Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность.

Читайте также:
  1. Абсурдная свобода.
  2. Административная ответственность.
  3. Административное правонарушение и ответственность.
  4. Билет № 29 1. Личность. Межличностные отношения.
  5. Билет № 8 Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  6. Билет №52. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность. Виды дисциплинарных взысканий, порядок их наложения и снятия.
  7. Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность
  8. Биологическое и социальное в человеке. Личность.
  9. Вижущие силы и факторы общ. развития. Свобода и необходимость в истории общества.
  10. Власть как иная свобода. Идея воли к власти в философии Ницше.

Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человече­ского. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность. Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Свобода — это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе.

62 Социальная среда и личность: проблема самореализации человека. На формирование, развитие и самореализацию личности большое влияние оказывает социальная среда. Средовые влияния делают людей, как похожими друг на друга, так и уникальными. К наиболее значимым факторам социальной среды относятся культура и социальный класс, к которому принадлежит личность. Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

63. Понятие об-ва. Отличие обществ. жизни от процессов живой природы. Деятельность как специфический способ существования общества. Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. В общественной жизни в отличие от природы для осуществления процесса необходимо, кроме объективных условий, активное воздействие субъективного фактора - сознательной деятельности социальных сил, классов, партий. Они делятся на реальные и формальные. Первые возникают из объективной необходимости законов и тенденций развития. Вторые обусловлены случайными, побочными по отношению к основным закономерным тенденциям факторами. Реальные возможности в свою очередь делятся на абстрактные и конкретные. Абстрактными считаются те реальные возможности, для реализации которых еще не существуют необходимые условия. Различие между этими видами возможностей относительно, так как разные абстрактные возможности находятся на различных этапах превращения в конкретные. Результат зависит от вызревания условий. В широком смысле понятие "деятельность" означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философ. антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей.

64 Общество как саморазвивающаяся система. Особенности социальных законов и их отличие от законов природы. Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.

Законы социальные - объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с Конта, социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют в мире природы.Но не следует забывать, что социологические законы, в отличие от законов природы, реализуются только через деятельность людей, научное познание которой немысли­мо без учета связи объективного и субъективного. Внут­ренним источником активности личности и социальных групп выступают потребности и интересы, поэтому дейст­вие общих социальных законов объективно, хотя в то же время связано с субъективным фактором.

65 Природа как объект философского анализа. Взаимодействия человека и природы. Понятие биосферы и ноосферы. В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека. В этом смысле категория «природа» соизмерима с понятиями «материя», «Универсум», «мир» - предельно широкими философскими категориями. Рассмотренная в таком значении, категория «природа» соответствует латинскому термину «natura». Отсюда и название философских знаний о природе - натурфилософия. В контексте этого типа знаний природа включает в себя все формы проявления материального мира: неживую природу, живую природу и общество. Понимаемая в более узком смысле, природа - неживая и живая - является основным объектом изучения естествознания. В этом измерении она противопоставлена обществу, а в соответствии с канонами классической философии - и человеку. Как объект естествознания, природа соответствует греческому термину «physis», что означает рожденное, а не сотворенное кем-либо. Сужая и конкретизируя далее содержание понятия «природа», следует указать на ее значение как совокупности условий и предпосылок существования человека и общества. В этом смысле часто используется интерпретация природы как среды обитания. Весь мир – взаимосвязь нескольких сфер. Биосфера (ЭдуардЗюсс, В. И. Вернадский) оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли. Основным понятием биосферы Вернадского является живое вещество. Под ним он понимал биомассу растений биомассу животных, биомассу микроорганизмов. Он говорил «Биосфера это сфера где разумная чело-я деятельность опосредует собой все геологические процессы происходящие на земле» Ноосфера ( Эдуард Леруа, Пьер Тейяр де Шарден) Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития.

66 Происхождение и сущность глобальных проблем современности, их характеристика. К концу 60-х годов в головах ученых, организованных в порядке личной инициативы А. Печчеи в «Римский клуб», стала вырисовываться угроза роду Homo sapiens не менее страшная чем атомная. Она связана с характером начавшейся в мире НТР и также грозит качественно изменить всю биосферу Земли, сделав её непригодной для существования людей. Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. Усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Экологическая проблема. В её современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С того времени стали проявляться и усиливаться симптомы

экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. К основным глобальным экологическим проблемам современности, находящимся в поле зрения человечева в начале XXI в., следует отнести: изменение климата Земли, парниковый эффект, разрушение озонового экрана, химическое загрязнение атмосферы, демографический взрыв

68. Понятие и роль географической среды в жизни общества. Её влияние на историческое развитие народов. Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда — необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение. При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются две ошибки: преувеличение этого влияния и недооценка его. Оба этих представления приводят к отрицательным последствиям. Особенно это касается второго заблуждения, которое нацеливает людей на «покорение» природы. Географическая среда — это материальная база развития общества. Она влияет на развитие общ-ва и его хоз-ва. Степень влияния геогр. среды опред-ся уровнем развития производства, характером общественного строя. Но это влияние не беспредельно. Многое зависит от способа добывания средств к жизни, иными словами, от того, как будут производиться окружающие человека материальные блага, как будут складываться производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.

 

69 Сущность теории «географического детерминизма» и «геополитики». Геогр. детерминизм - концепция которая появилась в науке благодаря Шарлю Монтескье и согласно этой концепции, естественная среда обитания оказывает влияние на культуру и трудовую деятельность человека. Геополитика это понятие которое появилось в сер 20 века. содержание геополитики раскрывается с помощью таких положений как жизненное пространство и сфера повышенных интересов. Геополитика – политическая теория и практика, основанная на положении о том, что политика в значительной степени определяется географическим местоположением страны, её природно-ресурсным и климатическим потенциалом, плотностью населения, темпами его прироста, этническим составом и т.п. Геополитика занимается в первую очередь проблемами влияния географических факторов на международные отношения.

70 Народонаселение – предпосылки и условия общественной жизни. Сущность теории Мальтуса Т.Р. и неомальтузианства. Современная демографическая проблема. Народонаселение - совокупность людей, живущих на Земном шаре (человечество) или в пределах конкретной территории - континента, страны, области и т.д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальной и духовной жизни определяет возможности развития общества. Для нормального функционирования и развития общества в целом необходим определенный минимум людей или определенная плотность народонаселения. В 20 в английский еписком Мальтус сформулировал закон роста народонаселения в работе «Опыт о законе народонасе­ления». Сущность теории Мальтуса заключается в следующем: Все дело в существовании «постоянного стремления всех живых существ размножаться в большем количестве, чем, то для которого существуют запасы пищи». В то же время возможности Земли в обеспечении людей продуктами питания ограничены и увеличить их нельзя. Но люди не отдают себе в этом отчет, и, когда «страсти заглушают голос рассудка, а инстинкт делается сильнее предусмотрительности», соответствие между запасами пищи и количеством населения нарушается и человечеству грозит голод. Причем численность населения увеличивается гораздо быстрее, чем совершенствуется обработка земли. Если в 1900 г. численность населения составила 1 млрд. 660 млн. человек, то к 2000-му году, по различным оценкам она превысит 6 млрд. чел.

71 Проблема сознания в философии. Возникновения сознания, его природа и сущность. Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

72 Понятие и сущность духовной жизни общества. Основные её элементы и виды духовной деятельности. Духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность. Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также: духовные потребности; духовную деятельность и производство; духовные ценности; духовное потребление; духовные отношения; проявления межличностного духовного общения.Виды дух деятельности: искусство, наука, религия

73 Структура общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания: 1). Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внеш­ней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2). Общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируе­мое стихийно в повседневной жизни людей. 3). Общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.) Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления.

 

74 Формы общественного сознания, их возникновение и развитие. Формы общественного сознания - различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе к-рого они возникают в процессе практической деятельности, общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные крите­рии их разграничения:1).По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).2).По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов. 3).По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познаватель­ные, мораль — нравственные и т.п. 4).По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

75 Нравственное и эстетическое сознание. Общечеловеческие принципы морали. Социальные функции искусства. Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка. Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Социальные функ­ции искусства: выражает внутреннюю сущность человека в ее цельности; превращает субъективное содержание человека в общезначимое и целостное объективное бытие; обеспечивает целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссозда­ние мира; обеспечивает целостность и мобиль­ность о.с., его поисковую направленность в буду­щее, психологическая устойчивость в настоящем; многовековая преемственность культуры, ее нарастающая универсальность; выражает смысл всего человеческого развития; вбирает в себя все достижения человечества, трансформируя и изменяя их.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав