Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Возникновение философии. Философская мысль Востока и Запада

Читайте также:
  1. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  2. V14 Средневековое государства Востока (Индия, Китай, Япония)
  3. XXXI/Освоение Сибири и Дальнего Востока в конце XVI-XVII вв.
  4. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  5. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности
  6. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии. Философия Сократа.
  7. Античные государства Северного Причерноморья. Их возникновение, организация и история по данным археологии..
  8. Антропологическая революция в античной философии.
  9. Атомистика Демокрита и Эпикура в античной философии.
  10. А—С возникновением общества природа подчиняется воле человека и развивается только по законам общества

Возникновение, становление (генезис, от греч. – рождение, про­исхождение) философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение "от мифа к логосу". Но за этим линейным движением "от... к" стоит множество вопросов проблемного характера, главный из которых – что такое философия.

Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Поэтому необходимо назвать те предпосылки, благодаря которым стало возможным появление философии и философского сознания. Речь идет об источниках философии.

Первый из них – психологическиий – удивление. Сущность его кратко можно выразить как знание о незнании. Только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному. Знание о незнании – это не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию.

Второй источник – теоретический. Однако среди философов нет единодушия по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

Несомненно, что философия тесно связано с мифом. В осмыслении этого источника есть две трудности – крайности. Нельзя думать, что для возникновения философии достаточно было изменения личностно-чувственно-образной формы мироощущения на безличностно-разумно-понятийную. Нельзя представлять этот процесс и как простое отрицание одного другим. Очевидно, нужна мера, середина: философия возникает как весьма сложное, критическое отношение к мифологическому мировоззрению и вместе с тем на основе усвоения его основных духовных ценностей.

Философия в переводе с греческого означает "любовь к знанию, любознательность, любомудрие". Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор. Рассказывают, что когда тиран г.Флиунта спросил Пифагора, кто он такой, Пифагор не без гордости ответил – философ!

Но Аристотель употреблял термин "философия" и в другом, более узком значении, применительно к науке о сущности и сути бытия. Именно эту науку, философию в собственном смысле слова, он именует первой мудростью, возникшей и выделившейся из мудрости общей.

То есть, зарождающаяся научная мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания в отличие от мифологии и ранней религии. Его фундаментом стали не фантазии и иллюзии, а реальные наблюдения, обобщения, выводы, доказательства. Философская мудрость ассоциируется со всем тем, что является результатом не мифологического восприятия, а результатом осмысления действительности с позиций разума. Это уже отмежевание от мифологического мировосприятия на основе достоверных, истинных знаний. Особую роль в становлении нового миропонимания сыграли знания агрономии, географии, медицины, математики, астрономии, истории.

В конечном итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной филосо­фией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной философии. Нет единого "духа" западной или вос­точной философии, который определялся бы характером соответствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, ин­туитивна, нацелена на эстетико-этическую просвещенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограниченный, а универсальный характер.

В философском отношении Запад интересен Востоку, а Восток Западу. Былой обособленности нет больше места. В своем единстве они призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего.

Под философией древнего Востока подразумеваются философии древней Индии и древнего Китая, под философией древнего Запада - древней Греции и древнего Рима.

 

Сходство в проблематике философии древнего мира Запада и Востока:

1) философия за­рождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания.

2) философия зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.

3) философия обращена к общечеловеческим ценностям. В центре познания - проблемы добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и др.

4) мировоззренческий характер философского знания. Философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений). Однако, философские взгляды философов не выступают однозначно - только как материалистические или только как идеалистические. В них сочетаются те и другие идеи.

5) стремление философии к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость (методологическая функция философии). С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых раз­личных явлений, даются практические рекомендации.

6) философы вырабатывают свой собственный метод исследования, анализа, объяснения явлений. Два основных философских метода - диалектический и метафизический - используются философами стихийно. Философы схватывают общую взаимосвязь явлений, их противоречивость, движение и развитие, единство и многообразие мира.

7) философия оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, куль­туру, развитие человеческой цивилизации

Формула «Запад есть Запад, Восток есть Восток» в наше время претерпевает изменение и звучит так: «Нет Востока без Запада и нет Запада без Востока»

Интерес к Востоку в наши дни огромен и, скорее всего, будет возрастать и дальше. Он всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия и т.д.

Общая характеристика, основные понятия и этапы греческой философии.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Академию.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.

Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап — период расцвета греческой философс кой мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.

Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.

Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

Третий этап греческой философии — эллинистический — характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

 

4. Досократические школы древнегреческой философии: милетская школа, пифагорейство

Милетская школа – первая научная и философская школ в европ. Цивилизации. Зародилась в 6 в. до н.э. в г. Милете. Наиболее яркий представитель Фалес, считал, что всё есть вода, всё полно богов, магнит наделен душой. Другой представитель – Анаксимандр. Расширил понятие начала всего сущего до понятия первоначала «архее»-единая, первичная, вневременная субстанция. Иначе говоря, это неопределенная материя «апейрон» - вещественное начало, лишенное границ. Еще представитель-Анаксимен, началом всего сущего считал воздух. Огонь-это разряженный воздух. Душа тоже состоит из воздуха.

Общие взгляды милетской школы, что философия возникает как рационализация мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Они считали, что любое материальное тело обладает душой. В человеке они усматривали не биологическую природу, а физическую, выводя его из воды, возуха, апейрона. Философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Она пыталась дать целостную картину мира.

****

 

Пифагор придавал большое значение числу. все есть число, все вещи суть числа. Объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа вечны. Существует вечный мир, доступный интеллекту и недоступный чувствам. Космос со всеми находящимися в нем вещами – порядок, который устанавливается числом. Процесс познания мира- есть процесс познания управляющих им чисел. Единица является основой всего ряда чисел. В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни- цель которого освобождение души от тела посредством ее очищения. Самая высокая степень очищения- созерцательная жизнь, направленная на научные поиски истины и блага. Путь познания есть высшее общение и ведет к соединению души человека с Богом. Душа-гармония телесных элементов, исчисляемая числом. Уделяли внимание праву. Весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу, т.к. высшая власть у богов и именно эта власть самая справедливая. Следует подчиняться пророкам, правителям, родителям, старшим, законам.

 

5. Формирование метафизического вопроса в досократической философии: Гераклит, элейская школа

Г.Элеи.Ее основные представители-Ксенофан, Парменид, Зенон.

Парменид утверждал, что ничто не меняется. Характеризует свойства бытия: бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу, бытие единственно и целостно, то есть не имеет частей, бытие совершенно и неподвижно. Бытие: едино, вечно, времени нет, пространства нет, движения нет. Без бытия не может быть мышления и наоборот, бытие есть, небытия нет. Небытие не существует, т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновременно признавать и бытие и небытие.

 

Ксенофан первоначалом мира считал землю-все рождается из земли и все уходит в землю. Жизнь зародилась в воде, а по мере отступления воды она развивалась на земле. Отрицал значение чувственного познания.Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос. Бог всюду един и подобен шару, он всюду видит, всюду слышит и полностью является мышлением, Бог вечен, он один, Бог неподвижен.

Парменид утверждал, что ничто не меняется. Характеризует свойства бытия: бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу, бытие единственно и целостно, то есть не имеет частей, бытие совершенно и неподвижно. Бытие: едино, вечно, времени нет, пространства нет, движения нет. Без бытия не может быть мышления и наоборот, бытие есть, небытия нет. Небытие не существует, т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновременно признавать и бытие и небытие.

Зенон. Сформулировал 40 апорий-неразрешимых затруднений.например: пшеничное зерно.направлено против чувственного воприятия. Стрела-мнимость чувственных впечатлений. Вопрос пространства и движения. Ахиллес и черепаха.-разум говорит, что самое быстрое никогда не догонит самое медленное. Вывод-движение не истинно. Гераклит Эффеский

Элейским философам противостоит мыслитель Гераклит Эфесский, ключевой формулой учения которого были знаменитые слова: “Всё течет и ничто не становится”. Это высказывание говорит о том, что всё в мире вечно движется и меняется, ничто не пребывает в неизменном состоянии. А если мы что-либо и видим неизменным, то только потому, что не замечаем произошедших изменений. Так, например, дважды нельзя войти в одну и ту же комнату. Почему? Ведь сколько не заходи а нее – всегда одни и те же стены и окна, пол и потолок, столы и стулья. Но это только на первый взгляд. Когда мы заходим в комнату второй раз, там уже совсем другая комбинация молекул воздуха, уже произошли невидимые микропроцессы в веществе, из которого сделаны стены и потолок. Значит, это уже не абсолютно та же самая комната, какая была совсем недавно. Точно так же меняется и все остальное. Да и в нашем собственном организме происходят тысячи неощущаемых нами химических и физических реакций в секунду, и мы сами в каждый момент времени уже не те, что были мгновение назад.

Ничто не стабильно, все движется и меняется и никогда ни на чем не останавливается. Мир, в котором нет ничего устойчивого и постоянного является беспорядочным и хаотичным. Но только таким он и может быть. Вообще изменение и движение – это единственно возможный способ существования мироздания. Хаос мира – это главный его принцип или закон, по-гречески - Логос. Говоря иначе, высший закон всего заключается в том, чтобы оно было хаотичным. Но закон это нечто стабильное и упорядоченное. Получается парадокс: высшая упорядоченность мира заключается во всеобщей беспорядочности или хаотичности. Два противоположные начала – Хаос и Логос, оказывается, тесно друг с другом связаны и являются, как ни странно, тождественными.

Итак, элейские философы и Гераклит сформулировали два совершенно противоположные понимания мира. Первые говорят о том, что он неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость; эфесский же мыслитель, наоборот, утверждает, что мир есть совершенное непостоянство, непреходящее движение, всеобщее изменение и полное отсутствие чего-либо устойчивого.

 

6. Поворот к человеку в древнегреческой философии: софисты, Сократ

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные суждений, новых суждений, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Софисты открывают рационалистический период греческой философии. 5 в. до н.э. Главная цель-не истина, а умение убедить слушателей, поэтому на первое место выходила риторика-искусство красноречия. Отрицали объективную истину, истина всегда субъективна. Условно софистов можно разделить на старших (Протагор, Горгий, Продик) и младших. Главная фигура-Протагор.

1) Он провозглашал изменчивость главным свойством материи и распространил этот принцип и на человека. 2)Всё возникает и существует лишь в отношении к другому, ничто не существует само по себе. 3) Все существующее в космосе приходит в противоположное себе, а не изменяется как попало. Горгий – бытие как таковое вообще не существует.1)если бы бы бытие существовало, то его невозможно было бы познать, так как между бытием и мышлением существует непреодолимая пропасть.2)мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения-слова. Логич ошибки-из др.источника!!!

Философия Сократа касалась прежде всего человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Душа человека есть «Я познающее» и раскрывается она как разумная и нравственно совестливая персона. Сущность человека сосредоточена в его душе, так как она есть то, чему служит тело. Метод субъективной диалектики - Истину Сократ понимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога. Метод объективной диалектики назвал майевтикой (повивальным искусством), так как с его помощью рождается истина в процессе беседы, диалога. Он широко использовал метод индукции(выведение более общих знаний из частных) и не менее самой истины ценил этот метод «наведения» на истину. По отношению к материальному миру он был агностиком, полагая, что познать его невозможно. Зато доступна понимаю душа человека, в познании которой-предмет философии. Познать самого себя для Сократа-найти общие для всех людей нравственные качества. Счастье и добродетель тождественны, зло-есть незнание добра.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 78 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав