Читайте также:
|
|
Мировоззрение. Виды мировоззрений
Мировоззрение – это совокупность представлений и теоретических взглядов на мир,на место человека в нем и на взаимоотношения между людьми.
Типы мировоззрения:
· мифологическое (опирается на воображение, харектеризуется чувством сопричастности по всему живому. Для этого типа мировоззрения не существует слова «бог», «боги», есть только более могущественные природные силы)
· религиозное (опора на веру в сверхъестественные силы. Понятия «бог», «боги», «двоемирие». Мир делится на верхний (лучший) –божественный и нижний- земной)
· художественное (опиратся на воображение.Индивидуален. Субъективен)
· научное (опирается на рациональное мышление,логику. Стремится к объективности,доказанности и обоснованности каждого положения)
· философское (Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.)
Предмет, структура, функции философии.
Главный предмет философии- это самое существенное в природе,обществе,человеке.Это сущность человека и мира.
В состав философии входят:
§ теоретическая философия (систематическая философия);
§ социальная философия;
§ этика;
§ эстетика;
§ логика;
§ история философии.
Основными частями теоретической философии выступают:
§ онтология — учение о бытии;
§ гносеология — учение о познании;
§ диалектика — учение о развитии
§ аксиология (теория ценностей);
§ герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).
Функции философии:
· Мировоззренческие (критич.,гуманистич.,воспитат.,ценност.)
· Методологические (систематизир.,координирующая,познавательная,эврестическая)
Основной вопрос философии. Направления философии
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:
- материя реально существует;
- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
- материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
- материя существует и различается по своим внутренним законам;
- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
- сознание определяется материей (бытием).
– направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:
объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)- считали,что: 1)реально существует только идея;2)идея первична;3)вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;4)«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);5)«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;6)каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи
субъективный идеализм (Беркли, Юм) - считали, что:1)все существует только в сознании познающего субъекта (человека);2)идеи существуют в разуме человека;3)образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;4)вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
объективный идеализм;
субъективный идеализм;
материализм; (первоосновы мира материальны)
вульгарный материализм;
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);
в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;
материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
гносеологической (познавательной) стороны:
гностицизм - Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
мир познаваем;возможности познания неограниченны.
агностицизм - Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):мир непознаваем;возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
эмпиризм (сенсуализм) - Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
рационализм - Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.). В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |