Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Категория Маат в древнеегипетской мысли.

Читайте также:
  1. Безлично-предикативные слова (категория состояния).
  2. Билет 27. Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее. Объективная и субъективная реальность
  3. Благо как экономическая категория
  4. Бытие как исходная философская категория.
  5. Бытие как философская категория.
  6. БЫТИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ОНТОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
  7. Бытие как центральная категория в философии
  8. Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее. Объективная и субъективная реальность.
  9. Бытие как центральная категория онтологии. Формы бытия и их взаимосвязь.
  10. Валютный курс как экономическая категория

Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – это исефет(изъян). Мир впал в состояние беспорядка, он уже не соответствует Маат. Болезнь, смерть, бедность, несправедливость, ложь, разбой, насилие, война, вражда – все это изъяны мира, который, вследствие утери первоначальной полноты смысла, впал в состояние беспорядка. Смысл творения заключается в изобилии. Порядок и справедливость царят там, где есть изобилие. Маат – первозданная полнота смысла, проявляющаяся в изобилии и справедливости. Там, где все обеспечены, нет угнетенных, ни один человек не совершает насилие над себе подобными, никто не должен страдать. Страдание, бедность, несправедливость, преступление, мятеж, война и т.д в глазах египтян не имеют никакого смысла – а, наоборот, это симптомы отчуждения смысла, обессмысливания мира(который, по мере своего развития, все более удаляется от своих истоков). Египтянин, как сказал Мирча Элиаде, «лишь с трудом переносил историю». Он видел действительность не как совокупность заурядных или экстраординарных событий и данностей, но как Маат – первозданную полноту смысла, проявляющую себя в изобилии и справедливости. Все его силы были направлены на то, чтобы воплотить в действие Маат. Такого рода действие считалось прерогативой царя. Вообще царь обладал монополией на всякое действие, но частично делегировал эти свои полномочия другим лицам, жрецам и чиновникам, - в итоге практически все население Египта так или иначе вносило свой вклад в общее дело претворения Маат в действительность. Царь вершит суд и умиротворяет богов и тем самым способствует утверждению Маат. Царь располагает двумя божественными силами (которые являются живыми орудиями самого Бога-Творца) Сиа («пониманием») и Ху («действенным словом»). Сиа помогает царю постичь первозданную полноту смысла и запечатлеть ее в своем сердце. Ху дает его словам силу мгновенно претворяться в действительность. «Полнота» подразумевает изобилие земных плодов и их справедливое распределение. О первом заботятся боги, о втором – царь. Все вместе образует систему взаимообмена. Культ состоит в том, что царь подносит богам, а прежде всего солнечному богу, Маат. Под Маат здесь понимается хвалебная песнь, описывающая изначально свойственную творению полноту смысла и, посредством действенного слова Ху, воплощающая ее в действительность. Слово Ху, собственно, тоже значит «полнота»: между понятиями «полнота» и «речь» существует тесная связь. Ху – это стремление Бога-Творца к изобилию («полноте»), выражающее себя в слове, Маат – изобилие («полнота») хорошо организованного и обеспеченного тварного мира, которое «подносится» богам посредством культовой хвалебной песни, а в мире людей постоянно поддерживается посредством созидающего справедливость судейского слова. Маат – смысл, который царь постигает с помощью Сиа и изрекает с помощью Ху. Наделяя мир смыслом, он тем самым противостоит гравитации истории, которая есть процесс отчуждения смысла. Поскольку первозданный порядок сакрален, а полнота понимается как спасительное благо, усилия царя и всех его соработников, направленные на восстановление этого порядка, являются религиозной, а не просто реставрационной деятельностью. Поэтому египетское представление о религии в самом общем смысле можно выразить формулой «творить Маат». Существует разделение «религии в широком смысле» (как упрочения Маат) и «религии в узком смысле» (как общения с богами). Творить Маат – это также значит приносить жертвоприношения, «кормить умерших». Все это делает царь. Царь также творит Маат и уничтожает Исефет.

2. Доктринальные основоположения буддизма: «четыре благородные истины», «взаимозависимое возникновение», «срединность».

Учение раннего буддизма носит по преимуществу практический, нравственно-этический характер. Будда считал, что спасение доступно всем людям, к какой бы варне они ни принадлежали. Все истины буддизма содержатся в палийском каноне, собран в «3 корзины» - Типитака. «Виная-питака» - собрание дисциплинарных правил. «Сутта питака» - собрание сутр, состояло из 5 частей. «Адхитхама – питака» - корзина высшей дхармы. Отказ от крайностей, срединный путь, 4 благородные истины были сформулированы в бинаринской проповеди. Делается акцент на правремя причинности, человек не постигает причин и следствий, задача – ее постичь и не рассматривать мир как совокупность дхарм. 4 благородные истины:

1)Все есть страдание (сарван-дукха). Рождение – страдание, неполучение чего-либо – страдание, смерть-страдание. У человека есть пятичленная привязанность (упадана) к существованию.

2)причина страданий – желания.

3)отказ от желаний(ниропха-сатья).

4)истина пути, восьмеричный путь, ведущий к уничтожению страдания. Понимание того, что есть на самом деле уничтожением страдания.

Восьмеричный путь:правильное видение, правильная мысль, правильная речь (буддист не должен говорить о пустяках, лгать, буддист должен говорить о возвышенном), пр.действие(речь должна реализовываться в правильных деяниях), пр.образ жизни, пр.усилие, пр.направление мысли, пр.сосредоточение.

Срединный (восьмеричный путь) ведет к нирване. Кроме него существует 2 крайних пути. 1 путь – люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделениям, этот путь неблагороден и бесполезен. 2-ой путь ведет к умерщвлению плоти. Если человек достигает полного просветления, то он больше не рождается. В буддизме существует закон зависимого возникновения. Например: «обусловлены ли чем-нибудь старость и смерть?- старость и смерть обусловлены рождением; Обусловлена ли чем-либо привязанность? – Привязанность обусловлена жаждой». Старостью и смертью обусловлено возникновение скорби, жалоб, страданий. В буддизме есть понятие пустоты («шунья»). Мир лишен души и всего, что относится к душе, поэтому мир – это пустота. Лишены души части человеческого тела, цвет, звук, запах. В буддизме дхарма – это знание, закон, мораль, правда, долг. Дхарма – одно из 3-ех сокровищ буддизма. Еще дхарму понимают как элементарное психофизическое состояние. Дхарму составляют 4 благородные истины. Сантана – это поток дхарм. Почти все вещи порождены кармой или материальной причиной. 2 вещи не рождены кармой и материальной причиной – пространство и нирвана. Можно лишь объяснить путь к достижению нирваны. Дхармы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье. Нужно смотреть не на ошибки других, а на свои ошибки. Ложно направленная мысль вредна. Рассуждения о мудрости и глупости: «У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастают 4 дхармы: жизнь, красота, счастье, силы», «Лишенные желаний достигают нирваны». «Делающие зло попадают в преисподнюю, праведники – на небо. Нужно смотреть на мир, как на мираж», «Нет счастья равного спокойствию», «У кого нет отождествления себя с именем и формой, и кто не печалится, не имея ничего, такого называют бхикшу», «Брахман – тот, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью». Сансара – бесконечный круговорот существований. Базовая установка буддизма – не-Атман. Сансара определяет такой образ, при котором человек не видит истинной причинно-следственной связи. Тришна – жажда, Клеша – привязанность к аффектам (состояние претерпевания). «Нирвана» произошла от глагола задувать, тушить, затухание аффектов, задувание клеш. В буддизме происходит переориентация с эгоистической установки к тому, что я стал другим (не-Я). Я стал частью потока дхарм, в нем Я может управлять клешами (аффектами). 3 жемчужины буддизма – Будда, дхарма, сантха (то, что должно быть организовано благородными истинами). Главное в буддизме – проблема причинности. Будучи учителем истины, Будда извлекает все живые существа из трясины сансары, только потому, что его учение соответствует реальной действительности.

Билет № 6




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав