Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Научное познание

Читайте также:
  1. Билет 11. ПОЗНАНИЕ
  2. Виды познавательной деятельности. Научное познание и его структура.
  3. Вильфредо Парето (1848-1923): научное творчество.
  4. Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания.
  5. Воля не является изолированным свойством психики человека. Поэтому она должна рассматриваться в связи с другими сторонами психики и в первую очередь с познанием
  6. Вопрос 13. Обыденно-практическое и научное знание
  7. Вопрос 26. Познание, его возможности и границы. Знание и вера.
  8. Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.
  9. Вопрос 41 Познание как предмет философского анализа Субъект и объект познания
  10. Вопрос 42 Познание и практика. Виды практики и ее функции

В научном познании главная роль принадлежит рациональному мышлению, которое взаимодействует с чувственным познанием. В научном познании выделяют такие формы:

1. Научный факт. факт — это само явление объективного мира, данное исследователю, так сказать, в чистом виде. Факт— это не сама реальность, а наше знание о ней. Наука постоянно увеличива­ет число фактов, и каждый факт — это субъективный образ объектив­ной реальности.

2. Проблема — объективно возникающий в ходе раз­вития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых пред­ставляет существенный практический или теоретический интерес.

3. Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения ги­потезы представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.

4. Теория. В научном познании теория рассматривает­ся как форма организованного достоверного знания о некоторой пред­метной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая фун­кционирование и развитие относящихся к данной области объектов.

В структуре общенаучных методов и приёмов выделяются три уров­ня ("сверху вниз"): общелогический, теоретический и эмпирический. Каж­дый уровень характеризуется собственными методами.

Научные методы эмпирического исследования.

1. Наблюдение- целенаправленное восприятие предметов действительности для получения непосредственных чувственных данных об объекте познания

2. Эксперимент- это способ чувственно-действительной действительности, когда явления изучают с помощью специальных условий, которые обеспечивают переход в чистом виде тех процессов

3. Сравнение

Научные методы теоретического исследования.

1. Формализация — отображение содержательного знания в зна-ково-символическом виде.

2. Аксиоматический метод — один из способов дедуктивного по­строения научных теорий, при котором:

а) формулируется система основных терминов науки

б) из этих терминов образуется некоторое множество

в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобра­зовывать исходные положения

г) осуществляется преобразование постулатов по правилам

Общелогические методы и приёмы познания.

1. Анализ разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Применяется как в ре­альной (практика), так и в мыслительной деятельности.

2. Синтез объединение — реальное или мысленное — различных сторон, частей предмета в единое целое.

3.Абстрагирование. Абстракция процесс мыс­ленного отвлечения отряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств.

4. Идеализация — это мысленное конструиро­вание понятий об объектах, несуществующих и неосуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в ре­альном мире.

5. Обобщение — процесс установления общих свойств и призна­ков предметов. Тесно связано с абстрагированием.

6. Индукция логический приём исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

7. Дедукция- противоположный индукции

8. Аналогия 9. Моделирование — метод исследования объектов на их анало­гах.

 

39. Философия традиционно выделяла в акте человеческого познания два его различных вида: чувственное (перцептивное) и рациональное. Первый самоочевидно связан с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.). Второй подразумевает работу разума -- абстрактно-понятийное мышление человека.

Формы чувственного и рационального познания

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления.

 

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на то направлена познавательная деятельность субъекта познания.

В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания. Познание — это взаимодействие субъекта и объекта. Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер. К основным видам практической деятельности человека можно отнести: § Материальное производство, § Социально-политическую деятельность, § Научный эксперимент. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов: -Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания, - Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира, - Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.

 

40. сознание и его сущность Сознание - это наиболее общая категория философии, которая соотносится с такой же всеобщей категорией как материя. Они выражаются друг через друга в пределах основного вопроса философии. В античной философии еще Гераклит, говоря о трудностях познания, выражал мнение о темной и светлой его стороны, о чувственном и умственном познании. Демокрит первым осуществил попытку создать науку о понятиях как формах мышления - логику. У Платона знание - это припоминание. Аристотель первым разработал логику как науку о правильном мышлении, у него это учение о категориях как мыслимом отображении действительности. Древнегреческая философия толковала сознание как невещественный феномен и преимущественно через нравственность. Но в учениях представителей натурфилософии (Фалеса, Анаксимена, Гераклита), а позже у Демокрита, Эпикура и Лукреция, душа толковалась как порожденная материальными стихиями. В средневековой христианской философии сознание толкуется как “душа”, в которой вера должна совмещаться с аргументами ума, но познание Бога является мистическим, иррациональным. Фома Аквинский обосновал возможность души выходить за пределы тела. Тем самым обосновывалась идея воскресения. В философии Нового времени большинство философов исходят из независимости разума от веры и науки и от религии. Сознание впервые становится предметом научного познания. Учение Ф.Бэкона об идолах является развитием учения о сущности сознания. особенное значение для последующего развития философии имеет концепция Спинозы об идеальном, которое толкуется как атрибут - неотъемлемое свойство субстанции. Философы французского Просвещения, оставаясь механицистами в толковании происхождения сознания, в силу того, что философия этого периода характеризуется направленностью на решение социальных проблем, рассматривают сознание на уровне соотношения общественного бытия и общественного сознания. В немецкой классической философии философы-идеалисты обосновали сознание и мышление через универсальные законы и категории. Кант толковал разум как априорную форму мышления, которая дана от рождения, тогда как рассудок формируется в практическом опыте. У Гегеля сознание - это состояние саморазвития абсолютной идеи. Тем не менее и здесь не была раскрыта социальная, социокультурная сущность сознания. Вульгарный материализм примитивно толковал происхождение мышления: мозг производит мысль так, как печень продуцирует желчь. Марксистская философия, использовав теоретические принципы этих идеалистических систем и опираясь на данные естествознания и диалектический метод, разработала диалектико-материалистическое учение о происхождении сознания, вывела материалистические основания его происхождения. Сознание - вторично, но не потому, что его когда-то не было, а потому, что оно является продуктом высокоорганизованной материи - человеческого мозга. Оно не дано от рождения, а производится человеком в процессе жизнедеятельности и бытия в культуре, активного усвоения достояний культуры. Противопоставлять материю и сознание невозможно. Биологическая форма жизни - лишь предпосылка появления сознания. Сознание существует реально, но это субъективная реальность. Сущность сознания - идеальна, но ее источник материален.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, преисполненная глубокого содержания. Чувства – это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей. По Платону помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Между созн. и материей сущ. и различие, и связь, и единство. Сущностью созн. является его идеальность, кот. выражается в том, что составляемые сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот. они возникли.

 

41. соотношение сознательного и бессознательного. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное. Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты. Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений». Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту. Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

 

42. Научное и ненаучное знание. Вера и разум. Рациональное и иррациональное.

Наряду с рациональными, существенное значение в познании имеют внерациональные факторы:

- бессознательное содержание психики. Оно может оказывать влияние на познавательные предпочтения и предубеждения, интересы и склонности;

- неявное личностное знание (то есть неосознаваемые субъектом представления о про­странственной организации реальности - «схема мира», умение пользоваться родным языком и т.п.). Такое знание имеет существенное значение для постановки познавательных задач, выбор способов их решения, оформления и восприятия новых сведений;

Человек всегда стремится рационально обосновать имеющиеся знания. Верит же он в то, что принимает без доказательств. Поскольку люди накапливают знания всю свою жизнь, опираясь при этом на достижения предшествующей культуры, оказывается, что значительная часть имеющихся сведений принимается именно на веру. Вера бывает религиозная и нерелигиозная. Если человек верит в утверждения, являющиеся ошибочными, его представления вступают в противоречие с новыми данными, гипотезами, открытиями. В таком случае оказывается, что вера затрудняет, замедляет процесс познания. С другой стороны, вера может способствовать познавательной деятельности (например, ученый должен верить, что проблема, над которой он работает, может быть решена). Вера - субъективная уверенность в правильности догадки, гипотезы - обусловливает настойчивость субъекта в ее обосновании, доказательстве;

Интуиция — она имеет особое значение в ситуациях, когда информация неполна и про­тиворечива. В результате интуитивной догадки человек внезапно, сразу усматривает целостное решение проблемы, не имея пока его логического доказательства. Однако неожиданность интуитивной догадки - лишь кажущаяся: успешность ее предполагает хорошее знание предмета, длительное размышление о нем. Интуитивное познание играет существенную роль в творческой деятельности.

Если познание - это воспроизведение в сознании связей и отношений объективно су­ществующей реальности, то творчество - это создание чего-то принципиально нового, это открытия, выводящие человека далеко за пределы наличных знаний.

Объяснение - это логическое, рациональное выявление причин и закономерностей воз­никновения, функционирования и развития изучаемого объекта. Оно позволяет дать прогноз дальнейших изменений такого объекта. Объяснение однозначно: если выявленные закономерности проверены и подтверждены, то на данном этапе развития познания предложенное объяснение является единственным.

Понимание - это выявление тех смыслов, которые вложены в устную речь, письменный текст, материальный памятник культуры (картину, архитектурное сооружение) их авторами и создателями. Понимание тесно связано с интерпретацией. Поскольку же языковые знаки имеют много смыслов, понимание многозначно: возможны различные способы понимания одного и того же текста.

Феномен понимания является специальным предметом исследования в особом философском течении - герменевтике (М.Хайдеггер, Г.Гадамер, П.Рикер и др.). Сторонники этого течения считают, что человек живет в мире, где всему дается название, все описывается в языковой форме. Поэтому познание всегда имеет диалогический и интерпретационный характер: человек познает мир путем диалога с авторами текстов, которые он должен интер­претировать и понять. При этом познающий субъект (интерпретатор) основывается на (а) знании утвердившихся значений слов, а также тех значений, которые они имели ранее; (б) представлении о личностных особенностях и намерениях автора. Однако любые тексты, в том числе написанные в предшествующие эпохи, человек воспринимает сквозь призму идей современной ему культуры (сквозь призму «исторической традиции»). Это обусловливает наличие предубеждения (предрассудка, предпонимания) и ставит под вопрос возможность абсолютно точного понимания текста. Из этого следует, что в ходе интерпретации субъект вносит в текст новые смыслы, что способствует развитию познания.

Особое решение вопроса о возможностях понимания предложено в философии пост­модернизма, сложившейся во второй половине XX века (Ж.Деррида, Р.Барт, Ж.Лиотар и др.). Основой анализа текстов здесь становится «деконструкция», то есть выявление внутренних противоречий и «остаточных смыслов» (не замечаемых ни автором, ни читателем). Слово больше не представляет объект, оно связано не со значением, а с «обозначающими следами». Их число столь велико, что возможности интерпретации становятся бесконечными. Но это значит, что познание самого объективного мира, его объяснение, как и понимание накопленных знаний фактически невозможны. Любое - даже естественнонаучное - знание оценивается в постмодернизме как «повествование», своего рода литературная история. Таким образом, «познающий разум», которым восхищались философы Нового и Новейшего времени, заменяется «интерпретативным разумом». В итоге сторонники постмодернизма приходят к выводу, что в современном обществе, захлестнутом избыточной информацией, субъект «скользит» по поверхности текстов и явлений, не проникая и не пытаясь проникнуть в их сущность.

 

 

43. НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Специфическими чертами науки являются:

1. Её основная задача — обнаружение объективных законов дей­ствительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования, главным образом, на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов.

2. наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

4. Для науки характерно осознание методов и приемов исследова­ния объектов. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приёмов, посредством которых исследуются данные объекты.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина

8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обосно­ванность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок.

Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания.
Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира.
Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание.
Но в отличие от него наука не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые, в принципе, могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.
Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего, это отличие но их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой.
Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку наука постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на личные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний.
Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания. Далее, наука, в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности — специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы.
Каждая из наука (математика, физика, химия, биология, технические и социальные) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философскомировоззренческие основания. Взаимодействие наук формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития наук.
Каждый этап развития науки сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности.

44.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав