Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этическая антропология Сократа

Читайте также:
  1. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  2. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии. Философия Сократа.
  3. Антропология и социальная философия Карла Маркса.
  4. Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
  5. Билет 21. Антропология и социальная Ф. Маркса
  6. Вопрос 21. Этика Канта и Сократа.
  7. Вопрос 6. Диалектика Сократа и Гераклита.
  8. Вопрос 8. Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов.
  9. Вопрос №39. Философская антропология. Проблема человека в истории философской мысли.
  10. Г) антропология.

Общим для древнегреческой культуры было понимание человека как микрокосма - малого космоса, в котором отражается в той или иной мере весь мир - большой космос - Вселенная. Сократ разделял это убеждение, однако он первый подчеркнул, кардинальное различие человека от остальных составных частей природы, указав на наличие в человеке души. Душа в понимании Сократа - это прежде всего особенность к самопознанию. Поиски ответов и есть жизнь души, ее сущность. Главной частью души является разум. Способность логически мыслить, рассуждать - это главная способность души. Разуму противостоят страсти, неумеренные желания идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Они нарушают равновесие души. Разум же является источником того, что Сократ называл самообладанием. Через разум человек реализует самообладание, приходит к власти над собой. Такая власть означает свободу. Сократ считал свободным того, кто умел управлять инстинктами, властвовать над собой. Свобода достигается тогда, когда душа является хозяйкой тела. Победа над инстинктами делает человека счастливым победителем внутреннего врага (страсти), при этом он достигает максимальной божественной и абсолютной самодостаточности. Если традиционно считалось, что герой - это тот, кто побеждает внешних врагов, то Сократ провозглашает героем мудреца - победителя врагов внутренних. Сократ поставил под сомнение все традиционные ценности своего времени (богатство, власть, славу и т.д.), связав их с понятием души и познанием. Он указал, что невежда, обладающий данными благами, будет бесконечно способствовать умножению зла, а управляемые познанием эти блага принесут наибольшую пользу. Забота о душе проявляется в познании ценностей и истины. Высшей задачей, целью человеческой жизни Сократ считал приобретение умения взращивания своей души в процессе постижения истины. Сократ образно сравнивал душу человека с восковой табличкой, на которой воспринятое им оставляет свой отпечаток. Он указывал на родство человеческой души с божеством и на вероятность ее бессмертия. Ответ Сократа на вопрос о человеческой природе остался классическим. Его сутью является следующий вывод: мы не может исследовать природу человека тем же путем, каким исследуем природу физических вещей. Человек - это существо, которое постоянно ищет и испытывает самого себя и условия своего существования. Такая установка по отношению к жизни и определяет ценность жизни. Этику Сократа можно подразделить на три части: 1) учение о благе; 2) учение о добродетелях; 3) учение об обязанностях. Благо - это понятие, определяющее цель и тонкость человеческой жизни. Благо - это то, к чему следует стремиться, чтобы стать счастливым. Сократ выделял следующие блага: 1) хорошее здоровье и физические силы, ибо они содействуют нравственной жизни; 2) духовное здоровье и умственные способности; 3) искусства и науки; 4) дружба - ценное и полезное благо, возникающее от восхищения добродетелью другого человека; это благо предполагает доброжелательность и старание привязать к себе друга разного рода благодеяниями; 5) согласие между родителями, детьми, близкими родственниками, потому что семейные отношения созданы Богом для взаимной помощи; 6) благополучие в государстве, т.к. благоустроенное государство обеспечивает всем гражданам процветание. Все эти блага в сумме составляют высшее благо, т.е. счастье. Чтобы достигнуть любого блага, нужно обладать определенными качествами. Добродетель - это положительнее качество человека (антоним порока). Сократ выделял три основных добродетели: 1) воздержанность (самообладание); 2) храбрость; 3) справедливость. Эти добродетели в сумме дают главную, общую добродетель мудрость. Мудрость состоит в умении отличать хорошее от дурного, полезное от вредного. Избегать дурного и стремиться к благу является основным правилом, обязанностью разумного человека. Понимание счастья Сократ связывает с пониманием обязанностей человека. Обязанности следует выполнять постольку, поскольку из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить богов; хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почетом в городе, надо приносить пользу городу;... хочешь, чтобы земля приносила тебе плоды в изобилии, надо ухаживать за землей...(1). Главную задачу философии Сократ видел в обосновании религиозно-нравственного мировоззрения, в противоположность натурфилософии, занятие которой он считал делом ненужным и безбожным, философия при Сократе становится не просто формальным учением, а новой, наполненной долгожданным смыслом жизнью.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 68 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав