих руководителей, лидеров.

Не один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, которые способны организовать движение и руководить им.

Чем более активен класс, тем большую роль играет выдающиеся личности, выражающие интересы этого класса.

Не всякая известная личность есть великая личность.

Личность велика в той мере, в какой она понимает и отражает потребности прогрессивного общественного развития.

Сила великой личности в служении интересам передовых классов.

Великий человек видит дальше других и хочет сильнее других, значит выдающийся человек велик не тем, что он может изменить ход истории, его величие в том, что его деятельность больше чем деятельность других способствует прогрессивному развитию общества.

Если класс реакционный, то и личность тоже будет играть реакционную роль.

Как правило, такая личность терпит провал, и история сметает такую личность.

Результат деятельности великой личности измеряется не тем, что она не дала обществу, а тем, что она дала обществу по сравнению с другими.

Нельзя однако смешивать авторитет великой личность с культом личности.

Придавая огромное значение, социальная философия решительно против культа личности.

Культ - почитание.

Это явление религиозного порядка.

Культ - это приписывание той или иной личности сверхъестественных способностей, больше того, что она может сделать.

Культ явление не внутреннее.

Человек поклоняется потому, что он верит, что надо поклоняться, поэтому господствующие классы всегда стремились к созданию культа личности, ибо от имени возвеличенного человека легче проводить свою политику.

Чтобы культ был, надо, чтобы и человек стремился к обожествлению.

Культ в нашей стране существовал как результат разрыва между теорией марксизма и практикой.

Имели место пережитки докапиталистических форм жизни психологии масс, ведь история русского народа была связана с абсолютной монархией.

Чрезвычайные общества способствовали созданию культа, страна данное время находилась в огне фронтов и необходимо было единоначалие.

Гарантии культа:

1)политическая сознательность масс возрастает и должна возрастать.

2)культ начинается тогда, когда появляется беззаконие.

3)важное условие, исключающее возможность появления культа - это гласность и развитие демократии.

 

 

45.Теоритические модели исторического процесса вв философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ концепция «трех волн» (Э.Тоффер)

В социальной философии К.Маркса вместо рассуждений об обществе вообще речь идет об анализе конкретных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам.

Общественно-экономическая формация (далее ОЭФ) – это исторически определенный тип общества, особая ступень его развития: «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». В основе каждой ОЭФ лежит способ производства, включающий в себя производительные силы и производственные отношения. Последние образуют сущность данной формации, ее экономический базис, которому соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка.

Последовательность смены ОЭФ выявляет внутреннюю логику мировой истории. В первичной ОЭФ (первобытной/архаичной) человек выделяется из природы и создает предпосылки цивилизации. Вторичные ОЭФ (антагонистические) развивают производительные силы и культуру до такой степени, когда дальнейший прогресс становится возможным лишь на основе устранения социальных антагонизмов. Третичной ОЭФ является коммунистическое общество, вбирающее в себя все позитивное, созданное в предшествующих формациях и реализующее конечную цель исторического развития – достижение свободы.

Главным критерием разграничения ОЭФ по их экономической природе являются формы собственности на средства производства. По этому признаку период антагонистического общества делится на ряд формаций в узком смысле слова. Преобладающей градацией является выделение двух форм эксплуатации – рабства и крепостничества – и соответственно – рабовладельческой и феодальной формаций. Высшая ступень антагонистического общества – капиталистическая ОЭФ, опирающаяся не на простые орудия труда, а машинное производство.

В марксизме последовательная смена ОЭФ объясняется противоречием между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые в определенный момент превращаются в оковы дальнейшего развития производительных сил. Переход от одной ОЭФ к другой совершается путем социальной революции (по К.Марксу, это «локомотивы истории») – смены данного способа производства исторически более прогрессивным.

Последовательная смена формаций образует магистральную линию прогресса человечества, определяет единство исторического процесса. У всех народов общим исходным пунктом развития является первобытнообщинный строй. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием: не каждый народ проходит обязательно через все классовые формации; существуют разновидности или локальные особенности, наличие различных переходных форм от одной формации к другой. Еще одним вариантом является сосуществование в одну историческую эпоху различных формаций.

Таким образом, теория ОЭФ признает поступательный, прогрессивный характер общественного развития и ведет к выводу о неизбежности смены капитализма коммунистическим обществом. В теории ОЭФ исторический процесс предстаёт как имеющий перспективную магистральную линию (первобытное общество – рабовладельческое общество – феодализм – капитализм – коммунизм). Однако народы не «обречены» идти одним и тем же историческим путем и обязательно проходить все ступени, признается наличие вариантов исторического развития (античный способ производства в Европе и азиатский способ производства на Востоке как формы перехода от первобытного к классовому обществу).

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 135 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав