Читайте также:
|
|
1) Ориентация на науку, философия понимается как сумма наук и как метод научного познания.
По Декарту: философия – это универсальная математика, состоящая из 3 частей: корень – метафизика (онтология, гносеология), ствол – физика, крон – этика, медицина и др. Все они хотят сделать из философии науку и понимают, что прежняя философия не наука, ей не хватает достоверности и практичности (вся прежняя философия нацеливала человека на созерцательность – притча Пифагора про соревнования).
По Аристотелю философией занимаются тогда, когда ничего не надо делать, из этого появляется удивление – философская основа философии. Ставится под сомнение в новое время.
Бекон уподобляет прежнюю философию бесплодной монахини. В театре жизни зрителями могут быть бог и ангелы. По бекону философия должна способствовать изобретениям через познание природы. Нужно познать природу, что бы её эксплуатировать. Эксплуатировать – что бы построить царство человека на земле. Главная ориентация – на математику.
2) Разделяется теория 2 истин: одни истины содержатся в религии, а другие в науке. Эта теория важнейшая для эпохи нового времени.
9 – 14 веках: религия подчиняет науку. Процесс над Бруно и Галилеем.
16 – 17 век: они рассматриваются как 2 равноправные области.
18 – 19 век: наука начинает наступать на религию, что противоречит религии противоречит науке.
20 веке: 2 равноправные области.
3) Сосредоточенность на теории познания.
4) Рационализм (в широком смысле слова) – это вера в безграничные возможности человеческого разума. Противоположно – скептицизм, агностицизм, религиозная позиция (для познания необходима вера и откровение).
Рационализм (в узком смысле слова) – противоположность сенсуализму (чувственное).
Типы знания.
Пристальное внимание уделяется типологии знаний. Под знанием понимается адекватное отражение действительности. Знание противоположно мнению, мнение более или менее вероятно.
Типы знания.
По Декарту:
1) интуиция (непосредственное видение, это как 2=2).
2) дедукция (выведение), «мыслю – следовательно существую». Для Декарта интуитивное считает наше существование.
3) чувственный опыт (Локк), непосредственно данное в чувствах тоже достоверно.
4) Индукция (наведения), зная о части делаем вывод о целом, вест наш жизненный опыт – это индукция, но это знание е достоверное. Имеет большое значение для Бэкона – основа науки. Декарт все виды знания подвергает сомнениям и испытаниям. Он рассматривает сомнение как «обсолютное начало».
По Локку:
1) Бесспорное – продукт мышления – размышление.
2) Правдоподобное – продукт непосредственного знания (эмпирического) опыта. Такое познание ещё не прошло через сито мыслительной деятельности
5) Философия нового времени – субъективизм (позиция, согласно которой характеристики внешнего объективного мира связаны с самим человеком – субъектом, нет объекта без субъекта.)
Для грека: первичная и основная реальность – природа.
Для средних веков: первичная и основная реальность - бог (потом душа и мир).
Для нового времени: я – бог и мир (Декарт). Теория первичных (Цвет, запах, вкус)
и вторичных качеств (Вес, форма, положения)
Все качества в предмете
1) Большинство философов - часть качеств в предмете 1 есть а 2 – нет.
2) Меньшинство: все в нас (Беркли – чистый субъективизм)
Пусть форма объективна, а цвет субъективен, но форму нельзя воспринять без перепада цветов –цвет основа формы.
Нельзя доказать что мы не спим. По Канту, скандал для философии: нельзя доказать существование внешнего мира. Крайняя форма субъективизма – солипсизм (пер. с лат. – только я) выражен Шопенгауэром – мир моё представление. Или мы порождение вещей – объективизм. Вещи порождение меня – субъективизм.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |