Читайте также:
|
|
Сам термин «философия» появился благодаря древнегреческому философу Пифагору (5 в. до н.э.) и означает любовь к мудрости. В самом термине подчеркивается отличие философии от самой мудрости: философия – это не готовое знание, нечто раз и навсегда данное, что можно выучить, затвердить и использовать, а стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, что-то находящееся посередине между мудростью и невежеством, знанием и незнанием.
Предпосылкой к появлению философии является развитие цивилизации, изменение общественной жизни и, как следствие, изменение сознания людей. По сути, философия возникает как реакция на кризис мифосознания, на неспособность мифа объяснить происходящие в жизни людей изменения. Приблизительно можно датировать это серединой первого тысячелетия до н.э. Появление философии связано с появлением рационального сознания, поэтому на протяжении длительного периода времени философия и наука были тесно связаны, до 17 в. философия включала в себя весь комплекс научного знания («Философия – царица наук», «Философия – мать науки»), их размежевание началось позже.
философское мышление – оно представимо на различных уровнях, представляя собой теоретическое ядро мировоззрения.
Мифосознание было исторически первым типом мировоззрения. Миф (от греч. Mythos – слово, предание, сказание) – это специфическое образное синкретическое мировоззрение, исторически предшествующее появлению рационального мышления и характеризующееся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях и процессах. Миф характерен не только для ранних этапов эволюции человечества, но присутствует и в мышлении современного человека (социальные и политические мифы). Напомним, что философия как рациональное сознание появилась как реакция на кризис мифа. Основные черты мифологического мировоззрения:
1. Отсутствие рефлексии, Нет обоснования, все принимается на веру.
2. Авторитарность, т.е. наличие заданной авторитетом точки зрения на происходящее.
3. Антропоморфизм перенос свойств человека на весь окружающий мир, представление о родственной связи сил и явлений природы и человеческих коллективов) и одушевление природы. Природа, человек и боги нераздельны, существуют в одном пространстве и обладают сходными физическими свойствами.
4. Эмоционально-образная форма, т.е. мышление образное, а не понятийное.
5. Утилитарная направленность, т.е. тесная связь мировоззренческих проблем с практическими задачами (урожай, удача в битве, защита от голода и болезней и т.д.).
Основная тематика мифов:
1. Космическая тема (космогонические мифы): происхождение и строение Вселенной, важнейшие явления природы (затмения, наводнения, падения метеоритов).
2. Тема человека: происхождение человека, стадии его жизни, проблема жизни и смерти.
3. Тема культуры: проблема культурных достижений (добывание огня, изобретение ремесел, обряды и т.д.).
В силу названных черт мифосознание является основным для традиционного общества (т.е. такого, в котором образ жизни людей складывается и передается из поколения в поколение, не изменяясь, миф выполняет функцию культурного предания, истории народа. Как только темпы жизни изменяются (развитие цивилизации), миф перестает работать и появляются другие формы сознания (религия, философия).
2.Философия и религия: проблемы соотношения в истории и сегодня.
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40 — 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде,- опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого периода в ее истории, строго говоря, еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию, так как в понимании, отражении окружающего мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.
В первобытных обществах и, в частности, в ранних классовых государствах религия по своему характеру являлась родо-племенной, а в дальнейшем становится национально-государственной и политеистической. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них становятся мировыми. Первой по времени появления мировой религией является буддизм (VI—V вв. до н. э.), второй — христианство (1 в.), и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют людей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка или общественно-политического устройства.
Известно, что философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Мифологическое и религиозное мироощущение способствовали в известной степени появлению философии, но и философия, как в античности, так и в последующие столетия, способствовала становлению Христианства.
Но самый большой вклад в развитие религии внес Платон. Его идеи о различении мира явлений от мира вечных сущностей, его учение о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага и, главное, его учение о сущности божественного мира, как о системе идей, составляют непереходящий вклад греческого гения в развитие человеческого мышления, представлений о мире и божественном.
различия между философией и религией:
1. Религия основана на вере (эмоциональный компонент), философия же рациональна (основана на разуме, обосновании). Для верующего вопрос о существовании Бога, об истинности догматов не имеет смысла в силу самоочевидности ответа. Философия же насквозь пропитана сомнением, рефлексией.
2. Религия авторитарна и догматична (существует единый набор правил в данной религии, разделяемый всеми верующими, как не подлежит сомнению и авторитет пророков, священства и т.д.). Философия к любым авторитетам относится критически, «любой философ всегда начинает с критики предшественников и учителей», философия основана на свободомыслии.
3. У философии есть свой собственный язык, категориальный аппарат, религия в нем не нуждается, т.к. не является теоретической деятельностью.
4. Религия – массовое сознание, философия была и остается в настоящее время элитарным сознанием («Философия – это не для сапожников» (Вольтер)).
3.Философия и наука: соотношение понятий и взаимодействие их как духовных явлений. Критерии научности.
В древней греции само слово философия обозначало любо мудрие, любовь к науке. Философия был направлена на все, что вообще был способно или казалось способным ставть объектом познания. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии.
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
На основе общих принципов рационального понимания философская мысль формирует общие предположения о природе и возможных способах познания. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
Особым отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
Критеии отличия науки от философии:
1. Верификационный критерий
Н. стремится подтвердить свои умозрительные построения эмпирическими фактами. Ф. равнодушна подтверждениям. Главное для Ф. построение логической непротиворечивой системы категорий.
2. Фальсификационный
Все утверждения Н. эмпирически проверяемы и могут быть опровергнуты опытом. Утверждения Ф. эмпирически непроверяемы и неопровержимы.
3. Парадигмальный
В каждой Н. сеществеет одна или несколько фундаментальных теорий или парадигм, кот. в опр. момент придерживается большинство ученых. В философии нет господствующих парадигм.
4. Проблемный
В науке всегда есть круг открытых проблем. В Ф. нет решенных проблем.
5. Языковой
В Н. сущ-ет общепринятый язык. В Ф. – многоязыковость.
6. Эволюционный
Науч. тех. прогресс. В Ф. нет прогресса.
7. Национальный
Не сущ. национальной науки, а Ф. сущ.
8. Критерий полноты
Н. может развиваться не привлекая др. данные (самодостаточно). В Ф. каждый философ знает и думает об истоках.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 78 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |