Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос 21. Классическая немецкая философия (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах).

Читайте также:
  1. I. Классическая школа управления.
  2. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  3. Quot;Критическая" философия И.Канта
  4. quot;Философия права".
  5. Ақын-жыраулар философиясы
  6. А. Классическая немецкая философия
  7. Адам және қоғам өміріндегі философияның рөлі және мәні
  8. Адам, қоғам және мәдениет ұғымдарына философиялық сараптама
  9. Административная (классическая) школа. Файоль и его работы. Основные представители
  10. Азіргі ғылымдағы өзара-әрекеттерді біріктіру мәселесін философиялық талдау.

Философия жизни Одна из важнейших проблем в немецкой классической философии – это проблема субъекта. Под субъектом в философии понимается источник активности или действия; субъект- это то, что действует. Однако такое понимание субъекта было не всегда, и оно берет свое начало с немецкой классической философии. Проблема субъекта, или субъективности, отчетливо поставленная Декартом, остается краеугольной и для современной философии.Эпоха Нового времени поставила в центр мира способности человека. Великая французская революция закрепила разум, равенство и свободу людей в качестве источника социального прогресса. Родоначальником НКФ считается Иммануил Кант (1724/1804). Если до Канта считалось, что источником (субъектом) познания служат вещи, а человек есть объект, пассивно воспринимающий воздействия вещей. По Канту, все наоборот, «не природа предписывает законы человеку, а наоборот, человек есть законодатель природы». В «Критике способности суждения» Кант ищет основания чистой чувственности, или эстетики. По Канту, это - бескорыстное, чистое, теоретическое чувство удовольствия. Для Иоганна Готлиба Фихте (1762/1814) субъектом является абсолютно свободный индивид, точнее его самосознание -«Я». Такой свободный и волеполагающий индивид есть творец окружающего его мира- не-Я.

Для Фридриха Шеллинга (1775/1854) субъектом становится природа. Шеллинг показал, что дух, сознание возникает из природы

Поздний Шеллинг помещает природу в лоно бога, как женское, творящее начало. Это есть влияние немецких мистиков на Шеллинга через учение софиологии - Софии, мировой душе.По Шеллингу, творение миром богом продолжается непрерывно.

У Георга Гегеля (1770/1831) субъектом становится мировой дух, который развивается от простейших состояний неопределенного, чистого состояния (формы логики), потом в природу, как сферу необходимости, вечного повторения одного и того же, далее переходит в историю общества, как сферу свободы и завершает своё развитие в абсолютных формах искусства, философии и религии. Заслуга Гегеля в том, что он показал всеобщий характер развития и его источник, а именно: противоречие.

Людвиг Фейербах (1804/1872) критикует Гегеля за то, что тот оторвал мышление от человека. По Фейербаху, мыслит только человек. Человек является единственным предметом философии. Главная работа Фейербаха «Сущность христианства», где он показывает, что Бог-это отчуждение от человека лучших его качеств. Бог - это совокупность совершенств человека, перенесенное на небо в виде представлений о совершенстве человека в образе бога. Фейербах предлагает перенести Бога на землю, где Богом должен стать другой человек. По Фейербаху, «человек человеку Бог». По Фейербаху, основой нового общества должна стать новая религия, основанная на любви людей.


 

Вопрос 22. Природа, сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.

Природа и сущность человека.

Проблема человека есть важная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Однако тезис Сократа «Познай самого себя» по-прежнему не реализован. Прошли тысячелетия, а человек остался для себя загадкой. Что есть человек? Существо, наделенное сознанием? Но вопрос о надчеловеческой природе сознания не только не снят, но лишь на новом уровне поднят естествоиспытателями XX в. Существо социальное? Но социобиологи утверждают, бегемот якобы так же социален, как и человек. А может быть у человека вообще нет природы, и каждый индивид есть невыразимая уникальность — то «что сам из себя делает»? Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется ф-кой антропологией. Оно зародилось в древности, но не всегда и далеко не во всех ф-ких течениях занимало центральное место. Современная Философия антропоцентрична. Антропологический поворот характерен для западноевропейской философии XIX—XX вв. Представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно систематизировать по-разному. Остановимся на варианте, разграничивающем три подхода: 1) субъективистский (человек — это прежде всего его внутренний, субъективный мир); 2) объективистский (человек — продукт и носитель внешних, объективных условий его существования); 3) синтезирующий (человек — единство внутренней субъективности и внешней объективности). Последователи этих подходов либо разделяют понятия «природа» и «сущность» человека, либо — нет. В первом случае под природой человека понимается своеобразие, специфика человека как живого существа, а под сущностью — его определяющее, ведущее, интегрирующее основание.

На главную роль в ф-ком человековедении претендует экзистенциализм — течение субъективистского типа. Последователи ее считают, что она — единственная теория, придающая человеку достоинство, не делающая из него объекта. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей как предметов, т. е. как совокупности определенных реакций, ничем не отличающихся от совокупности тех качеств, которые образуют стол, стул или камень. Субъективисты хотят создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства. Экзистенциализм сосредоточил внимание на духовном мире человека — его чувствах и настроениях, эмоциях и переживаниях, на уникальности и невыразимости внутреннего человеческого бытия. Экзистенциализм привлек внимание к проблемам свободы, творчества, активности человека, богатству его внутреннего мира, но справедливо отмечено, что прожить на предлагаемом экзистенциалистами напряжении сил «долго и массово» нельзя. В противоположном — объективистском — понимании природы и сущности человека последний предстает как одно из множества материальных образований. Ортодоксальные объективистские взгляды на природу и сущность человека характерны для материализма и некоторых представителей социобиологии человека. Для материализма человек — лишь физическое тело, а его духовный мир — совокупность материальных процессов, которые можно описать в терминах физики. Социобиология сводит природу человека к особенностям биологии, а именно — к предрасположенности человека как живого существа к изменениям и поведенческой пластичности. Осмысливая «ритуалы», «этику», «эстетические чувства», передачу опыта из поколения в поколение у животных и человека, социобиологи не находят между ними принципиальных различий. И хотя ряд тезисов материализма и социобиологии остается недоказанным, эти направления побуждают философию человека более тесно сотрудничать с естествоиспытателями в осмыслении биологических оснований природы человека, которые далеко не раскрыты. Таким образом, мы познакомились с образцами субъективистского и объективистского типа ф-ких учений о человеке. В качестве примера синтезирующего подхода рассмотрим позицию философа-психоаналитика Э. Фромма (1900—1980). Он определяет человека следующим образом: 1) он впервые является жизнью, которая осознает сама себя; 2) он пленник природы, но несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там; 3) человек — это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты. Сущность человека, по Э. Фромму, — в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом, разум. Разнообразие и взаимодополнительность, различных течений ф-кой антропологии XX века убеждают: проблема природы и сущности находят все новые решения, интерес к ней не иссякает. Ее дальнейшее осмысление предполагает диалог и взаимообогащение различных течений ф-кой мысли. Завершая разговор о природе и сущности человека, укажем на различия понятий «человек», «личность», «индивидуальность». Три уровня понятия ЧЕЛОВЕК: 1) человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример — фраза «человек — царь природы»); 2) человек конкретно-исторический (первобытный человек и т. д.); 3) человек отдельно взятый как индивид. Понятие ЛИЧНОСТЬ определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В современной отечественной философии, следующей традиции марксизма, личность — это человек как социальное существо, поскольку его сущность сводится к социальности. В течениях, связывающих сущность с духовностью, личность — это человек как существо духовное, разумное и т. д. Иначе говоря, под личностью понимается не «выдающийся человек», а сущностная характеристика человека. Личность так же может быть рассмотрена как личность вообще, личность конкретно-историческая и личность отдельно взятого человека. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это целостная неповторимость, самобытность индивида в отличие от типичности, общности.

Перечисляя те или иные характеристики, присущие человеку, некоторые философы совершенно справедливо приходят к выводу, что среди них есть такие константные качества, определяющие его как родовое существо. Важно также понимать, что сущность и:природа человека не тождественны: природа человека проявляется в том, что он есть космобиопсихосоциальное существо, а сущность видится в определении основополагающего качества человека, позволяющего ему быть человеком. Таким качеством, мы полагаем, является духовность и связанные с ней социальность, открытость и незавершенность человека призваны обеспечить его гармоничные отношения с миром как целым.

Каждый человек определенной эпохи обладает своими особенностями, своим стилем, образом мышления, ценностными ориентациями, образующие в совокупности ту особую систему, как сущность человека. Определить критерии воссоздания сущности человека в каждую историческую эпоху и каким образом условия эпохи и общества, которым принадлежит человек, влияют на формирование и развитие его основных характеристик, - другими словами, раскрыть механизм влияния эпохи на сущность человека и выявить тенденции ее развития в будущем, - это и значит увидеть своеобразие сущности человека для каждого исторического периода.

 


 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 104 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав