Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки. Интернализм и экстернализм

Читайте также:
  1. I. Общие проблемы философии науки.
  2. I. Основные богословские положения
  3. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  4. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  5. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  6. II. Факторы биологической эволюции
  7. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  8. III. Исторические этапы формирования современной науки
  9. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  10. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.

Исторические типы науки:

1. «Преднаука» - специализированное знание первых цивилизаций (Месопотамия, Египет). Древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали и накопили большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Ведь люди следили за небесными явлениями, лечили болезни, вели простейшие расчеты, занимались приручением и селекцией животных задолго до того, как возникли первые научные дисциплины. Но это знание носило рецептурный характер - было тесно связано с конкретными практическими задачами - ведением календарей, измерением земли, предсказаниями разливов рек и т.п.

2. Античная наука – уже исторический тип науки в собственном смысле. Первые античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр - многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной:

- в отличие от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания - теорий.

- эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово “теория” означает “созерцание”. Согласно Аристотелю, “теория” означает такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей.

- научное знание разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального характера, но обучали ему всех желающих и способных к науке людей.

- возникает критическая традиция - в отношении мифа и предшествующих теорий (Ионийская школа);

- письменность, точные понятия, безличная коммуникация (Гуссерль).

- универсальная модель: первоначала (стихии), замкнутый Космос, модель «макро-микрокосм)

Средние века – обычно средневековая наука как подтип этого типа (традиционные высокоразвитые цивилизации):

- Космос – христианизируется, авторитет Аристотеля и Библии. Более ясно – важная идея творения. В Западной Европе – университеты – новая институциональная форма.

3. Новоевропейская наука (классический период) – уникальное явление – в иных цивилизациях не было – распространялась заимствованием. Коперниканская революция, великие географические открытия – идея прогресса, «Новый органон» Ф. Бэкона. Галилей – математизация природы, точный эксперимент. «Разрушение Космоса» – величайшая революция, снятие границы между «надлунным и подлунным мирами». Снятие границы между естественным и искусственным, механика – основная наука, только механические причины (у Аристотеля – 4 причины).

4. Неклассическая наука – как новый вариант новоевропейской. Идея развития – 19 в. Генезис социально-гуманитарных научных дисциплин; научная революция рубежа 19-20 вв. – теория относительности, квантовая механика, генетика; наука как важнейший социальный институт – индустриальное техногенное общество.

Интернализм и экстернализм. Эти понятия относятся к факторам, причинам развития знания.

ИНТЕРНАЛИЗМ - продолжает традиции «интеллектуальной истории науки», «истории идей» и рассматривает в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания, факторы:

 объективную логику возникновения и решения проблем,

 эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ.

Интернализм отводит социальным, экономическим и культурным влияниям роль факторов, способных, в зависимости от ситуации, лишь тормозить или ускорять имманентный рост познания.

ЭКСТЕРНАЛИЗМ - его сторонники считают, что основными факторами, определяющими рост знания, являются социальные, экономические, технические и культурные причины и потребности. Экстернализм тесно связан с марксизмом. Значительное влияние на его возникновение оказал доклад Б.М.Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» на Втором международном конгрессе историков науки в Лондоне (1931). Но сейчас экстернализма придерживаются и некоторые западные эпистемологи и философы науки




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 70 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав