Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема человека в древнекитайских учениях

Читайте также:
  1. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  2. I. "СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ НАШЕМУ".
  3. II Классификация хромосом человека
  4. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  5. III. Охарактеризуйте биологические и социальные движущие силы эволюции человека.
  6. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  7. Quot;Литературный экзистенциализм". Концепция человека у Ж.-П.Сартра. Анализ прочитанного произведения.
  8. R эмансипацию человека
  9. VI Основные закономерности психического развитя человека
  10. А) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

Буддизм – религиозно – философское учение, распространившееся в Индии, в Азии после V в. до н.э. Основателем этого учения считается Гаутама Сидхартха (Будда), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь, после чего «прозрел» и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними – «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

Средний путь – это путь знания, мудрости, разумного ограничения самосовершенствования. Путь к избавлению от страданий восьмеричен. Итогом этого пути является нирвана – высшая благодать (состояние полной невозмутимости и безразличия.)

Главная идея конфуцианства (Кун-фу-цзы - мудрый учитель Кун) - управление людьми в обществе. В обществе все должно оставаться неизменным. Человека Конфуций рассматривает как активного участника социальной жизни, и управлять обществом следует мягкими методами, а не путем государственного насилия. Правильный путь в жизни – это соблюдение некоей «золотой середины», основанной на правиле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Основателем китайской медицины считается император Шэнь – нуп, который, согласно преданию, составил первый травник с описанием более 1000 лечебных средств. Он так же считается основателем техники акупунктуры. Самый древний и великий китайский медицинский труд – трактат Нейузин (канон медицины) – приписывается императору Хуан – ди. Китайская медицина первоначально была магической, представления были довольно фантастичны. Однако есть основание думать, что они знали о кровообращении. Пульс играл основную роль в диагностики. Его измеряли в 11 точках, каждый раз используя три разных по силе надавливания.

11. Космоцентризм ранней античной философии. Проблема “первоначала ” у милетских философов.

Натурфилософия. Космоцентризм.

Особенностью философии первого периода была неразделенность собственно философских и естественно – научных знаний. Поэтому первые греческие философы были также и учеными – естествоиспытателями, механиками, математиками и пр.Центральным вопросом для них был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атом (мельчайшую и неделимую частицу, Пифагор – число, как символ гармонии мира. Крупнейшими достижениями философии первого периода стали диалектика Гераклита и атомистическая теория Демокрита.

Гераклит считал, что борьба – это способ достижения гармонии, способ существования. Атомизм Демокрита был «гениальной догадкой», одной из самых выдающихся идей в истории науки. Эти две философские концепции сохраняют свое научное значение в течение двух с половиной тысяч лет.

Фале́с — древнегреческий философ и математик из Милета и основатель милетской школы. Милетская школа - первая из древнегреческих философских школ (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – сосредоточила свое внимание на поиске материальной причины всего сущего – того первовещества, из которого произошло многообразие видимого мира. Как бы ни определяли мыслители это первовещество - как воду ли (Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или как воздух (Анаксимен), едины они были в убеждении, что реально, по истине существует лишь оно, а единичные вещи из него, из него возникающие и в него, погибая, возвращающиеся, имеют только видимость существования и самостоятельности. Все возникшие вещи представляют собой лишь ту или иную степень сгущения первоначала.

12. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты. Сократ.

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы. Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но он был тверд в признании бытия Бога. По его мнению боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. Человек –скопление атомов, отличается от других существ наличием души. Душа–вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.

Существенный шаг к идеализму сделали софисты. Так греки называли учителей красноречия и знаний, необходимых для активного участия в общественной жизни. Софисты первыми стали изучать внутренний мир человека – его мышление, интересы и потребности, систему ценностей. Протагору принадлежит афоризм: «Человек есть мера всех вещей». Таким образом, оценка мира дается уже не только объективно, но и субъективно – с точки зрения интересов человека. А вот искусство вести полемику, убеждать и доказывать направлялось софистами не на постижение истины, а на получение личной выгоды, за что их и критиковал Сократ. В наше время софистикой называют особый способ ведения полемики – путем логических ухищрений, подтасовки фактов, использования многозначности слов, вводящими собеседников в заблуждение.

Совсем иначе, нежели софисты, рассматривал проблему человека Сократ. Больше всего внимания в своей философии Сократ отводил проблеме познания и этики. Не случайно его называли учителем нравственности. Своими заявлениями «я знаю, что ничего не знаю» и «познай самого себя» Сократ показал, с одной стороны, насколько сложен процесс познания. А с другой стороны, он показал свои нравственные качества (скромность, преданность истине, благородство). Метод, который он использовал в познании человека, называется маевтикой и включает в себя диалог и иронию. Сократ был обвинен за развращение афинской молодежи и непочтение к богам и заключен в тюрьму. Он отказывается от побега, который готовят его ученики и выпивает чашу цикуты. Сократ считает, что философ должен жить и умереть в соответствии со своими убеждениями.

Наличие знания Сократ считает важнейшей нравственной характеристикой человека (все наши беды от невежества).Поэтому его этика рационалистична. Самого Сократа называли учителем нравственности.

13. Философская система Платона. Теория идей. Идеальное государство Платона.

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление Платона – ученика Сократа. Платон основал Академию (школу философов), просуществовавшую более 800 лет. Главным в философии Платона было то, что он впервые ставит вопрос о соотношении материи и сознания. Материальный мир, в котором живут люди, является лишь бледной «тенью» от некоего «мира идей». Все вещи материального мира временны, тленны, рано или поздно исчезнут. Лишь мир идей является подлинным, вечным, неизменным. Мир идей – подлинное бытие, а мир вещей – небытие. Эти взгляды Платона оказали сильнейшее влияние на развитие медицины. В основе медицины лежит концепция о постоянном взаимодействии тела и духа. Дух управляет материей.

Платона также волновали вопросы справедливого общественного устройства. И он создает концепцию идеального государства. По его убеждению, в государстве должны быть представлены три социальные группы: мудрецы – философы управляют остальными классами, ограничивая их свободу. Стражи – воины держат в повиновении низшее стадо. Эти две касты не имеют собственности и семьи. Зато третья каста (производители) может иметь собственность и семью. Высшие охраняют и направляют «низших», уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных. Это, конечно же, утопия, она никогда не подтвердилась на практике.

14. Человек, общество, государство в философии Аристотеля.

Аристотель оставил человечеству «Никомахову этику». Это канон этического образования вплоть до ХУIII века. Добродетелями человек может овладеть путем обучения и благодаря привычкам. Высшей добродетелью он считал справедливость.

В социальной философии Аристотель дает представление о человеке как о животном политическом (общественном). Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества. Регулирующим механизмом общества является государство. Государство возникает из потребностей людей в преодолении хаоса, в установлении социальной справедливости.

Аристотель подверг критике коммунистический идеал Платона, вводит понятие о «классах» богатых и бедных, о рабах и свободных. Он выступает за частную собственность, за воспитание детей в семье.

15. Философия и этика Эпикура, стоиков, скептиков.

Высшим благом для человека Эпикур считал блаженство, наслаждение. Однако наслаждение он не сводил к примитивным удовольствиям (пиршества, пляски, женщины) Сладостную жизнь рождает рассудок. Действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага. И высшая форма блаженства – состояние душевного покоя, невозмутимости. Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти.

Эпикур – последователь Демокрита и развивал дальше атомистические идеи своего учителя. Согласно Эпикура, атомы в своем движении могут отклоняться от своего пути, поэтому в мире существует случайность, и,следовательно, есть возможность свободы.

Стоицизм. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни. Счастье есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Идеалом для стоиков стал человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством («стоически») повинуется судьбе и воле богов. Такой человек знает, что сопротивляться всему этому невозможно и бесполезно. Эта философия отразила кризис и упадок рабовладельческого общества в целом.

Скептицизм. Его представители сосредоточили внимание на теории познания, они сомневались в достижении какого-либо знания. «Скептик» – человек сомневающийся. Уже наивная диалектика позволила установить постоянную текучесть и изменчивость вещей, относительность явлений. Скептики довели эти идеи до сомнения в силе и возможностях разума. Они впервые сознательно поставили и исследовали проблему возможностей и границ познания. Поэтому лучше всего воздержаться от суждений о вещах. А в повседневной жизни надо следовать обычаю и здравому смыслу.

16. Натурфилософия античности и медицина: Гиппократ, Алкмеон, Аристотель, Лукреций-Кар, Демокрит.

Натурфилософские взгляды Демокрита оказали влияние на формирование мировоззрения Гиппократа – «отца медицины».

Именно он положил начало главному методу медицины – «наблюдению у постели больного», он же является автором учения о темпераментах. А это является ключом к пониманию физиологии и патологии человека, а значит и к лечению человека.Гиппократ – родоначальник клинической медицины, так как рассматривает организм как сложную систему органов. Он же установил зависимость между состоянием организма и окружающей средой, установил, что на исход лечения оказывают влияние защитные силы организма «природа лечит, а врач наблюдает». Много позже эта защита организма получит название иммунитета. Гиппократ заложил основы этического поведения врача. Своими открытиями Гиппократ преодолевал мистику, религиозность, антинаучное восприятие мира и открывал возможности дальнейшего развития медицины.

В отличие от принятых в то время представлений, Алкмеон помещал источник познания не в сердце, а в мозг, считая его органом мышления.Опираясь на вскрытие животных и проводя наблюдения над заболеваниями и повреждениями мозга, он открыл главные нервы органов чувств (названные им, как и Аристотелем, «ходами» или «каналами»), их пути и окончания в мозговом центре.В ряде сочинений Алкмеон писал о развитии зародыша в утробе матери.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей.

17. Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии и ее особенности в христианстве.

Христианство возникает в I – II вв. н.э. на развалинах Римской империи. Вся жизнь общества, человека была подчинена порядку, установленному религией. Через призму Бога рассматриваются все явления в обществе. Так возникает теоцентризм. По мере того, как христианство приобретало все большее влияние и распространение, оно стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов. С этой целью оно пользовалось идеями античности.Часто рациональными средствами средневековая философия пыталась решить проблемы:

- доказательства бытия божия

- соотношения веры и разума

- понимание истории как движения к определенной конечной цели – «граду Божьему»

- свобода воли человека и возможность спасения души

Для этих целей использовались учения античных философов – Платона, Аристотеля.

18. Патристика. Философия отцов церкви. Блаженный Августин.

Патри́стика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Основным представителем патристики является Августин Аврелий. Августин Блаженный занимался философским обоснованием христианства на основе философии Платона. Он считал:

- источником всякого бытия, блага и красоты является Бог

- вера выше разума

- Бог создал и утвердил на земле «град божий» церковь и «град земной» – государство; управлять обществом должна духовная власть

- Человек состоит из тела и души, о которой он должен заботиться,

душа бессмертна и близка к Богу.

19. Схоластическая философия. Авторитет античных авторов как препятствие к развитию эмпирического знания.

Фома Аквинский – виднейший представитель схоластики. Схоластика – это средневековая религиозная философия, которую изучали в высших учебных заведениях и школах. Ф.Аквинский систематизировал теологию, в своих работах он опирался на труды Аристотеля. Ф.Аквинский утверждает, что:

- Бог – это первооснова мира и приводит пять доказательств существования Бога

- пытается примирить веру и разум. Аквинский считает, что вера и разум одновременно участвуют в процессе познания

- душа – доминирующее начало у человека. Бог дал человеку свободу воли и перестал вмешиваться в его повседневные дела Поэтому человек сам несет ответственность за свои действия. После смерти его душа дает богу отчет о своих делах-действиях

- общество иерархично. Социальное расслоение дано от Бога. Лучшая форма правления – монархия

- самый значительный труд – труд священников (наставников народа).

20. Схоластическое мышление и его значение в развитии Европейского рационализма. Учение об универсалиях: номинализм и реализм.

Схоластическое мышление на протяжении 9 веков (900 лет) господствовало в общественном сознании. Оно сыграло положительную роль в развитии логики, однако существенно затормозило развитие естественных, опытных наук.

Учение об универсалиях.

В ХI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Крупнейшей дискуссией был “спор об универсалиях”. Универсалии – это общие понятия (напр.плод, Бог. любовь, дерево, человек, здоровье и т.д.) В основе дискуссии лежит следующий вопрос: “в действительности существуют общие понятия или единичные конкретные вещи”. Реалисты (будущие идеалисты) утверждали, что в действительности существуют общие понятия. Номиналисты (будущие материалисты) утверждали, что в действительности существуют только единичные, конкретные предметы, а общие понятия создает познающий их субъект путем абстрагирования. Спор длился несколько столетий.

21. Проблема человека в схоластической философии. Дуализм души и тела.

Схоластика преследует образовательные цели: те же священники должны уметь размышлять, чтобы словами защищаться. Главная проблема схоластики - обустроение человека в христианском мире. Этот мир – теоцентрический.

Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание и материя представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Основоположниками являются Аристотель и Декарт.

22. Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Человек-творец. Антропоцентризм.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название из-за начавшегося возрождения в этот период важнейших принципов духовной культуры античности. Эта эпоха была ориентирована на искусство и центральное место в ней занимает культ художника – творца.

Если в центре внимания средневековой философии был Бог, то в философии Возрождения это уже человек, т.к. происходит переход к городскому образу жизни и развитию промышленности. Именно здесь и выявляется особая значимость человека, его творческой активности. Различные открытия и изобретения (ткацкий станок, порох, книгопечатание, компас, самопрялка, доменная печь, микроскоп, телескоп и т.д.) еще больше раздвинули возможности человека. Все это способствовало раскрепощению человека, изменению его образа жизни, повышению его образованности, а также изменению производственных отношений, кризису церкви и схоластики.

В эту эпоху было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Н.Коперника, Н.Кузанского, Д.Бруно. Т.Кампанеллы, Т.Мора, Э.Роттердамского и т.д.

Н.Кузанский сближает Бога с природой. Возникает новое направление в философии – пантеизм. Он же утверждает, что возможности человека безграничны. Другие астрономы увидели множество миров, увидели, что Земля не является центром Вселенной, и что она только крутится вокруг Солнца, а не наоборот.

Самое главное достижение эпохи – это то, что была сломлена диктатура церкви. Мыслителей больше интересуют творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы.

Основными чертами идеологии Возрождения становятся:

- гуманизм – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни

- антропоцентризм – человек становится главным предметом философии, которая вырабатывает новый идеал личности

- рационализм, который утверждает примат разума над верой.

Для философии эпохи Возрождения характерны следующие направления:

- гуманистическое –основоположник Ф.Петрарка, в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви

- натурфилософское – оно изменило представления о Космосе

- реформационное - Э.Роттердамский, М.Лютер, Т.Мюнцер попытались пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между людьми и церковью

- политическое - Н. Макиавелли рассматривает проблемы возникновения государства и управления государством. Выступает как реалист – практик по сравнению с социалистами-утопистами

- утопическо-социалистическое – Т.Мор и Т. Кампанелла, искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Их идеи оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

Значение философии Возрождения заключается в том, что благодаря ей стало формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Ренессансная натурфилософия служит своеобразным способом преодоления средневековых схоластических идей.

23. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения.

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.Крупные изменения произошли и в общественных науках.

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными.

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны
В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир – живым, саморазвивающимся. Пантеистами было большинство выдающихся философов эпохи Возрождения. Наиболее значительными пантеистическими системами явились философия Н. Кузанского и философия Д. Бруно.

В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге.
Натуралистические тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как «бесконечный максимум» и приближая его к природе как «ограниченному максимуму», он сформулировал идею бесконечности Вселенной.

24. Медицина Ренессанса в работах Парацельса, Везалия и д.р.

Парацельс - знаменитый врач-иатрохимик. Главное историческое значение Парацельса заключается, однако, не столько в его патологии, сколько в его терании. Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицинаобязана введением целого ряда новых средств как минерального, так ирастительного происхождения, как например препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., дотоле употреблявшиеся крайне редко. Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому учение Парацельса и его последователей называется иатрохимией. Учил, что в составеживого тела участвуют те же "элементы", которые входят в состав всех телприроды, именно - ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти элементынаходятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает наддругими или находится не в достаточном количестве, то возникаютразличные заболевания.

Гарвей - знаменитый английский врач. Говорил, что процесс кровообращения прослежен во всех его вариантах у различных представителей животного царства (насколько это было достижимо без помощи микроскопа). Тогда уяснилась и роль клапанов и заслоночек, допускающих движение крови только в одном направлении, значение биений сердца и проч. Занимался эмбриологией. Гарвей показал, что животные, как и яйцеродящие, развиваются из яйца.

Везалий. Деятельность Везалия как хирурга была многообразна и плодотворна. В хирургии, как и в анатомии, он был смелым экспериментатором и стал одним из знаменитых хирургов своего времени. Пытливый, склонный к тщательному анализу ум Везалия помог ему сделаться хорошим диагностом. Много и успешно Везалий занимался и паталогоанатомическими вскрытиями, описывая результаты аутопсий, выясняя причину смерти.Выпустил трактат «О строении человеческого тела, в семи книгах».

25. Эпоха научной революции. Рациоцентризм. Формирование нового типа знания – научно-технического. Проблемы методологии научного познания.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 104 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав