Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Три закона развития

Читайте также:
  1. CSS. История развития
  2. III. Из истории становления и развития детской иллюстрированной книги в России.
  3. ISO 12207 - Б. процесс жизненного цикла для развития ПО
  4. IV. ЭВОЛЮЦИОННАЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  5. Quot;Средние слои" как стабилизирующий фактор общественного развития.
  6. V. Основные направления развития международного сотрудничества
  7. V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СОЦИОЛОГИИ
  8. V2: 1.3. Этапы развития денежной системы Российской Федерации
  9. V2: 1.6. Этапы развития кредитной системы Российской Федерации
  10. VI. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В 60-Х ГГ. XIX ВЕКА. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.

общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие

производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3) Развитие

происходит по спирали и носит открытый характер.

 

16. Основные тенденции развития зарубежной философии 20 века. Аналитическая философия. Постпозицивизм. Экзистенциализм.

 

Позитивизм и его модификации.

Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» Неопозитивизм, Постпозитивизм - направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

2.Экзистенциализм.

Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее проблемой является проблема человека, его существования в мире. Экзистенциализм возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?» Экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, культуры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира. Среди экзистенциалистов имеются не только философы - профессионалы, но также и писатели, художники, кинорежиссеры и др. В философии экзистенциализма различают две основные школы - немецкую, возникшую в 20-е годы ХХ в., представленную К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха.

Аналитическая философия. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик Гот-лоб Фреге (1848-1925). Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания - как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, теоретической форме.

Общая характерная черта данного направления - детальное исследование с целью решения философских проблем. Главные цели философии анализа - выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз.

 

17.Филосовская категория бытия. Основные формы бытия. Бытие и небытие

Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания

объективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. есть

всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем

вообще.

Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять

философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал его

в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что

существует в мире.

Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.

Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею.

Основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального.

Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых побуждает

к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде.

Как долго он существует? Теперь и всегда. Мир был, есть и будет, он

непреходящ.

2) природа, человек, мысли, идеи, общество равно

существуют; различные по формам своего существования, они прежде всего

благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного,

непреходящего мира.

Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто — способ существования небытия. ПоДемокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.

 

18. Материя.Свойства. Современная наука о материи.

"Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает.

Свойства: Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны. всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Современная наука свидетельствует о том, что объективная реальность существует в двух формах: вещества и поле.
Вещественными - называются такие материальные образования, имеющие массу покоя отличную от нуля.
Полевые - не имеют массы покоя отличную от нуля.
С точки зрения современной физики все элементарные частицы обладают корпускулярными и волновыми свойствами.

После открытия электрона (1896) было:
1) Признать электрон в качестве первокирпичика мироздания.
2) Ленин: " Электрон также не исчерпаем, как и атом природа бесконечна."

19. Пространсво и время.

пространство и время – форма бытия движущейся материи. Обыденное понимание: пространство - где расположены те или иные места на территории.

Существуют 2 основные точки зрения на время и пространство:

субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность.

20. Диалектика. Принципы. Диалектика и метафизика. Законы и категории диалектики.

Диалектика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления.

Основные принципы диалектики: 1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой; 2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми находятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются. Из всех процессов складывается движение как атрибут материи. 3) Принцип детерминизма 4) Принцип объективности рассмотрения 5) принцип конкретности истин.

Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий.

Сущность метафизики определяется в горизонте бытийно-исторического, спекулятивного мышления, приводящего к понятию духовности мира как целого.

Главные законы диалектики:

— закон перехода количества в качество и обратно;

— закон взаимного проникновения противоположностей;

— закон отрицания отрицания.

Категории (неосновные законы) диалектики:

— сущность и явление;

— единичное, особенное, всеобщее;

— форма и содержание;

— причина и следствие;

— необходимость и случайность;

— возможность и действительность.

 

21.Понятие природы. Природная среда как естественная предпосылка развития общетсва. Взаимодействие природы и общества.

природа (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования.

Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом. Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями.

Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее.

В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи.

В эпоху Возрождения - Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации.

В XVII—XVIII века начинают бурно развиваться науки. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином.

Постепенно в дальнейшем в теории, как и в практической деятельности человека, окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой.

22. Общество. Модели развития.

Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей.

Модели развития общества:

1 .Натуралистическая. развитие получила в XVII-XVIII вв. Социальные явления происходили исключительно действием природной закономерности: физических, географических, биологических...

2. Идеалистическая. Развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека

3. Материалистическая. Общество развивается путем создания материальных благ.

4. Плюралистическая. Суть истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно автономных социальных образований (культур или цивилизаций), каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим социальным единицам приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития.

23.Природа и сущность человека. Проблема антропогенеза.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.

В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями ккоммуникации и труду.

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Первый вопрос(проблема), на который следует ответить, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Причем термин «проблема» здесь как нельзя более кстати, ибо перед наукой стоит действительно актуальная задача, требующая решения.

Ответ на этот вопрос:

До XIX в. - человек появился потому, что так сказал Бог.

1795 – эволюционная теория. Геологическую историю Земли - повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других

1796 г. Лаплас предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы.

Ж.Б. Ламарк. концепция эволюции живой природы, согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию.

Дарвин – эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав