Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Кузанский) и натурфилософия (Дж. Бруно).

Читайте также:
  1. Вопрос №4 Античная натурфилософия
  2. Греческая натурфилософия
  3. Греческая натурфилософия.
  4. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.
  5. Древнегреческая натурфилософия
  6. Древнегреческая натурфилософия.
  7. Древнегреческая натурфилософия.
  8. Древнегреческая натурфилософия. Милетская и Элейская школы
  9. Натурфилософия

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая

свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом

диктатуры церкви.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех

совершающихся в мире событий.

Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как

личности, его права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному

аскетизму:

– Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной

Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;

– Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и

прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;

– Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»

выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения

живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены

человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода

Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека,

его безграничные творческие возможности).

Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на

свободное развитие и проявление своих способностей.

Этапы развития гуманизма:

– светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству

церкви;

– ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию,

Германию и др.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

– отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой

природы;

– использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

– тесная связь с естествознанием;

– исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей

направленности.

Философия Возрождения (антропоцентризм)

Эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. Культура Возрождения обращается к

культурному наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры –

Возрождение. Культуру Возрождения отличают светский, антиклерикальный характер и гуманизм.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения можно выделить три периода:

– гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму

интерес к человеку в его отношениях с миром;

– неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем;

– натурфилософский.

Деление это в известном смысле условно и носит не столько хронологический, сколько

типологический характер.

Важная отличительная черта мировоззрения этой эпохи – его ориентация на искусство. При этом

главное внимание уделяется человеку. Человек не только является объектом философского

исследования, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Поэтомуфилософское мышление Возрождения можно назвать антропоцентрическим. Возрожденческое

понимание человека отличается от античного и средневекового. Для гуманистической философии

эпохи Возрождения характерно рассмотрение человека в его, прежде всего, земном

предназначении. Его отношения с природой и Богом рассматриваются в рамках нового,

пантеистического понимания мира. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого

себя. Его позиция – гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, он

склонен приписывать все свои заслуги себе. Человек сам теперь – творец, а потому фигура

художника-творца становится символом Ренессанса, он созидает новый мир, красоту, творит

самое высокое, что есть в мире – самого себя.

Натурфилософия эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения, однако, не остается без внимания, особенно

в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь

утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая

натурфилософия есть пантеизм. Это религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и

мировое целое. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытие в области

географии (открытие и изучение новых территорий), астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей), ана-

томии (А. Везалий).

Николай Кузанский – одна из самых значительных фигур раннего Ренессанса, последовательный

пантеист. Самое значительное произведение

Н. Кузанского – «Об ученом незнании», в котором он рассматривает центральную проблему своей

философии – проблему соотношения Бога и мира. Бог, рассматриваемый Н. Кузанским, получает у

него наименование абсолютного максимума, или Абсолюта. Он максимум, так как он то, более чего

не может быть, но поскольку он не может быть и менее того, что он есть, то он и минимум.

Следовательно, абсолютный максимум и минимум совпадают в Боге. Трактуемый Н. Кузанским Бог

выявляется не в его потусторонности, трансцендентности миру, а в неразрывном единстве с миром.

Таким образом, Н. Кузанский отвергает дуалистическое понимание мира и Бога. Низводя

бесконечность Бога в природу, Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей в

природе: максимума и минимума, сформулировал идею бесконечности Вселенной. Единое

тождественно беспредельному, бесконечному, и этот принцип дал толчок для развития

математики и астрономии. Тем самым Н. Кузанский подготовил революцию Н. Коперника,

устранившую геоцентризм [6].

Под натурфилософией мыслители XVI в. понимали не только предмет своего исследования –

философию природы, но и естественный, «натуральный» подход к познанию законов

мироустройства.

Наиболее выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим позиции пантеизма,

является итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548–1600). Он рассматривал окружающий

мир как единый. Вселенная, согласно Дж. Бруно, единая, бесконечная и неподвижная.

Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и движения, однако в целом она не

двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и

природы, материи и формы, единства и множественности. Во Вселенной духовная и телесная

субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривал как то начало, которое

производит формы из самого себя. Тем самым отвергалась идея творения. В своем

космологическом учении Дж. Бруно опирался на гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Он

утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное

количество миров. Тем самым он отвергал наличие внешнего Бога, сотворившего якобы мир.

Следуя пантеизму, Дж. Бруно отождествлял Бога с природой и, более того, отождествлял Бога-

природу с материей.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 63 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав