Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Б. Спиноза.

Читайте также:
  1. Спиноза.

Вопросы к экзамену (2014-15)

Вопросы на оценку 4.

  1. Предмет и основные разделы философии.
  2. Мировоззрение и его формы: миф, религия, философия.
  3. Понятие как форма рационального мышления.
  4. Философские направления и основания для их выделения: «основной вопрос философии».
  5. Ранние философские учения: философская мысль до Парменида.
  6. Парменид: рождение понятийного мышления. Атомизм Демокрита.
  7. Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры.
  8. Идея и вещь в философии Платона. Теория идеального государства.
  9. Философия Аристотеля.
  10. Философия Средневековья: периодизация и основные проблемы.
  11. Философия эпохи Возрождения. Ренессансный гуманизм.
  12. Линия эмпиризма в новоевропейской философии.
  13. Линия рационализма в новоевропейской философии.
  14. Гносеология и этика И.Канта.
  15. Философия Г.Гегеля.
  16. Философия К.Маркса.
  17. Философия иррационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
  18. Проблема бытия в философии. Материя как философская категория. Проблема определения.
  19. Диалектика, ее историческое развитие. Законы диалектики.
  20. Сознание как философская проблема. Сознание и язык.
  21. Проблема познания в философии. Историко-философские подходы к проблеме познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание. Теоретический и эмпирический уровни познания, их соотношение.
  22. Понятие метода и методологии. Эмпирические, теоретические и общенаучные методы познания.
  23. Истина как философский вопрос. Концепции и критерии истины.
  24. Проблема общественного развития. Цивилизационный и формационный анализ общества.

 

 

Дополнительные вопросы на оценку 5.

1. Своеобразие первых форм философствования. Смыслообразное и понятийное мышление.

2. Философские учения эпохи эллинизма.

3. Религия и философия о вопросах мира, познания, морали и человека.

4. Эпоха Просвещения во Франции: философские идеи.

5. Бессознательное как философская проблема. Фрейдизм и неофрейдизм.

6. Идеальность как существенное свойство сознания. Проблема понимания природы идеального.

7. Проблема пространства и времени в философии и современной науке.

8. Философские представления о сущности моральных отношений.

9. Философское рассмотрение проблемы эгоизма и альтруизма (Вольтер, Спиноза, Ницше, Юм и др.).

10. Проблема свободы в философии классического рационализма (Вольтер, Гольбах, Спиноза, Кант, Гегель и др.).

11. Проблема свободы в философии экзистенциализма.

12. Человек как предмет философии. Смысл человеческой жизни, счастье.

13. Смерть как философская проблема (стоики, мыслители средневековья, Монтень, Ларошфуко, экзистенциализм).

14. Социальное и биологическое в человеке.

15. Проблема гуманизма.

 

 

Вопросы на оценку 3.

 

1. Предмет и основные разделы философии

2. «Основной вопрос философии»: материализм, идеализм.

3. Что такое агностицизм? Представители этого направления.

4. Философия Сократа и Платона.

5. Учение Аристотеля о сущности вещей.

    1. Линия эмпиризма в новоевропейской философии: сущность направления и представители.
    2. Линия рационализма в новоевропейской философии: сущность направления и представители.
    3. Диалектика и законы диалектики.
    4. Что такое априорные формы в учении Канта?
    5. Основные положения системы Гегеля.

 

“--”: вряд ли учить надо, чем больше минусов тем меньше вероятность что спросит

“/*” и ”*/”: соответственно то же самое для области.

"Основной вопрос" философии

· +Онтологическая часть "основного вопроса": “Что первично – материя или дух?”

Субстанция - сущность мира как целого, самое предельное основание.

-Основной вопрос философии можно сформулировать так: "Что является субстанцией?"

+По-другому: "Что является субстанцией (первично) - материя или дух?"

+I. Материализм - материя первична, сознание вторично.

----Материалисты - люди, которые ближе к материализму.

-- Определение Ленина: материя - категория для обозначения объективной реальности, которая

--дается нам в ощущениях, копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях,

--существуя независимо от них.

--1) Сознание возникло в процессе эволюции материи как свойство самой материи.

--2) Сознание является отражением материи, т. е. наше сознание определяется внешним миром.

+II. Идеализм - сознание первично, материя вторична:

+1) объективный: основа бытия - независимый от человека дух. Представители - Платон, Гегель;

+2)субъективный: считает, что основой бытия является человеческое сознание, т.е, окружающее бытие порождено человеком. Представители – с “натяжкой” Беркли, Юм

-----Солипсизм - считает, что основой бытия является единичное человеческое сознание.

· +Гносеологическая часть "основного вопроса": "Познаваем ли мир?"

1) Можно познать.

2) Агностицизм - нельзя познать.(мир не познаваем)

----/*

Космоцентризм - мировоззрение, в основе которого лежит представление о мире как о космосе (конечное совершённое целое; совершённое опр. так: нет развития на уровне сущности). Высший смысл человеческой жизни - служение обществу, общество служило космосу.

*/

- Фалес. Основой всего считал воду.

Смыслообраз - образ, выполняющий роль понятия, признанный раскрыть сущность.

++Использовался первыми философами для объяснения, как все возникало.

- Анаксимен – основой является воздух.

++Гераклит – основоположник диалектики - учения о всеобщей связи и развитии. Ядро диалектики - понятие противоречия.

-Основа бытия по Гераклиту - огонь.

- Пифагор - основа всего - число. С ним связано становление математики как науки.

+ Парменид: Первый философ, понявший ограниченность смыслообразного мышления. 2 пути познания - истинный (основан на разуме) и мнения (основан на доверии и чувствах). Парменид вводит понятие бытия - первого понятия, первого теоретического объекта. Бытие есть, небытия нет. Выводы - движений, изменений, различий не существует. Существует бытие однородное, неподвижное, неизменное, вечное.

+++Сократ:

объективный идеалист; истина абсолютна (т. е. есть абсолютные чувства добра, красоты, справедливости), человек с помощью разума может ее постичь. Знает, что ничего не знает. По Сократу, цель любой философской дискуссии – поиск истины. Первым ввел идею как понятие. Это означает, что Сократ первым начал мыслить рационально, и этим, он повлиял на дальнейшее развитие философии; также благодаря ему и Платону (в осн. Платону) теоретическое мышление победило.

++ Платон: (ученик Сократа)

объективный идеалист; сущ 2 мира - идей и вещей, идея - вечная, неизменная, совершенная; вещи - несовершенны, изменчивы, разрушимы. Основа всех вещей - идея. Сущность вещи в мире идей. Идею можно познать с помощью разума.

-+-?Ранний Платон (до смерти Сократа) Общество можно исправить. Пытался создать идеальное общество с Дионисием. Постоянно ссорились, Дионисий продал Платона в рабство.

-+-?Поздний период - разочарование в людях. Общество нельзя исправить, надо направить все свои мысли на созерцание идей; осн форма познания - созерцание идей.

+++++Аристотель

++Критиковал Платона за разделение на мир идей и мир вещей. Отрицает существование мира идей, сущность вещи находится в самой вещи.

Материя по Аристотелю рассматривается как возможность формы (реализации идеи), для реализации определенной формы подходит не любая материя.

Средневековье

делится на 2 периода: патристика и схоластика. Ключевая фигура в период патристики - Августин Блаженный, в схоластике - Фома Аквинский.

· Проблемы в период патристики:

1)свободы и предопределенности. Противоречие. Бог - всемогущ, определяет все существование мира и чел-ка в частности (Августин). человек обладает свободной волей(Пелагий).

2)Проблема - теодицея - оправдание бога. Бог абсолютное добро и всемогущество, но сущ и зло => бог не всемогущ, но всеблаг.

· Проблемы в период схоластики:

1) Проблема доказательства бытия бога. В этот период осущ попытка рационального док-ва основ христианства и сущ-я бога. Фома - 5 док-в бытия бога

2) соотношения знания и веры(+-/*есть и в патристике*/) Фома - "вера и знание - равноценные пути познания истины, нет первичных и вторичных".

3) проблема универсалия (==общее): реально ли общее, 2 направления реализм и номинализм.

++Реализм - общее сущ-ет в виде идей(есть особая сущность стола дерева). Номинализм - общее ++это имя, наименование которое человек дает вещам. (дерево, стол - просто слова для ++обозначения вещей определенного класса).

---------Возрождение!!!”ОБЫЧНО НЕ ЗАДАЕТ В КАЧЕСТВЕ ДОП”!!!

Основой мировоззрения человека в эпоху Возрождения был антропоцентризм - человек рассматривался как центр мира, вершина творения.

Гуманизм - учение о ценности человека. Существует также понятие ренессанский гуманизм: ценностью обладает не каждый человек, а только активный, деятельный, оставивший след в истории.

Пантеизм – тождество бога и природы

Периоды Ренессанса

1. Проторенессанс (Данте).

2. Раннее Возрождение (Петрарка/*, Боккаччо*/).

3. Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи/*, Эрам Роттердамский, Николаи Кузанский*/).

4. Позднее Возрождение (/*Мм. Монтень, Паскаль, */Шекспир/*, Сервантес*/).

Петрарка – Родоначальник гуманизма.

Эмпиризм

/*— направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. */Основа познания - чувственный опыт.

Основоположник – Бэкон.

Основным методом познания является индукция (от частного к общему; проблема

умозаключения, в котором при истинности посылок не гарантируется истинность

заключения).

Бэкон – эксперимент явл основой познания.

/*дальше наизусть я думаю не надо, мб фамилии*/

-Джон Локк - основа познания - ощущения; “разум человека - чистая доска, на которой

внешний мир оставляет следы”.

-Дэвид Юм - чувства - основа познания; агностик (мир непознаваем).

-Джордж Беркли - “быть, значит восприниматься”. Все вещи - комплексы ощущений.

Отрицает материальную субстанцию, которая продуцирует ощущения.

Рационализм

Рационализм —разум основа познания. Основной метод – дедукция.

Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт,

Б. Спиноза.

· Декарт: основной метод – сомнение. Пытался найти такое знание, в котором не

возможно усомниться. Им считал Cogito ergo sum - мыслю, следовательно существую.

Создал учение о врожденных идеях - идеи, которое Бог вложил в человека при

рождении. Задача человека – осознать, вывести эти идеи.

Декарт выделял материальную и идеальная субстанцию (т. е. был дуалистом). Возникал вопрос: как они связаны? Бог по Декарту связывает эти 2 субстанции.

· Спиноза есть только одна субстанция, обладающая 2 атрибутами - материальной

и духовной. Был пантеистом (т. е. утверждал что субстанция, бог и природа – одно и то же).

Разделял учение о врожденных идеях. Дедукция – осн метод познания.

/*хз, наверн не так много надо устно ей отвечать*/

Кант

/*думаю не нужен, но=)*/

· Гносеология Канта

До Канта: объект определяет субъект, то есть объекты окружающего мира действуют на

наше сознание и определяют его.

По Канту: познающий субъект определяет объект, то есть человек познающий выступает не

как пассивное начало, а как активное формирующее.

Познавательные способности:

- чувственность

- рассудок (частное знание)

- разум (предельное знание)

Априорные формы познавательных способностей:

1.Чувственности – пространство (внешнее восприятие), время (внутреннее)

2.Рассудка – категории (субстанция, причина - следствие,)

3. Разума – идеи.

· Этика Канта

Этика Канта основана на трех постулатах (практического разума):




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 84 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав