Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема истины в философии. Объективность и конкретность истины, абсолютная истина и относительная.

Читайте также:
  1. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  2. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  3. А) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
  4. Абсолютная (чистая) рента
  5. Абсолютная величина
  6. АБСОЛЮТНАЯ ГЕОХРОНОЛОГИЯ
  7. Абсолютная и относительная истина
  8. Абсолютная и относительная погрешность вычислений
  9. Абсолютная и относительная хронология.
  10. Абсолютная идея и учение о духе Гегеля.

Теория познания как логика имеет своим предметом изучение движения мышления к истине. Поэтому важнейшей для нее проблемой является определение, какое мышление истинно и как установить его истинность.

Современное понимание истины включает в себя, прежде всего положение о ее объективности, то есть независимости содержания знания ни от человека, ни от человечества. Истина субъективна в том смысле, что она является человеческим знанием, но она объективна в том смысле, что содержание истинного знания адекватно реальным процессам, независимым от сознания субъекта, но отраженным этим сознанием.

Истина – это такое субъективное, которое своим содержанием выходит из сферы субъективного в область объективного. Особенности истины как процесса выражаются категориями абсолютной и относительной истины. Абсолютным в мышлении является все, что объективно.Мышление абсолютно, потому что оно движется по пути объективной истины; Мышление абсолютно по своему источнику и тенденции: оно в состоянии познать существующий мир, ибо в органах и объектах познания мышлению нет границ. Но если мы будем брать конкретно результаты мышления, то они относительны, изменчивы, отражают действительность неполно, приблизительно.

Абсолютная и относительная истины – это два необходимых момента одной объективной истины, выражающие разные ступени познания человеком объективного мира.

Абсолютная и относительная истины различаются между собой не по источнику, а по степени точности и полноте отражения объективного мира, они выступают моментами одной истины – объективной, существующей как процесс, движение.Абсолютная истина складывается из суммы относительных, но это надо понимать не в смысле механического суммирования различных готовых истин. Истина – это процесс мышления, содержанием которого является движение к объективному, абсолютному.

23. Философское учение о познании. Диалектический характер процесса познания. Ступени познания и их формы. Роль практики в процессе познания.

Гносеология – учение о познании. Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

"Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся." И.Кант

Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответсвующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.

Существует несколько типов познания:

· мифологическое тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными учустниками его повседневной жизни).Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

· религиозное объектом религиозного познания в монотеистических религиях, т.е. в иудаизме,христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически- диалогический характер.

Цель религиозного познания в монотеизме- не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован самим Христосом в "заповедях блаженства":

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят."

· философское философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.

В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, т.е. стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав