Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.
В отношении русской философии в философской историографии существует две крайние позиции:
Не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России.
Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не «вписывается» в исторический ряд западноевропейской философии.
Предметом русской философии является «русская идея», под которой понимают размышления о том, что есть Россия и какого её предназначение в мировой истории.
Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности всего русского, его связи с универсальным, мировым духом. Русские философы, исследуя русскую идею, вкладывают в неё различное содержимое.
Черты русской философии:
Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.
Более позднее, чем на Западе, конституирование философии в самостоятельное знание.
Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими. Критика «логоцентризма» в теории познания, стремление выработать идеал цельного, непосредственного познания.
Интерес к проблемам философии истории.
Отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики.
Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию.
По мнению Н.О.Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).
Предметами философского поиска русских мыслителей были:
Проблема человека
Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма)
Проблемы морали и нравственности
Проблемы выбора исторического пути России – между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии)
Проблема власти
Проблема государства
Проблема социальной справедливости
Проблема идеального общества
Проблема будущего
Русская идея – понятие, введённое Соловьёвым В.С. в 1888. Содержание понятия «Русская идея» представляет собой философско-религиозно-политический синтез, который необходим в качестве базиса для решения проблемы определения «смысла существования России во всемирной истории». Говоря простыми словами, Русская идея – это понятие, с помощью которого можно объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину исторического развития России.
Суммируя дискуссии, можно условно выделить следующие основные группы проблем и линий спора:
Любовь к России, к Родине – характер русского, точнее, российского патриотизма. Патриотизм как пробуждение национального самосознания, его исторические фазы и роль в «национальной идентификации» россиян.
Историческая миссия России и её народа. Утверждение о русском народе-мессии, возрождение идеи о России как «третьем Риме».
Исторический путь России, его своеобразие и пересечение с путями других народов, стран, регионов: Россия и Запад, Россия и Восток, Россия как Евразия.
Русская душа, или специфика национального характера русского народа.
Своеобразие российской национальной культуры и философии.
Российская государственность. Специфика решения проблем свободы, права, демократии, реформ и революции в России.
lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав