Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Единицы исторического процесса (этнос, страна, локальная цивилизация, человечество)

Читайте также:
  1. II. Первые исследования в области сравнительно-исторического языкознания.
  2. IV. Логическое направление сравнительно-исторического языкознания.
  3. OБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
  4. Process Control Block и контекст процесса
  5. VI. Младограмматическое направление сравнительно-исторического языкознания.
  6. VII. Методическое обеспечение учебного процесса
  7. Адаптивный характер эволюционного процесса
  8. Алгоритм диагностического процесса
  9. Алгоритм управленческого процесса
  10. Анализ качества продукции и производственного процесса

47.Исторические типы цивилизаци1:традиционная, техногенная, российская

Понятие «цивилизация» было выдвинуто в середине XVIII века в рамках французского Просвещения. Просветители называли «цивилизованным» общество, устроенное на началах разума и справедливости. Такое понимание было в значительной степени направлено против критиковавшегося ими «неразумного» феодального общества с господствовавшей в нем клерикальной идеологией.

В XVIII-XIX веках в западноевропейской социальной мысли утвердилось четыре основных подхода к трактовке цивилизации.

Цивилизация как конечная стадия прогресса человечества. Эту идеювыдвинули еще античные историки Геродот и Тацит. Пытаясь объяснить общие черты в культурах народов, они выделили три стадии развития хозяйства – охота и собирательство, скотоводство и земледелие – и, соответственно, три стадии развития общества – дикость, варварство и цивилизацию. Цивилизация понималась как преодоление первобытного состояния, переход к государственной организации общества, начало целенаправленной, организованной социальной жизни.

В середине XIX века в Европе возникла наука о народах мира – этнология, – первым подходом в рамках которой являлся эволюционизм. Его сторонники, и, прежде всего, Э.Тэйлор и Л.Морган, заимствовали разработанную в античности концепцию и подкрепили ее солидным этнографическим материалом о хозяйстве, культуре, социальной организации разных народов. Ф.Энгельс, опиравшийся на идеи Л.Моргана, тоже являлся сторонником этой трактовки цивилизации.

Цивилизация как определенный этап прогресса. Эта концепцияблизка первой в идее стадиальности истории, наличия универсальных законов исторического развития, верой в прогресс, трактовкой национальных историй как частных случаев проявления универсальных закономерностей. Разные народы быстрее или медленнее движутся в одном и том же направлении исторического развития, а поскольку европейские народы являются воплощением прогресса, то их путь задает направление общественного развития в целом. Возник европоцентризм, абсолютизировавший европейский путь развития как универсальный.

Возникли концепции «стадий развития нравственности» (семья – гражданское общество – государство) Г.Гегеля, «стадий эволюции мышления» (теологической – метафизической – позитивной) О.Конта, концепция ОЭФ К.Маркса. В XX веке к этому ряду отчасти примыкают теории «стадий экономического роста» У.Ростоу и постиндустриального общества (Д.Белл, А.Тоффлер и другие).

Этноисторическая концепция цивилизации. Накопленные этнологией факты свидетельствовали о большом многообразии культур в неевропейском мире. Возникло противоречие между культурно-историческим многообразием народов и идеей универсальности пути развития. Его попытался разрешить французский историк Ф.Гизо: с одной стороны, существует специфика культур народов, а, с другой, имеет место «цивилизация» как прогресс человеческого рода в целом. С более радикальным воззрением выступил Т.Жуффруа: у каждого народа – своя цивилизация. В XX веке сходные идеи сформулировал Л.Гумилев.

Локально-историческая концепция цивилизации. Зародилась во второй половине XIX века, ее истоки содержатся в концепциях культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского и локальных культур О.Шпенглера. Однако, прежде всего, с именем А.Тойнби,обосновавшего концепцию локальных цивилизаций, связана в социальных науках XX века эта концепция (см.далее).

Локальная цивилизация понимается как специфическая, историческая социокультурная система с пространственно-временными границами. Между элементами такой системы существует сеть отношений, которые могут быть экономическими, политическими, культурными, но так или иначе они преодолевают разобщенность индивидов. Локальная цивилизация – это и устроение общества на основе определенных принципов, и транснациональное, трансграничное образование, скрепляемое универсальной для нее системой ценностей. Это – главный фактор, определяющий специфику локальной цивилизации. На этом же основании происходит выделение Запада и Востока как цивилизационных типов.

 

Сравнение ЗАПАД ВОСТОК
Главная ценность Новация, вера в возможности разума, науки и техники Традиция, опора на проверенные временем методы деятельности
Динамизм Высокая скорость социальных изменений, социальная ценность времени, ориентация на ускорение развития Инерционность развития и отставание, замедленные темпы социальных изменений
Отношение к миру Открытое общество Относительно закрытое общество
Модель времени Линейно-стадиальная модель социального времени с ориентацией в будущее, вера в общественный прогресс Циклическая модель социального времени с ориентацией в прошлое, на авторитет традиции
Отношение к природе Преобразование в интересах развития общества Слияние человека с природой в интересах сохранения гармонии
Смысл жизни человека Реализация творческих способностей, преобразование общества и природы Духовно-нравственное преображение личности
Человек в обществе Индивидуализм, доктрина прав и свобод человека Коллективизм, правами обладает не индивид, а коллектив
Ценности человека Рационализм, утилитаризм, приоритет материальных ценностей Религиозное миросозерцание, приоритет духовных ценностей
Социальная структура Гибкая с возможностью вертикальной социальной мобильности Жесткая с четкой иерархией социальных ролей
Стиль мышления Либеральный, демократический, толерантный Авторитарно-традиционалистский, консервативный

 

Западную цивилизацию называют еще техногенной, восточную – традиционной. Первая ведет отсчет своего существования примерно с XVI века, что было связано с зарождением капитализма, развитием науки и техники. Средневековое общество в Западной Европе было традиционалистским и к нему было применимо большинство черт, которыми обладали восточные общества.

Подводя итоги, можно выделить принципиальные различия между локально-исторической и стадиальной концепциями цивилизации.

 

Сравнение СТАДИАЛЬНАЯ ЛОКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
Единство исторического процесса Подчеркивает единство всемирно-исторического процесса, образуемого наличием его магистральной линии Подчеркивает многообразие всемирно-исторического процесса, отсутствие его магистральной линии
Человечество Признает единство человечества Ставит под сомнение это единство
Время Линейно-стадиальная модель Исторический круговорот
Многообразие развития Подчеркивается идея европоцентризма, универсального пути развития Содержит идею полицентризма, культурной разнородности человечества
Прогресс Признает прогрессивное развитие всего человечества Отрицается универсальность прогресса для всего человечества

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 53 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав