Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Судьба русской философии в ХХ веке.

Читайте также:
  1. Cпецифика русской религиозной философии
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. II Съезд Советов. Формирование органов советской власти. Судьба учредительного собрания.
  4. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  5. N3 Функции философии
  6. А78. В XVI в. в развитии русской культуры преобладали
  7. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  8. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности
  9. Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
  10. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии (Хомяков, Герцен)

Это философия советского периода (1917-1991г.) Советская философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина.

В 30-е годы началось сокращение философских исследований. Философия вырождается в политизированный феномен и становится орудием тоталитарного режима. Но ряд философов продолжает позитивную работу. К ним относятся: Кедров, Асмус Лосев, Ильенков, Розенталь и т.д. Значительный вклад был сделан в разработку проблем гносеологии, теории сознания. В критическом ключе изучалась западная философия.

Современная философия характеризуется следующими процессами:

1) интернационализация (контакт с зарубежной философией)

2) активное задействование идей и понятий русского философского наследия в тех областях, в котрых раньше доминировали зарубежные авторитеты

3) реализация идей и подходов, сформировавшихся в лоне диалектического и исторического материализма.

Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить законами логики в человеке индивидуальность и духовность.

В одностороннем рационализме Запада русские философы видели ее кризис – измену гуманистическому духу философского сознания в целом.

37. Место и роль философии в культуре ХХ века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.

38. Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Философское открытие бессознательного.

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Философия бессознательного. Философское открытие бессознательного принадлежит З.Фрейду. В основе психоанализа лежит положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека. Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики[2]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу.

Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного. Развитие культуры ведет к росту неврозов и несчастий, к отказу от собственных желаний. Культура мешает осуществлению сущности человека. Таким образом, Фрейд пытался понять природу человека довольно односторонними методами, опираясь только на внутренние закономерности психической деятельности (путем коррекции переживаний, сохраняющихся в психике человека на уровне подсознания). Неврозы возникают в силу несоответствия желаний человека и их реализации в жизни.

39. Экзистенциализм. Бытие человека в мире как философская проблема. Экзистенция и свобода. Философская антропология ХХ века. Проблемы человеческого бытия в концепциях Хайдеггера, Шелера. Понятие бытия. Основные формы бытия: природа, духовное, общественное. Идея Бога в религии и философии. Фундаментальные свойства бытия: единство многого и единого; системность. Соотношение бытия и инобытия и его выражение в категории развития. Диалектический характер бытия.

Экзистенциализм - это философия существования, самое популярное философское течение Западной Европы. Введенное С.Кьеркегором понятие «экзистенция» обозначает переживание человеком своего реального существования. Это субъективное состояние человека, которое ускользает от научного анализа.

Представители экзистенциализма: К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.Сартр, А.Камю, а также русские философы: Н.Бердяев, Л.Шестов. Это философское направление возникло накануне первой мировой войны. В нем традиционно различают религиозное и атеистическое направление.

В центре философии лежит понятие свободы, смысл жизни человека. У рационалистов (Б.Спиноза) свобода – познанная, осознанная необходимость, у экзистенциалистов свобода – раскрытие природных задатков человека, его раскрепощение, развитие его сущностных сил.

Несмотря на разные подходы к понятию свободы у религиозных экзистенциалистов и атеистов свобода в целом трактуется как своеобразное бремя, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

Единственной подлинной реальностью экзистенциалисты считали бытие человеческой личности. Человек сам определяет свою сущность. Он стремится к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Но в обыденной жизни человек не осознает бессмысленности мира и стремится жить «как все», избегая свободы и ответственности. Этим отличается обыденный человек от подлинного, принимающего на себя всю ответственность за свой выбор и свои решения.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

Бытие человека в философии предстает как существование трех сфер реальности: объективно-материальной (или материосферы), живого вещества (или биосферы) и субъективной духовности (или духосферы). Они проявляются в двух ипостасях: как предпосылка и как результат. Родившись, человек (как организм) должен «суметь вписаться» в духовное движение, чтобы стать собственно человеком. Если духовная среда благоприятна, а индивид правильно определил цель своей жизни, он достигает конечного результата - становится личностью. Материальное и духовное бытие последней представляет собой диалектический процесс единой общественно-материальной истории человечества. Философские споры о природе человека и его бытии имеют многовековую историю.

Философская антропология — одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, поскольку человек в ней — центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире. Как особое направление исследований, целенаправленно изучающих проблему сущности и структуры сущности человека, философская антропология возникла в 20-х годах нашего века Это было обусловлено пристальным интересом философской мысли к вопросу о критериях, определяющих, что является истинно решающим в человеческом поведении, и какие из конфликтующих диспозиций актуального поведения человека (природа или социум) входят в нормативные понятия его родовой сущности и человеческого потенциала. Философская антропология в ответах на эти вопросы во многом опиралась на идеи своих предшественников и, особенно, выводы философии жизни (В. Дильтей) и феноменологии (Э. Гуссерль). Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.

В своей действительности бытие – это мир, в котором существует человек.

Бытие – фундаментальная и наиболее абстрактная категория. Она охватывает все существующее, и выражает единственное свойство быть, существовать. Это единство объективной и субъективной реальности.

 

В отличие от бесструктурного небытия, бытие имеет свою структуру. В качестве основных его форм в нем могут быть выделены:

1.Бытие природы представляет собой существование неживой и живой природы, это Вселенная, космос, среда обитания человечества.

2.Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного человека. Специфика человеческого бытия в том, что оно осуществляется не только в мире природы, но и в обществе, где человек приобретает политические, экономические, нравственные и другие качества, осуществляет общение, поведение и становится личностью.

3.Бытие общества представляет собой совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию и систему общественных отношений.

4.Бытие сознания составляет единство индивидуального и общественного сознания. Благодаря индивидуальному сознанию человек может осуществлять различную деятельность, выбор, ставить цели и задачи, создавая «вторую» природу, как главный элемент культуры. Под общественным сознанием понимается сознание отдельных групп и общностей.

Е диничное, особенное, общее (всеобщее). Единичное – отдельный предмет с индивидуальными характеристиками (береза). Особенное это то, что присуще какой-то группе (листья, крона, кора и т.д.) Общее – это то, что объединяет все без исключения предметы данной системы(корневая система, ствол, ветки), а всеобщее – это то, что фиксирует предельно общие характеристики, свойства мироздания (движение, как непременный атрибут всего сущего, смертность или гибель как удел всего живого, развивающегося).

В отличие от бесструктурного небытия, бытие имеет свою структуру. Итак, небытие – едино, бесструктурно, а бытие множественно, многообразно. Поэтому бытие,в отличие от небытия, характеризуется разнообразными свойствами.

Для философского постижения бытия широко применяются и категории диалектики. Диалектика – это учение о развитии, о всеобщих связях бытия и изменчивости всего сущего.

 

40. Понятие диалектики. Категории и законы диалектики. Непосредственное и опосредованное. Качество, количество, мера, общее, особенное, единичное. Законы диалектики.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

- законы диалектики

- категории

- принципы.

Законы диалектики – основополагающие среди способов понимания диалектики развития.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 69 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав