Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Представления древних египтян о человеческой природе и о человеческом уделе.

Читайте также:
  1. Cилы в природе
  2. II Круговорот веществ в природе.
  3. IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОСТОИНСТВЕ И СЛУЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ.
  4. N26 Ценности и смысл человеческой жизни
  5. V Нахождение в природе и физиологическая роль алкинов
  6. Анализ событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности
  7. Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.
  8. Археология древних балтов
  9. Билет 12. Взаимодействие биологического и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
  10. Билет №14 Способы представления процессов в теории взаимодействующих процессов (теоретико-множественное, процедурное, с помощью выражений над процессами).

Мировоззрение египтянина сильно отличается от мировоззрения современного человека. Египтяне верили в мифы, а современный человек воспринимает мифы как вымысел. У древнего человека в сознании присутствует нерасчлененность эмоциональной и логической сферы. В эмоциональном плане мы близки древним и поэтому можем их понять. Египетская культура замкнутая, отсюда происходит непонимание ее другими народами. Основные компоненты человеческой природы –Ах, Ба, Ка, Ха. Ах –дух, прерогатива загробного мира(Ка усопшего просветляется духом). Ба – это жизненные силы(в Дуат). Ха – эмпирическое тело человека (физическое тело). Среди египтологов велись долгие споры по поводу того, что такое Ка. Масперо – родоначальник первого направления в изучении Ка. По Масперо – Ка является точной копией человека, его «двойником», рождается вместе с человеком и воплощением Ка являются статуи. Согласно Штайндорфу Ка является гением-защитником человека, не имеющим отношения к гробничным статуям и изображениям. Кристенсен считал Ка жизненной силой человека. Эрман – Ка, это та сила, которое отличает живое от неживого. Кеес отмечал принципиальную разницу между Ка человека и Ка царя или божества. Более точное определение: Ка – это двойник усопшего в Дуат. Уничтожение противника для египтян значило уничтожение его имени(рен). Также большое значение имело понятие рэн – двойник-имя. Оно было неразрывно связано с усопшим. Имя является носителем личностного начала, оно со смертью не должно гибнуть. Чтобы уничтожить своих врагов, царь от жреца получал горшочки с именами врагов и разбивал их. Представления о жизни человека в подземном царстве у египтян менялись. Например, гробница визиря в Древнем царстве выглядела примерно следующим образом: картины его деятельной, бездуховной жизни. В Древнем ц. считали, что в царстве мертвых(именэт) властвует бог Инэп, он был ответственен за бальзамирование, обработку трупа. В Среднем ц. Инэпа сменяет Осирис, он бог внутреннего, а не внешнего, вершит суд. У людей было представление о веселой и энергичной жизни после смерти. В Древнем царстве велика жажда деятельности. Люди в Древнем царстве считали, что не нуждаются в постоянной поддержке богов. Присутствовала в жизни людей индивидуалистическая тенденция. Характерен материализм. Могила визиря в Среднем царстве значительно отличается от гробницы Древнего царства. В этой могиле жизнь нашего мира на картинах полностью отсутствует, присутствуют магические заклинания, сосредоточенность на загробном мире. В Среднем Царстве появилось внимание к смерти, покою, религии. В Среднем царстве люди верили, что существует личная связь каждого с особым богом. В Среднем царстве изменилось отношение людей к жизни – справедливое отношение к другим людям всегда чрезвычайно похвально. Бедный человек имел такое же право на благосклонность бога, как и богатый. Все люди равны, такими они созданы творцом. Происходит демократизация потустороннего мира о более тесная связь с богами. Все люди после смерти могли наслаждаться вечностью также, как и царь в Древнем царстве. Простолюдины могли стать богами также как фараон. Умерший на суде мог говорить свободно – печать с его уст была снята. В Среднем царстве делался особый упор на маат в смысле общественной справедливости. В Среднем ц. верили, что всякий человек есть божье творение, достойное заботы. В Древнем ц. напротив – ценимой единицей был индивидуум. В общем, египтяне больше, чем другие цивилизации, предавали значение человеку и всему материальному. Египетская цивилизация доверчиво относилась к могуществу человека.

2. Джайнские этика и сотериология: «три жемчужины» добродетельной жизни и «пять великих обетов».

Непричинение вреда живому – основной принцип джайнов. Убивать нельзя даже муравьев. Махавира ввел аскетические практики – нагота, исповедь. Результаты действий, совершенных в прошлом рождении индивида, аннулируются аскезой и посредством воздержания от «новых дел», останавливается приток будущей кармы. Кармой в джайнизме называют разновидности особого вещества, составляющего кармическое тело дживы. От всех индийских школ джайнизм отличается пониманием кармы как вещества. Карма обуславливает все качества живого существа. Идеал освобождения – свобода от кармического вещества. Благая деятельность вызывает притекание благих карм, неблагая – неблагих. Благими называются кармы, обусловливающие в будущем рождении удовольствие, праведность, веселость, страстность, мужской пол, благоприятную семью, оптимальную продолжительность жизни, а «неблагими» - кармы, противоположные благим. Состояние соединенности дживы с кармой называется связанностью (бандха). Причинами связанности являются – ложное воззрение, «аморальность»-неприятие религиозных обетов, и беспечность – отсутствие внимательной заботы о благе других существ. Существуют кармы, препятствующие познанию. Кармы эмоциональности: приятные переживания (садведья), неприятные переживания (асадведья). Притекание кармы неприятных переживаний происходит в том случае, когда джива, т.е человек или другое существо страдает, испытывает горе, боль, рыдает, кончает жизнь самоубийством или же, наоборот, убивает другого, причиняет страдания другим. «Притекание» кармы приятных переживаний происходит благодаря состраданию ко всем живым существам. Такая же карма возникает в результате занятий йогой. Две кармы семьи обусловливают рождение человека в знатной или незнатной семье. 5 великих обетов: ахимса(отказ от насилия), сатья(отказ от лжи), астейя(отказ от воровства), брахмачарья(целомудрие),апариграха(отказ от погони за мирскими приобретениями, нестяжательство). Обеты, принятые в полном объеме, называются великими, а принятые в частичном объеме – малыми. Рекомендуется брать на себя посильные обязательства, поэтому миряне обычно принимают ограниченные обеты. Но вначале претенденту рекомендуется избавиться от трех «шипов»(шалья), т.е наиболее грубых форм лживости, сладострастия, неправедных воззрений. Поэтому принятие обетов считается уже второй стадией жизни(пратима) верующего. Хотя мирянин, как правило, не способен в полной мере придерживаться великих обетов, он должен стремиться к этому, и в дополнение к частичным обетам, именуемым «нравственными»(шила), ему рекомендуют принять на себя семь дополнительных обетов, резко ограничивающих возможность нерелигиозной деятельности. В Джайнизме разрешено религиозное самоубийство (самлекхана). Оно разрешается по причине времени (например, время всеобщей эпидемии чумы), из-за физической слабости, болезни или старости, делающих невозможным выполнение ежедневных обрядов. Кроме того, самлекхана разрешается после 12 лет бесплодного подвижничества. Религиозное самоубийство осуществляется путем прогрессирующего поста, который начинают с пропуска одного приема пищи в день и постепенно доводят до полного отказа от еды и питья, сопровождая эти ограничения интенсивными религиозными размышлениями.«Три жемчужины» добродетельной жизни: правильное воззрение, правильное знание и правильное поведение. Освобождение(мокша, нирвана) является религиозным идеалом джайнизма и определяется как освобождение дживы от кармического вещества. У освобожденного дживы(сиддха) остаются лишь абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и «совершенство». Сразу после обретения освобождения сиддха взлетает вверх и летит до самой вершины вселенной, где находится обитель сиддхов – Сиддхакшетра. Стремление к совершенству всегда присуще дживе, но только теперь, когда балласт кармического вещества окончательно сброшен, он может реализовать свою естественную потребность. Одно из важнейших отличий сиддхов выражено в разделении их на 2 класса:сваям-буддха и бодхита-буддха:первые достигли освобождения самостоятельно, вторые использовали традиционные методы подвижничества. Учение о спасении – сотериология(от слова сотер – спаситель). Путь освобождения – 14 ступеней освобождения дживы от материи. Джива ощущает желание освободиться от того, что ее тяготит. На первой ступени душа обретает ложную веру, но принимает ее за истинную. На следующей ступени – состояние сомнения, она слишком нестойка в своей вере. 3-я ступени – смешение истинной и ложной веры. 4-ая – внутренне озарение, но душа не в состоянии себя контролировать. На следующей ступени самоконтроль появляется. На 6-ой углубляется медитация. На 10-ой душа освобождается от всех страстей и эмоций, остается забота о теле. 11-ая – душу ничего не волнует, но кармическая зависимость не уничтожена. 12-ая ступень – уничтожена кармическая зависимость, но нет всеведения. 13-ая ступень (сайога-кэвали) – всеведение для дживы, приток кармической материи не происходит, достигается просветление. 14-ая – достигается абсолютная свобода, джайн достигает это путем самопожертвования, джива освобождена, она достигает бессмертия, выходит не побежденной, а победившей. После освобождения человек никогда не вернется в сансару.«Освобождение» у джайнов, как и у других индийских мыслителей, определяется преимущественно негативно – это «свобода от», а не свобода для, что закономерно с точки зрения индийской концепции кармы. Человеческие цели обусловлены воздействием кармы: когда она отсутствует, нет никакой обусловленности сознания, в том числе и обусловленности целями.

Билет № 5




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав