Читайте также:
|
|
Под типом государства понимают взятые в единстве общие черты различных государств, порождённых соответствующей эпохой и объединенных общими сущнейшими признаками.
Необходимость типизации вытекает из следующих положений: 1. Развитие общества, государства и права естественно-истрический динамичный процесс, 2. Этот процесс неразрывно связан с изменением природы, содержания, назначения государства и права и изменением их главных принципов функционирования, 3. Переход от одного типа государства к другому органически сочетает в себе элементы эволюционных и революционных перерождений (изменения идут непрерывно, но дойдя до определенного момента, происходит резкий скачок, сопровождаемый сильными соц. потрясениями. Необходимость в типизации государства бесспорна.
Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует в соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).
Достоинства формационной типологии:
– продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
– она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Слабые стороны:
– формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
– недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизованного подхода основными критериями выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и другие. Так, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и др.
Достоинства цивилизационной типологии:
– выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
– в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная" типология государств.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |