Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Диалектика и метафизика

Читайте также:
  1. C) диалектика
  2. Античная филисофия: истоки и общая характеристика.Диалектика материи и идеи-основная проблема античной философию
  3. Билет 19. Принцип ситемности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа в медицинском познании.
  4. Билет 20. Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
  5. Билет 30 Идея развития в философии. Законы диалектики Диалектика как концепция развития. Основные идеи современной синергетики
  6. Бытие человека как центральная проблема философии. Диалектика природного и социального в человеке.
  7. Вопрос 10. Метафизика, онтология и логика Аристотеля. Учение о человеке, душе и разуме.
  8. Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.
  9. Вопрос 12. Диалектика субъекта и объекта в философии И.Фихте и Ф.Шеллинга. Философская система Г.В.Гегеля.
  10. Вопрос 14 . Движение как способ существования материи. Диалектика форм движения материи.

В истории философии сложились два различных метода познания - диалектический и метафизический.

Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектическая теория лишь более или менее точно ее отражает.

В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Современные метафизики признают движение, развитие, но дают ему извращенное толкование. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник движения в их внешних столкновениях.

Как диалектика, так и метафизика имеют свою многовековую историю. Слово "диалектика" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает искусство вести спор, полемику. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью выяснения истины путем столкновения противоположных мнений. В философии Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применяется к осмыслению сферы мышления и связывается с совершенствованием способности последовательно, логично мыслить. Среди философских умов Древней Греции, акцентировавших свое внимание на диалектической сущности бытия, В. И. Ленин особо выделял Гераклита, который доказывал, что мир, бытие находятся в беспрерывном движении, изменении, обусловливаемом борьбой противоположных начал. Древнегреческим философам принадлежит огромная заслуга в создании исторически первой, наивной формы диалектики.

Метафизические воззрения зародились также в античной философии. Еще в VI-V веках до н. э. в философии Ксенофана, Парменида, Зенона и других содержались попытки доказать, что бытие неделимо и неподвижно, что всякая множественность и всякое изменение представляются противоречивыми, а поэтому невозможными. Но особое развитие метафизические воззрения получили в философии нового времени, которая испытывала сильное влияние естествознания, достигшего в ту эпоху выдающихся успехов, особенно в математике и механике. Осуществляемое естественными науками расчленение единой природы на составные части и изучение их порознь, будучи необходимой стороной общего познавательного процесса, формировало у исследователей привычку рассматривать эти составные части, вещи и процессы в их обособленности, вне общей связи, движения и развития. "Перенесенный... из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий - метафизический способ мышления", - писал Ф. Энгельс.

Ограниченность метафизического метода была подвергнута основательной критике в немецкой классической философии, особенно в трудах Гегеля, который сформулировал основные диалектические законы, гениально угадав в диалектике понятий диалектику вещей. Гегель "впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения...".

Но Гегель был идеалистом. Развитие трактовалось им как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. В понятии он находил высший расцвет и бытия и сущности. В итоге понятие у Гегеля выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.

Идеализм Гегеля резко критиковали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие революционные демократы 40-60-х годов XIX века, которые сделали серьезную попытку материалистического осмысления диалектики.

Подлинно научную форму диалектика обрела в трудах К.Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Благодаря им она стала действительной наукой, изучающей наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления.

Марксистско-ленинская диалектико-материалистическая философия явилась в известном смысле диалектическим отрицанием всех предшествовавших философских систем. Это нашло свое отражение и в трактовке ею своего предмета. Объектом философского исследования она считает развивающуюся действительность и процесс ее познания человечеством. Поэтому единственно верным, адекватным методом ее изучения может быть только материалистическая диалектика как наука "об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления...".

С термином "метафизика" такое понимание состояния мира тогда не связывалось. Этот термин ввел в философию систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о "бытии самом по себе". "Метафизика" - буквально "после физики". Следуя этой традиции, с первых веков нашей эры словом "метафизика" стали обозначать философские учения о недоступных органам чувств (сверхчувственных) и лишь разумом (умозрительно) постигаемых началах всего сущего.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав