Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители.

Читайте также:
  1. Cоборное уложение 1649 год. О государственном устройстве России. Оформление крепостного права
  2. III. Из истории становления и развития детской иллюстрированной книги в России.
  3. Автоматизированные информационно-поисковые системы МВД России.
  4. Актуальность правовых основ работы с молодежью в условиях развития гражданского общества в современной России.
  5. Апокалиптика и эсхатологияв русской историософии. Русские философы о будущем России.
  6. Банковская система России. Классификация банков. Принципы банковской деятельности
  7. Банковские операции, осуществляемые Банком России.
  8. Билет 11. Реформы Петра I и их влияние на развитие России.
  9. Билет 12.Эпоха дворцовых переворотов в России.
  10. Билет 15. Внутренняя политика Александра I.Попытки реформирования государственного устройства России.

40Западники и славянофилы о соотношении общества и личности («тотальности», «индивидуальности»)

Лидеры славянофильства — Хомяков, Киреевский, Аксаков,Самарин — выступают с обоснованием самобытного пути развит России. В основе славянофильного понимания русской истории лежат общие взгляды об историческом процессе, наиболее полно представленным в незаконченном фундаментальном труде Хомякова под шутливым названием, данным ему Н.В. Гоголем, — «Семирамида». Развитие духовной жизни и культуры Европы определяется тем, что ее народы были приобщены к христианству насильственным путем. Только православие восприняло и сохранилось, по мысли славянофилов, вечную истину раннего христ-ва во всей ее полноте, а именно идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе). В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью. В результате этого оформился «дух народа», благодаря которому народ становится подлинным субъектом исторического процесса. Большая заслуга славянофилов заключается в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление. Славянофилы придерживались органического взгляда на общество как на естественно сложившуеся общность людей, имеющую собственные принципы организации жизни. Органический взгляд на общество означал, что его развитие представлялось процессом саморазвития по аналогии с явлением живой природы. А.С. Хомяков предупреждал об опасности грубого вмешательства в общественную жизнь. Нельзя насильственно ломать целостность народной жизни и втискивать ее в чуждые ей формы культуры. Структурной единицей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной характеристикой которого является самоуправление. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму. И.В. Киреевский описывает различие между организацией общества в Западной Европе и в России. Если бы кто-то хотел вообразить себе западное обще­ство времен феодализма, то ему представилось бы множество замков, каждый из которых замкнут, обособлен и враждебно настроен против всех остальных. Русское общесттво того же периода — это бесчисленное множество маленьких общин, расселенных по всей земле русской и составляющих каждая свое согласие или свой мир. славянофилы наглядно показали, что жизненное начало России и Европы различны, что означало неприемлемость европейских форм жизни для России. Размышляет о переносе европейских форм культуры на русскую почву, он утверждает: «Я не говорю: лучше не принимать, но говорю: нельзя принять, если бы даже и хотели» Нельзя принять потому, что в ходе исторического развития уже были выработаны начала русской жизни. Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся Чаадаев, Герцен, были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. но их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера вевропейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы. Многие идеи западников были вынесены ими из общения со славянофилами. «западниками» их можно назвать лишь условно, и от своих противников — славянофилов они отличались не столь принципиально, как это кажется им самим, а с другой — за социально-политическими и историко-философскими высказыванием этих атеистов таятся сильные и типично русские религиозные устремления и идеи». 1 из первых русских мыслителей-западников был П.Я. Чаадаев. Основой мироздания Чаадаева считал мировой разум — высшую реальность, лежащей в основе видимой реальности природного и исторического бытия. Божественный разум, выступающий как Провидение, определяющей всю человеческую историю. Развитием народов руководит «божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в духовном мире». Существование же России в мировой истории, по Чаадаеву, лишен смысла, поскольку божествененное провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии. Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формируются в рамках западничества, были хорошо известны мыслители и общественные деятели: Белинский, В отличае от либерального западничества они рассматривали философию как средствово для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской действительности не только на основ просвещения и развития науки, но и революционными методами. Мысли об активной роли философии в общественной жизни пронизывают произведения Белинского и Герцена. 3адача философии — содействовать нуждам эпохи, целям развития народа. Во имя освобождения личности от крепостного гнета и ее полноцветного развития они становятся проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральной точки зрения рассматривался как идеал справедливого общества. Белинский, например, считает, что переустройство общества можно совершить только силой народного движения, народой революцией. в отличае от Герцена он не возлагал особых надежд на общину, не верил в социалистические инстинкты русского крестьянина. Герцен и Белинский, считали, что социализм должен быть только средством освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как самоцель. Насилие способно только расчищать место для будущего. Для социального созидания нужны конструктивные идеи и развитое народ сознание Одним из наиболее радикальных представит западничества в России был Михаил Бакунин, проповедовав идею безгосударственного социализма, назван им анархизмом. рассматривает исторический процесс как результат «борения начал» — животности и человечности. Основу исторического процесса, по его мнению, составляют след 3 принципа: человеческая животность, мысль и бунт.

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 72 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав