Читайте также:
|
|
Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии.
Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит).
Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анаксимандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.
В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п.
По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел.
Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения.
У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.
В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отражаемая им.
В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются:
движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
· физическая;
· химическая;
· биологическая;
· социальная;
· механическая.
Универсальными свойствами материи являются:
· несотворимость и неуничтожимость
· вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
· материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
· детерминированность всех явлений
· причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
· отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |