Читайте также:
|
|
Древнекитайская философия не сильна в познанияприроды. Например, происхождение мира она объясняласкорее мифологично, чем философски. Вначале был Хаос; затем в нём возникли два начала — мужское ("Ян" — небо) и женское ("Инь" — земля). Их взаимодействие (оплодотворение посредством дождя, который играл роль "мужского семени") привело к рождению видимых вещей. В древнекитайских философских учениях даже нет понятия "бытие", или его аналога. Китайцев больше интересовала не природа вещей, а их ценностные аспекты, полезность для человека.
Основатель конфуцианства – Конфуций (551-479 до н.э.) или Кун-цзы – учитель Кун. Уже в 20 лет прославился как знаменитый педагог Китая.
В центре внимания – человек и вопросы его идеального воспитания (умственного и нравственного развития, поведения).
Человек есть элемент общества, подчинен ему. Государство это большая семья, коллектив, в котором растворяется личность.
Причина нравственного падения и смуты в обществе – пренебрежение к религии и ее ритуалам.
Главная категория «Небо», оно есть Бог, нравственность, к которому надо относиться почтительно. Царь – посредник между Небом и людьми. (Поднебесная империя). Сущность воспитания идеального человека – в духовном его соединении с Небом (Богом).
Основное требование к человеку – быть человечным (доброта, человеколюбие, гуманность). Это категория «Жень»
Основой человечности является уважение к родителям и старшим (сыновья почтительность), т.н. категория «Сяо».
Это есть самый эффективный способ управления страной (большой семьей). Поэтому отношения правителя и подданного должны строиться по аналогии как отношения отца и сына, старшего и младшего брата.
Концепция «золотой середины» – в управлении народом не допускать ни перегибов, ни чрезмерной мягкости, т.е. необходимы компромиссы.
Другие императивы (правила, советы)Конфуция:
- не делай другим того, чего не пожелаешь себе;
- помогай другим в том, чего бы ты сам хотел достичь.
Даосизм (школа Дао) – важнейшая философская школа в Китае.
Возникла во 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э.
Основатель – Лао-цзы, важнейший представитель – Чжуан-цзы.
Главная категория «Дао» (путь) – начало и основа мира, всеобщий невидимый закон природы, который определяет мир (природу, общество, человека) и управляет им. Вселенная спонтанно возникает и исчезает.
Цель даосизма – стать счастливыми, тем самым стать на путь дао.
Цель жизни – возвращение к вечному,к свои корням.
Нравственный идеал даосизма – отшельник,который с помощью религиозной деятельности, дыхательных упражнений и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодалеть все страсти и желания, погрузится в общение с божествами Дао.
Считают что, Человека развращает общество,делает его противоестественным, вызывая и поддерживая в нем следующие чувства: корыстолюбие, эгоизм,зависть, лицемерие, стремление возвысится над другими.
Принципы даосизма:
1) Недеяние (У-Вей) – освобождение от отрицательных чувств,от противостояния
2) Соответствие положению вещей (принцип естественности)
3) Принцип единения – В основе всего лежит энергия «Ци»
4) Отказ от рационализма – мир иррационален, нелогичен.
Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".
2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |