Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Идея сверхчеловека в философии Ницше

Читайте также:
  1. Cпецифика русской религиозной философии
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  4. N3 Функции философии
  5. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше
  6. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  7. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности
  8. Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
  9. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии (Хомяков, Герцен)
  10. Английские философы Нового времени Ф.Бэкон и Т.Гоббс о роли философии в познании природы, общества и человека.

Сверхчеловек, в понимании Ницше, является целью и результатом нового эволюционного

витка развития человеческого вида. Он становится третьей, высшей ступенью в ряду: обезьяна –

человек – сверхчеловек.Соответственно важно понять, что собой представляет

сверхчеловек, как более совершенный, с точки зрения немецкого мыслителя, человеческий тип.

Ницшеанский сверхчеловек – это, прежде всего, новый человек. Ницше

практически ничего не говорит о новом физиологическом измерении сверхчеловека, например,

физической силе, прочих способностях. Человек идентифицирует свою принадлежность к про-

странству «сверх» через принятие новых ценностей, новых стратегий жизненного ориентирова-

ния, главной из которых является способность к созиданию новых ценностей.

Сверхчеловек, по Ницше, рождается из осознанного упадка прежней культуры и из раз-

венчанных ценностей прошлого человека. Поэтому первичным содержательным основанием

сверхчеловека является нигилизм. Это связано с тем, что понятие «нигилизм» у Ницше имеет прямо противоположные семантические

коннотации в зависимости от контекста употребления: «нигилизм силы» и «нигилизм слабости».

«Нигилизм силы» есть отрицание метафизики, абсолютной морали, религии и всей области

идеально потустороннего. Он является обязательным этапом и прологом к достижению сверх-

человеческого состояния. «Нигилизм слабости» есть отрицание посюстороннего мира и возвы-

шение потустороннего/идеального.

Итак, через «нигилизм силы», разбив «старые скрижали», человек расчищает себе среду

для рождения сверхчеловека. Ядром метафизики, морали, традиционных ценностей и вообще

всего идеального мира Ницше объявляет Бога. А, значит, именно на его критику направлен

главный удар положительного ницшеанского нигилизма. Тезис о «смерти Бога» становится цен-тральной диспозиционной точкой «конца и начала», из которой и становится возможно появле-

ние сверхчеловека. Осознание и принятие «смерти Бога» подводит черту под человеком преж-

ней формационной линии. Ницше оставляет человека наедине с посюсторонним миром, ли-

шенного метафизических оснований, ценностей и ориентиров.

Сверхчеловек – это человек мыслящий и действующий после смерти (убийства) Бога,

преодолевший в себе «нигилизм слабости». Над ним нет теперь никакой «высшей инстанции», насколько Бог вообще возможен, сверхчеловек сам становится Богом. Он, пола-

гал мыслитель, распространяет на себя все «атрибуты, которые раньше мы приписывали Богу», то есть сверхчеловек сам становится творцом мира, в котором он живет, творцом

новых высших ценностей. Феномен сверхчеловека приходит в посюстороннее пространство на

смену Богу и тем самым привносит в культуру новую систему ценностных координат.

Позитивная программа сущностных черт сверхчеловека у Ницше складывается из дина-

мического раскрытия таких категорий, как дионисизм и воля к власти. Все характеристики

сверхчеловеческого состояния, так или иначе, выводятся из различных вариаций и интерпрета-

ций указанных категорий.

Другой содержательной составляющей ницшеанского концепта сверхчеловека, через кото-

рую происходит экспликация его сущностных черт, является понятие «воля к власти». «Воля к власти» как философское понятие в работах Ницше имеет весьма многообразное смысловое толкование. Например, она оказывается тождественна «воле к истине», «воле к равенству», а также может являться добродетелью, «примитивной формой аффекта» и главным «инстинктом свободы».

Непосредственная бытийная экспликация сверхчеловека осуществляется через акт его

властного воления. Посредством обладания силой (мощью) человек становится способен перейти

за границы Добра и Зла и творить свой ценностный мир, что и возводит его в ранг сверхчеловека.

Соответственно, мы приходим к пониманию того, что ницшеанский сверхчеловек – это

человек, произведший радикальную переоценку ценностей, отказавшийся от всех метафизиче-

ских оснований жизни и ставший, благодаря наличию воли к власти, законодателем новых цен-

ностей. Сверхчеловек предельно индивидуален.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав