Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема соотношения веры и разума, религии и философии в учениях Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Проблема истины.

Читайте также:
  1. Cпецифика русской религиозной философии
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  4. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  5. II. Проблемы соотношения бытия и мышления в элеатской школе.
  6. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  7. N3 Функции философии
  8. А) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
  9. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  10. Аксиологические проблемы филсоофии. Проблема ценности, ее субъективно-объективный характер.

На этапе своего становления христианская религия нуждалась в философском осмыслении и теоретическом обосновании новой религиозной идеологии, а также философском постижении и обосновании сущности Бога.

Одним из основателей патристической философии был Августин Блаженный. В своем "Исповедь" он формулирует основные принципы и задачи философии, приспособленные к нуждам религии и церкви. Предметом философии, по Августину, является постижение сущности порядка и единства универсума как творения Бога, а значит и постижение сущности Бога. А поскольку человек неизбежно вступает в отношения с Богом, то и познание человека, его сущности и его души, отыскание истинного пути человека к Богу также входит в предмет и задачу философии. Поэтому подлинное философствование заключается в постижении истины Бога, поскольку истина и есть Бог.

По религиозным догмам Бог является нам как откровение, которое нужно понять. Но сначала человек должен обнаружить Бога как реальность. Вера и есть тот инструмент, с помощью которого человек может обнаружить Бога, вне веры Бога для человека нет. Поэтому в религиозной философии Вера находится на первом месте. Но вера сама по себе еще не дает знания, она дает лишь объект для познания, а Божественную сущность нужно описать, объяснить и понять. Это цель достижима только посредством Разума, на основе деятельности которого мы получаем истинное знание о сущности Бога. Вера нуждается в разуме как в инструменте познания сущности Бога. Но Вера обязательно предшествует Разуму, потому что без Веры нет объекта познания: «Без Веры Разум пуст, а Вера без Разума слепа». Так в философии Августина констатируется проблема единства Веры и Разума.

Фома Аквинский попытался создать универсальную систему философии в рамках схоластики и религиозного мировоззрения. Он пытался найти основания для единства веры и разума, религии и философии, религии и науки, особенно в условиях возрастания значение науки и научного знания. И сделать это так, чтобы вера и религия оказались выше, не принижая позитивного значения философии и науки.

Во-первых, он говорит, что универсум проявляется трояко:

- Бог существует до вещей (идеи вещей существуют в божественном разуме)

- Бог проявляется как вещи (как субстанциональное начало)

- Бог существует после вещей (отражение вещей в понятиях и в чел. разуме)

Таким образом, мир это иерархическая система, состоящая из сверхъестественного мира Бога и мира естественных вещей. Поэтому вера и наука не противоречат друг другу, а дополняют: прерогатива веры - сфера Бога, а задача науки - познание и объяснение закономерностей материального мира. Более того, призвание философии заключается в трактовке, представлении религиозных истин в понятиях разума.

В учении о государстве и обществе он также пытается найти компромисс между светским государством (королевской властью) и Божественным государством (церковью). Для этого он вводит принцип соподчинения низшего и высшего, т.е. светская власть должна быть санкционирована церковной властью.

1. 10. Проблема человека, его природы и сущности в средневековой философии. Соотношение разума, свободы и воли.

Фома Аквинский находит как бы великий и необходимый компромисс между Верой и знанием, между религией и философией.

Придерживаясь августианской трактовки природы и сущности человека, он в человеке пытается также найти компромисс между божественным и земным, обычным. Для него добродетели – мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь – направлены не только на соединение и сближение с Богом, но должны присутствовать в простой, повседневной мирской жизни. В учении о государстве и обществе он также пытается найти компромисс между светским государством, олицетворением которого является королевская власть, и Божественным государством, олицетворением которого на земле является церковь. Поскольку светское государство есть лишь временная и относительная часть царства и государства Божьего, между ними необходим принцип соподчиненности высшего и низшего, а светское государство именно таковое, основанное на договоре. Бытие светского государства должно быть санкционировано церковной властью и в тоже время светская власть не должна расходится с принципами религиозных догматов. В мирском обществе и мирском государстве все отношения должны быть столь же непоколебимы вечны, как и в "Небесном царстве", царстве Бога, царстве абсолютного добра и абсолютного блага. В рамках земного царства это достижимо лишь на основе компромисса между "верхами" и "низами". Фома Аквинский пытается лишь рационализировать религию посредством философии, сохраняя за религией все достоинства превосходства.

11. Соотношение разума, свободы и воли. И.Философия Возрождения и основные ее черты. Натурфилософия, её особенность и учение о материи. (Кузанский, Дж. Бруно)

Возраждение (Ренессанс) означает возвращение к античным традициям, к пониманию человека как части природы, к античной культуре. Возраждение формируется в 14 веке из-за консерватизма того времени и всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов. Новый тип мировоззрения уже не апеллирует к религии, теологии, а приобретает светский характер. Зарождающийся новый тип социально-экономических отношений – капитализм, так же требует свободы действия и мышления. Растет интерес к естественно-научным знаниям. Возрождение - это эпоха Великих географических открытий. Важное значение для формирования новой философии имела церковная реформа - Реформация. Реформаторы выдвинули идею личной независимости человека перед Богом без посредства церкви.

Постепенно теология утрачивает свое значение, и утверждается новых философский принцип – пантеизм. Суть пантеизма в том, что Бог присутствует во всем. Возвращение к античным традициям выразилось в формировании новой натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, а светского познания законов природы посредством философии. Натурфилософия Возражения опиралась на естественно-научные знания (в том числе и на учение Коперника) и математику, как всеобщий метод доказательства.

Никола Кузанский, опираясь на принцип пантеизма, выдвигает идею о безграничности и вечности природы. Действительно, если Бог во всем, то он и в природе, а если Бог – абсолют, то природа – это тоже абсолют, хотя и ограниченный. Никола Кузанский утверждает, что природа совершенна, поскольку Бог создает только совершенное.

Джордано Бруно, опираясь на гелиоцентрическую теорию Коперника, выдвигает идею о множественности миров, которые могут быть обитаемы. На основе принципа пантеизма Бруно рассматривает природу, как проявление Бога в вещах. Но из этих же соображений можно сделать вывод о том, что Бога нет вообще.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав